Стенограмма

Территория

Семинар, посвящённый развитию торговли в Рязанской области

31.07.2009

В ТЦ «Барс-Премиум» комитетом по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области был проведён семинар «Перспективы развития торговли в современных условиях — важнейшая составляющая экономики региона».

Олег Булеков, председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области
— Потребительский рынок Рязанской области является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. В 2008 году оборот розничной торговли 82,7 миллиарда рублей по области и увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,7%. По темпам роста Рязанская область заняла 2 место по ЦФО, впереди была лишь Ивановская область. В первом полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 42,2 миллиарда рублей и увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом прошлого года всего на 1,1%. Несмотря на то, что темпы роста достаточно малы, но смотря динамику по Центральному федеральному округу, где Рязанская область одна из немногих имеет положительную динамику роста, все остальные области, к сожалению, дали отрицательные показатели по динамике роста в первом полугодии 2009 года. Положительная динамика сохраняется с начала периода кризиса — с октября 2008 года. Цифры говорят о том, что в период глобального кризиса предприятия торговли находят пути и выходы из сложных ситуаций для дальнейшего развития.

В розничной сети сегодня в Рязанской области представлено более 5,5 тысячи магазинов различных форматов и около двух тысяч объектов мелкорозничной торговли. На сегодняшний день работают 42 рынка и 32 ярмарки выходного дня, около 200 предприятий оптовой торговли. Обеспеченность торговыми площадями в среднем по области составляет 488 квадратных метров на одного человека. Резонный вопрос — это много или мало для Рязанской области? Если смотреть те нормативы, которые были в советский период, то обеспеченность торговыми площадями практически увеличилась вдвое. Но если смотреть опыт европейских стран, то мы, конечно, ещё далеко отстаём. В проекте Федерального закона о торговле чётко сказано, что на сегодняшний день федеральное правительство будет разрабатывать методику определения необходимых площадей на 1000 жителей. И каждая область будет разрабатывать критерии в соответствии с этой методикой для своей области отдельно.

Сеть предприятий общественного питания представлено 1500 баров, ресторанов, столовых, закусочных и буфетов. Также обеспеченность общественным питанием по старым показателям равняется 145%. Будет пересчёт в каждой области, и тогда мы поймём на какой стадии развития мы находимся, и главам муниципальных образований и руководителям городов будут даны соответствующие рекомендации при территориальном планировании учитывать то размещение торговых объектов и объектов сферы услуг, которые необходимы, чтобы мы приблизились к европейским стандартам.

Всего в сфере питания сегодня занято до 60 тысяч человек. Это 10% всего трудоспособного населения области. Доля торговли во внутреннем региональном продукте составляет порядка 17%, а удельный вес налогов, поступающих от потребительского рынка в бюджетную систему области составляет 95, что является второй величиной среди других видов экономической деятельности по наполняемости нашего бюджета — после промышленности.

Сегодня у нас около 70 торговых сетей, это включая такие международные сети как Metro, Globus, общероссийские сети — «7 континент», «Копейка», «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит», «Техносила», «М-видео». Ну и, конечно, региональные сети — «Барс», «Сорока», «Фонограф», «Элекс», «Галактика», «Апельсин» и другие, которые обеспечивают порядка 26% оборота розничной торговли области. Есть современные торгово-развлекательные центры европейского уровня, такие как «Виктория-Плаза», «На Соборной» и другие.

Радует, что крупные мелкорозничные предприятия располагаются не только в областных центрах, но и в таких районах области, как Касимовский, Сасовский, Пронский, Шиловский, Скопинский, Кораблинский, Ряжский, Спасский, Михайловский, Шацкий. Поэтому можно сказать, что каждый житель области любого достатка и потребностей имеет реальную возможность выбрать из многообразия предоставляемых товаров и услуг то, что ему необходимо.

Активная сфера потребительского рынка — это ещё и дополнительные рабочие места, что сегодня, в условиях кризиса, немаловажно. Например за 2008 год предприятия розничной торговли и общественного питания дали порядка 2000 рабочих мест для Рязанской области и по итогам I полугодия 2009 года — около 700 новых рабочих мест. Кроме того увеличение числа торговли общественного питания предполагает наиболее полное удовлетворение спросу населения. Однако на предприятиях сферы потребительского рынка также много ещё и нерешённых проблем. Так, наблюдается диспропорция в уровне торгового обслуживания в разных муниципальных образованиях. Если обеспеченность торговыми площадями в областном центре составляет порядка 643 квадратных метра — это в среднем по Рязани на 1000 жителей. то в Пронском районе эта цифра в два раза меньше, а Скопинском районе — 106, то есть в 6 раз меньше.

