Подробности

Конфликт

Учебный процесс

10.05.2010

До 2006 года в России действовал закон «Об образовании», который предусматривал для образовательных учреждений, с одной стороны, гарантии государственного финансирования, а с другой – возможность использования самостоятельно заработанных средств.

После принятия в 2006 году закона «Об автономных учреждениях» школы и вузы должны были выбрать либо сохранение бюджетных гарантий, либо свободу распоряжаться средствами по собственному разумению. На сегодняшний день в России действует девять автономных вузов и несколько автономных школ – руководители явно предпочли бюджетные гарантии. Теперь же школы, училища, колледжи и вузы ожидают очередных нововведений, которые приготовил им законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На минувшей неделе он был одобрен Советом федерации.

На новый лад
Цель нового закона, как заявляют его разработчики, – повысить качество услуг в бюджетной сфере (прежде всего речь идёт о здравоохранении и образовании). Как гласит пояснительная записка, «у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов». Чтобы сформировать эти самые стимулы, было решено изменить правовое положение бюджетных учреждений, заставив их функционировать на основе рыночных принципов.

Между тем, новый документ быстро оброс слухами и домыслами. В последнее время нередко можно было услышать мрачный прогноз, что родителям придётся платить за каждый урок для своего ребёнка-школьника. Авторы закона уверяют: на этот счёт нет ни одного указания, объём финансирования основных образовательных программ гарантирован государством в полном размере. Все обязательные предметы в объёме, предусмотренном образовательным стандартом, для учеников останутся бесплатными. А за дополнительные занятия в автономных школах и вузах (например, за изучение второго иностранного языка) нужно будет платить.

Такое положение вещей обусловлено изменением механизмов финансового обеспечения бюджетных организаций. Теперь деньги им будут выдаваться не по смете, как раньше, а под государственное задание. Сами же школы и вузы получили право заниматься деятельностью, которая приносит выгоду, а также распоряжаться поступившими доходами по своему усмотрению. В результате у школы больше не будет проблем в том случае, если руководство захочет перекинуть средства на другую статью расходов, например, на ремонт помещения. Исключение – распоряжение особо ценным имуществом, перечень которого устанавливает учредитель – в его роли по-прежнему будет выступать федерация, субъект РФ или муниципальное образование. В собственности учредителя остаётся также всё имущество образовательных учреждений. Кроме того, в законопроекте прямо указано, что в связи с его принятием не требуется переназначение руководителей и работников бюджетных учреждений.

Как отмечается, деятельность вузов и школ, вернее, финансовый её аспект, станет намного прозрачнее для контроля. Если сейчас информация подобного рода от общественности закрыта, в будущем содержание операций станет открытым, в том числе и для проверяющих. Кроме того, в свободном доступе в Интернете будут публиковаться юридические и финансовые документы учреждений, такие как план финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчётность; сведения о проведённых контрольных мероприятиях и их результатах; государственное задание на оказание услуг; отчёт о результатах деятельности и об использовании закреплённого госимущества. Вопросы, касающиеся госзадания, регулируются Бюджетным кодексом. Такое задание представляет собой письменный документ, который содержит указания и о количестве, и о качестве работ или услуг. Стоит отметить, что если учреждение не выполняет все или часть требований госзадания, финансирование может быть приостановлено, а затем и вовсе прекращено.

Нынешние школы хорошо знакомы с нормативно-подушевым финансированием с учётом количества учеников, их категорий, разных программ и т. д., однако в этой системе нет показателей качества. Правда, у школ есть федеральные образовательные стандарты. Хотя они и не являются стандартами качества, в них прописаны требования к условиям реализации образовательного процесса, результатам освоения учащимися программы, к её примерной структуре. В госзадание из этих стандартов могут быть перенесены требования к кадровому потенциалу школы, к материально-технической базе, оснащению.

На встрече с профессорско-преподавательским составом Рязанского государственного радиотехнического университета, прошедшей в конце апреля, депутат Государственной Думы РФ, член комитета по науке и наукоёмким технологиям Николай Булаев прокомментировал законопроект следующим образом:
– Государство работает по принципу «деньги в обмен на обязательства», причём контроль за тем, как выполняются обязательства, достаточно жёсткий. Учебные учреждения должны иметь в виду, что с них спросят за качество подготовленных специалистов. Другими словами, предполагается достаточно жёсткая конкуренция, и за деньги в том числе. Мне кажется, что этот закон будет полезен именно тем, кто хочет и может работать эффективно и качественно, кто готов в обмен на обязательства взять средства у государства.

Закон предусматривает, что любое образовательное учреждение за пределами государственного заказа может заниматься внебюджетной деятельностью. Таковой и сейчас занимаются школы, техникумы, вузы. Госзаказ финансируется государством в полном объёме, ни о какой обязательной плате за образование не может идти речи. А если школа предоставляет дополнительные занятия, то это право родителей – согласиться на эти платные уроки или нет.

У любого закона есть недостатки, прогноз, который мы делаем при подготовке законопроекта, не бывает всеобъемлющим. В новом образовательном документе, в отличие от многих других, есть норма, согласно которой государство берёт на себя обязательство проводить мониторинг на предмет того, как закон реализуется. Так мы будем иметь возможность чутко реагировать, какие изменения нужно внести в закон, дабы он не навредил.

На перепутье
Принятый законопроект определяет несколько форм для бюджетных учреждений: они могут быть автономными, бюджетными или казёнными. Шанс стать автономными есть только у сильных и конкурентоспособных структур. Им разрешат оказывать платные услуги, привлекать инвестиции и тратить доходы так, как они сами сочтут нужным.
Статус бюджетной организации подразумевает, что деньги ей будут выделяться в виде субсидий через казначейство. Такие школы также смогут предлагать платные дополнительные занятия, кружки и факультативы, но тратить прибыль им придётся с учётом некоторых оговорок. Впрочем, неглобальные решения директора будут принимать самостоятельно, например, на что потратить часть средств – на ремонт или на организацию школьного праздника.

