Подробности

Бизнес

Торговый переворот

14.09.2011

Если реклама – двигатель торговли, то торговля – локомотив экономики. Такой вывод следует из принятого региональным правительством Комплекса программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011-2015 годы.

Согласно данному документу, «потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Рязанской области».

Дефицит или переизбыток?
Одной из мер, направленных на создание этих условий, является увеличение количества торговых площадей. Как это не покажется странным, но всех существующих в Рязани и области супермаркетов и многочисленных торговых центров недостаточно для того, чтобы региональный потребительский рынок считать достаточно развитым. Даже планируемые к открытию в ближайшее время ТРЦ «М5Молл» и ТРЦ «Премьер» (каждый по 80 тысяч квадратных метров), а также вторая очередь ТРЦ «Виктория Плаза» (еще 22 тысячи квадратных метров) не решают проблемы обеспеченности торговыми площадями даже областного центра. Как видно из анализа состояния розничного потребительского рынка области, приведенного в программном документе, норматив для рязанского региона составляет 469 квадратных метров на 1000 жителей. Но эти метры должны быть «современными».

Что подразумевается под этим определением, подробно описано во вступившем в силу 1 января 2011 года Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Не вдаваясь в ее тонкости, отметим, что все сравнительно недавно возведенные торговые предприятия, такие, как супермаркеты «Глобус», «Лента», ТРЦ «Малина», ТРЦ «Круиз», реконструированный «Барс» и т.п. являются образцом «современности». Торговое наследие советской эпохи в эту категорию не попадает. При этом необходимо отметить, что фактическое наличие торговых площадей исчисляется в 614 метрах на тысячу жителей, то есть регион уже имеет больше, чем ему положено по нормативу. Однако лишь 70 квадратных метров в районах области и чуть более 140 в областном центре соответствуют предъявляемым требованиям.

В документе указано, что «для рынка Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов». Кстати, обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше - более 500 кв. м. Поэтому по планам областного минэкономразвития, подготовившего данный комплекс программных мероприятий, к 2015 году обеспеченность населения области торговыми площадями должна достигнуть 780 квадратных метров на 1000 жителей. Иначе говоря, строительство различных предприятий розничной торговли будет продолжено.

Возникает логичный вопрос: какими силами и средствами планируется создание дополнительных современных торговых площадей? Разумеется, эта задача будет решаться путем привлечения частных инвестиций, которые, вероятнее всего, придут из других регионов – местный торговый бизнес имеет единичных представителей, которым это под силу. Иначе говоря, в регионе будет продолжена сетевая экспансия.

Рынок, попавший в сети
В настоящий момент на территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей. Большинство из них сосредоточено в областном центре. При этом 45 предприятий пяти федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Глобус») и двух региональных («Барс» и «Снедь») сетевых компаний присутствуют в 16 муниципальных образованиях. В основном магазины сосредоточены в районных центрах – Сасово, Скопине, Касимове, Рыбном, Шацке и Новомичуринске. Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три последние года вырос с 17 до 23%. Улучшится ли состояние региональной экономики от того, что количество «сетевиков» будет увеличиваться, сказать однозначно сложно.

Во-первых, как показывает практика, «пришельцы» не жалуют местных товаропроизводителей. Они приходят в регион со своими правилами игры, принять которые под силу лишь сопоставимым по масштабам деятельности производителям. Предъявляемые требования к упаковке товара, стоимость «входного билета» в сеть, условия поставки и расчетов за реализацию не приемлемы для местного малого и среднего бизнеса. Поэтому в крупных сетевых магазинах очень трудно встретить рязанские овощи и фрукты, хлеб, молоко и прочую продукцию повседневного потребления. Между тем, потребитель, полюбивший удобство супермаркетов в виде широкого ассортимента и пропагандируемой ценовой доступности товаров, массово «ушел» в сети, не задумываясь о том, почему местный картофель стоит 15 рублей за килограмм, а привозной – всего 9.

Во-вторых, сетевые продуктовые предприятия торговли невольно подрывают деятельность по обеспечению товарами первой необходимости небольших населенных пунктов рязанской области. Как известно, около 30% населения региона проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли. Остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или выезжать туда, где есть магазин. Привозной торговлей в регионе фактически занимается лишь одна организация – Рязанский областной союз потребительских обществ. Открывать магазины или даже разово завозить товар в малочисленные поселения не входит в планы частных предпринимателей, а тем более, продуктовых «сетевиков». Торговля в деревнях, где проживает 10-15 пенсионеров, убыточна.

Но Рязоблпотребсоюз все равно не отказывается от нее, перекрывая прибылью с магазинов, расположенных в райцентрах, крупных поселениях. Однако, учитывая то, что федеральные компании в последние годы ведут активную политику по созданию магазинов в пунктах с населением от 3 тысяч жителей, сеть рязанской потребкооперации вынуждена уступать прибыли. Построить и оборудовать магазин такого же уровня, который могут позволить себе «федералы», ей не под силу. По данным минэкономразвития, лишь 3% торговых предприятий кооперации соответствуют категории современных торговых площадей. Если Рязоблпотребсоюз потеряет покупателей в относительно крупных населенных пунктах, то не будет иметь возможности развозить продукты по отдаленным деревням и селам.

В-третьих, рост количества торговых предприятий на территории областного центра негативно сказывается на состоянии городской дорожной сети. Например, формирующееся изобилие крупных торговых центров на Московском шоссе грозит скорым транспортным коллапсом. Проводимое сегодня расширение одной из главных и проблемных магистралей Рязани не решает ситуации – ведь ширина проезда под путепроводом через Московское шоссе в районе улицы Вокзальной остается неизменной, равно как и наличие затрудняющего движения поворота со стороны Михайловского шоссе. Развитие региональной торговли пока не согласуется с транспортным преобразованием областного центра.

И в заключение: управляющие городских торговых центров констатируют продолжающееся снижение уровня покупательской способности, проходимость также падает. Наличие переизбытка торговых площадей отмечают и предприниматели, арендующие места в торгово-развлекательных центрах. Сумеют ли выдержать возрастающую конкуренцию небольшие магазины, расположенные в шаговой доступности от жилых кварталов и востребованные представителями наиболее социально уязвимой части общества, пока не вполне понятно.

Подготовила Ксения Бахорина



Метки: торговля, кризис, ТРЦ «М5 Молл», ТРЦ «Премьер», «Виктория Плаза», «Барс», ТРЦ «Круиз», ТРЦ «Малина», Рязоблпотребсоюз, «Глобус», «Лента»


Поиск

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

21.03.2024 16:07
Ростелеком и НОТА будут совместно продвигать цифровые продукты для бизнеса

21.03.2024 15:54
Аудиторы выявили в МУП «РМПТС» завышение стоимости работ на 156,5 миллиона рублей

21.03.2024 15:31
КСП Рязани отметила значительный рост муниципального долга

14:25
В центре Рязани столкнулись автобус и легковушка

14:09
ФСБ в Рязанской области пресекла деятельность подпольных оружейников

14:02
В Рязани прооперировали женщину, которой отказали ведущие медцентры страны

12:57
Мэрия Рязани утвердила правила пользования платными парковками

12:50
Рязанские транспортные полицейские с поличным задержали распространителя «синтетики»

12:24
Житель сасовского села грозился убить брата «трезвым поленом»

12:12
Идёт приём документов на получение статуса социального предпринимателя

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31