Очень разнятся и объёмы товарооборота на душу населения. Например, по итогам 2008 года объём товарооборота на душу населения в среднем по области составил 71,3 тысячи рублей на одного человека. По городу Рязани — 111,9, по Касимову — 60,8, по Захаровскому району — 42,3, по Сараевскому – 25,9.

Начиная с ноября прошлого года в стране заметно снизился экспорт всех групп товаров. Необходимость сохранить продовольственную безопасность и уровень обеспечения людей всем необходимым ставит перед нами задачу импортозамещения. Об этом неоднократно говорил губернатор в своих выступлениях, обращаясь к представителям торговых сетей. На сегодня девятью региональными розничными компаниями в добровольном порядке подписаны с правительством области соглашения о сотрудничестве. Готовы к подписанию аналогичные соглашения со многими сетевыми компаниями — как международными, так и федеральными. Соглашения, в основном, предусматривают увеличение доли продаж рязанских товаропроизводителей. Необходимо отметить, что доля продаж рязанских товаропроизводителей в этих торговых сетях увеличилась на 10-12%. Соглашениями предусмотрен также максимальный уровень торговой наценки для социально-значимых групп товаров, в которые вошли такие, как два вида хлеба, молоко, яйцо, сахар, растительное масло. Это группы товаров, на которые процент торговой наценки не превышает также 10%.

Однако не все товаропроизводители могут на сегодняшний день обеспечить ритмичную доставку, соответствующую качеству своей продукции в магазины и соблюсти все правила современной торговли. Здесь представляется целесообразным создание дополнительной структуры или дополнительного звена по переработке сельскохозяйственной продукции. К сожалению, не все колхозы и совхозы — как мы привыкли их называть — могут переработать свою продукцию и надлежащим образом поставить её в торговую сеть, а торговля, к сожалению, не может на сегодняшний день, учитывая уровень своего развития, принять эту продукцию в том виде, в котором предлагает её сельхозтоваропроизводитель.

Наверно, сейчас наиболее острой проблемой является и снижение покупательского спроса буквально на все товары. Люди склонны экономить. Поэтому мы всё чаще видим, как в магазинах борются за покупателя, проводя гибкую ценовую политику и большую социально направленную работу. Наверно, многие из вас часто оказывают какую-то спонсорскую помощь, проводят различные акции. И на сегодняшний день, если посмотреть статистику соотношения продажи групп продовольственных и непродовольственных групп товаров, то группа продовольственных товаров начинает превалировать перед группой непродовольственных. Это снова, как лакмусовая бумажка, говорит о том, что всё-таки доходы населения сокращаются, поэтому люди предпочитают больше приобретать продовольственных товаров и, соответственно, процентное соотношение непродовольственной группы начинает сокращаться. Вот этот показатель говорит, что в экономике не всё так хорошо, как хотелось бы.

В условиях жёсткой конкуренции, на фоне экономического кризиса, когда речь, скорее всего, идёт о выживании, чем о процветании, цена товара при его аналогичном качестве является основным магнитом для покупателей. Многие торговые компании и подписавшие соглашение и поступившие так по собственной инициативе — ввели ограничение торговых наценок на социально значимые группы товаров.

В условиях кризиса остро встаёт проблема взаиморасчётов. Банки неохотно, конечно, дают кредиты. Поставщики сокращают срок отсрочки платежей, а некоторые стали работать только по предоплате, страхуясь от возможных рисков. Эту проблему тоже хотелось бы сегодня поднять при обсуждении проекта Федерального закона. Знаете, наверно, что там в этом проекте существует ряд ограничений расчёта торговых предприятий с товаропроизводителями. В последнее время на всех уровнях проходят многочисленные дискуссии о регулировании торговой деятельности. Всё более очевидной становится необходимость всё-таки принятие Федерального закона, который в муках блуждал по Государственной Думе. Его внесли ещё в октябре 2007 года. И вот только сегодня правительство внесло в Госдуму план принятие закона на сентябрь-октябрь 2009 года.