Кроме того, будет создан новый тип государственных учреждений – казённые. К ним будут отнесены Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки. Федеральная служба охраны. По логике вещей, этот же статус будет определён для детских домов, спецшкол и малокомплектных учебных учреждений. Казённый статус обязывает зачислять доходы таких учреждений в бюджет федерации, региона или муниципального образования. Для них чётко прописаны все статьи затрат, а средства будут перечисляться через казначейство в строго определённое время.

В течение переходного периода – до 1 июля 2012 года – бюджетные учреждения могут функционировать как раньше. Средства из казначейства до вступления закона в силу также будут поступать не единой суммой, а в виде укрупнённых смет. Многие независимые эксперты сравнивают новый закон с ваучерной приватизацией и так называемой монетизацией. Указывается, что последствия принятия этого документа, а именно – закрепление в законе типа бюджетных организаций, приведут к том, что сама конструкция учреждений станет неопределённой. По объёму предоставляемых прав они станут фактически разновидностью коммерческих организаций.

Опасения же родителей сводятся к тому, что бесплатная часть школьного и вузовского образования станет ощутимо меньше, а количество платных услуг увеличится. По мнению скептиков, возрастёт и коррупция, так как только чиновник будет определять, кому давать задание, а кого лишить государственных средств. Вызывает опасения и вопрос, что будет со школой, которая госзадания не получит – ведь даже школы с сильным педагогическим составом и элитные вузы могут оказаться под угрозой, если не смогут набрать нужного количества учащихся.

Стоит задуматься и о том, что школы, ссузы и вузы – это только часть подпадающих под законопроект структур. Всего будет реформировано 328 тысяч бюджетных учреждений. Как гласит всё та же пояснительная записка, проект разработан в целях оптимизации расходов. Возможно, именно такая формулировка и вызвала страхи общественности, так как под «оптимизацией» с недавних пор подразумевается в подавляющем большинстве случаев сокращение финансирования.

Подготовила Антонина Веселкова

Галина Баранова, заместитель генерального директора ООО «Стеклотара»
– Я, конечно, считаю, что образование должно быть полностью бесплатным. Уроки, за которые родители будут платить, от самого этого фактора лучше не станут. Если у ребёнка есть способности в определённой сфере, он интересуется конкретным предметом, то он будет учиться в любом случае, а если же нет, можно заплатить хоть миллион рублей, а толку из этого не выйдет. Так что платное образование по своему качеству ничем не отличается от бесплатного.

Евгений Жаворонков, директор ООО «Колор-Сервис»
– Я уже плачу за образование своих детей – к ним приходит репетитор по английскому языку и занимается индивидуально. Я считаю, что подобная практика намного более эффективна, так как ученику уделяется больше внимания, намного строже контроль. Преподаватель знает, за что он получает деньги, и на занятиях выкладывается полностью. Да и результат вполне ощутимый. В школу же мы все в своё время ходили и прекрасно знаем, как ученики относятся к занятиям – лишь бы быстрее урок прошёл. Со стороны большинства учителей отношение такое же. Если дополнительные занятия в школах сделают платными, это станет просто бесполезной тратой денег. От занятий в группе пользы мало.

Светлана Галицына, инженер-конструктор компании «Оргстекло-Рязань»
– На мой взгляд, мы уже платим достаточно. Так, например, в следующем учебном году мы вынуждены оплатить ремонт в классе, где учится моя дочь, вплоть до того, что родители будут покупать для учеников парты. Если ещё и все дополнительные занятия станут платными, такая ноша может оказаться непосильной для бюджета многих семей.

Олег Лесной, директор типографии «Лист»
– В принципе, я готов платить за образование своих детей в школе. По моему мнению, благодаря плате за обучение отсеиваются те ученики, которые учиться не хотят в принципе и родителям которых все равно, как занимается их ребёнок. Не вижу ничего плохого в том, что учащиеся дифференцируются подобным образом. В классе, где в учёбе все заинтересованы, осваивать новые знания легче, а сам процесс – плодотворнее. Если дополнительные занятия перестанут быть бесплатными, я буду за них платить, так как намерен сделать всё, чтобы обеспечить достойное образование своим детям.

Георгий Обухов, предприниматель
– В школе есть и сейчас платные занятия, так что по большому счёту новый закон ничего не меняет, конечно, в том случае, если он будет действовать так, как обещает правительство. Но серьёзные опасения всё же есть. Например, для ребёнка может стать обязательным курс, формально не включённый в гарантированный образовательный стандарт, а значит, за него платить придётся по-любому. Кроме того, в каждой школе проходят занятия по подготовке к ЕГЭ, которые не входят в число основных. Конечно, они станут платными для всех или даже более дорогими там, где за них уже брали деньги. И как же ученику сдать ЕГЭ, если такие занятия не посещать?

«Совет директоров», №18/2010


Метки: образование, Николай Булаев


Поиск

14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

13.04.2024 09:58
Переданы в суд дела о мошенничестве при закупке коммунальной техники в Рязани

12.04.2024 16:36
Руководителем МУП «РМПТС» стал Денис Гаврилов

12.04.2024 14:17
В Рязани число камер для системы «Безопасный город» увеличат до 1500

12.04.2024 10:18
И.о. ректора РГУ стала Лариса Лазуткина

12.04.2024 09:15
В «Метропарке» построят школу для 3 тысяч учеников

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30