Мы понимаем, что решение проблем предприятий потребительского рынка требует участия всех заинтересованных лиц и организаций, в том числе исполнительной власти, как субъекта федерации, так и муниципальных образований. Ближайшими задачами в сфере потребительского рынка на сегодняшний день для себя видим:
— создание благоприятных условий, способствующих продвижению на потребительский рынок товаров, производимых промышленными предприятиями и местными сельхозтоваропроизводителями;
— конечно же, организация работы по организации нестационарной мелкорозничной торговли продукцией рязанских товаропроизводителей;
— содействие торговым предприятиям в развитии партнёрских отношений с региональными товаропроизводителями, поставщиками сельхозпродукции для реализации импорта и импортозамещения продукцией отечественного производства;
— развитие фирменных торговых сетей по типу «рязанские товары»;
— разработка предложений об улучшении торгового бытового обслуживания малообеспеченных и социально незащищённых слоёв населения;
— формирование развитой инфраструктуры оптовой и розничной торговли, что на сегодняшний день является одним из тормозов развития торговли, особенно то, что касается магазинов шаговой доступности;
— ликвидация диспропорций в развитии торгового обслуживания между муниципальными образованиями Рязанской области;
— координация деятельности субъектов торгового оборота;
— создание единой информационной системы потребительского рынка области;
— укрепление нормативно-правовой базы регулирования деятельности потребительского рынка;
— развитие торговой деятельности, потребительской кооперации, то, что касается обслуживания нашего населения в сельской местности, особенно в отдалённых населённых пунктах и создание определённых преференций для потребительской кооперации или для тех организаций малого и среднего бизнеса, которые будут осуществлять обслуживание населения в отдалённых и малонаселённых пунктах;
— разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.

Конечно, не секрет, что кадры, работающие на наших предприятиях оставляют желать лучшего. Всё, о чём я говорил, мы предполагаем, найдёт отражение в некоей концепции развития потребительского рынка на территории Рязанской области. И сегодня комитет приступает к разработке этой концепции, и мы будем просить как представителей региональных сетей, так и представителей федеральных сетей, оптовых предприятий, которые работают на селе, в глубинке, магазинах в шаговой доступности, принять участие в разработке этой концепции, которая будет считаться основополагающим документом — тем документом, который покажет те перспективы и те цели, к которым должны стремиться мы с вами для того, чтобы обеспечить максимальное развитие потребительского рынка и обеспечение людей в товарах и услугах.

Ирина Полозова, заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области
— Я перестрою своё выступление и начну сверху вниз, то есть от мер, правительством принимаемых, до нашего регионального правительства. Вы слышите по телевизору, что правительством Российской Федерации уделяется большое внимание сфере торговли. 9 апреля текущего года на заседании правительства были одобрены мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли. Я остановлюсь на самых основополагающих моментах.

Во-первых, это изменение в правилах продажи товаров по образцам. Далее — изменение в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Здесь имеется в виду установление общего порядка лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, потому что в каждом регионе разрабатывается своё положение, и если будет унифицировано положение, то это облегчит во многом задачу как нам — органам государственной власти на местах, так и вам, предпринимателям.

Внесение изменений в Федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов и другие нормативные акты с целью унификации правил продажи продукции в магазинах и на рынках. Изменение в правовые акты, устанавливающие требования по строительству и реконструкции объектов торговой инфраструктуры, учитывающие современные условия бытового обслуживания.

Далее идёт очень важный вопрос, которого, я думаю, ждут все торговые предприятия — это разработка единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела квалификационной характеристики должностей работников, занятых в торговле. И разработка федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования в сфере торговли с учётом современных требований уровня образования персонала торговых организаций.

Также в этих мероприятиях есть блок вопросов, направленных на защиту прав потребителей, и, в частности, ставится задача разработки региональных программ по защите прав потребителей. И организации мониторинга в этой сфере. Немаловажное значение имеют мероприятия по подготовке методологических положений по проведению комплексного анализа формирования цены от производителя сельхозпродукции до торговой сети и определение факторов, влияющих на рост цен.

Вся торговля испытывает очень большой прессинг общественности, СМИ по поводу ценовой политики торговли. Складывается впечатление, что продукция, поступающая от товаропроизводителя, накручивает зверские цены. Мы знаем, что это далеко не так, но общая методология поможет нам всем избежать ошибок при оценки деятельности торговли. Координировать всю эту работу будет экспертный совет по вопросам развития торговой деятельности в Российской федерации при Министерстве промышленности и торговли, состав которого недавно утверждён приказом Минпромторга от 19 июня. Возглавляет этот экспертный совет заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Дементьев Андрей Владимирович. В этот представительный совет входят представители Министерства сельского хозяйства, Торгово-промышленной палаты России, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, многие престижные учебные заведения, которые готовят кадры торговли. И среди трёх региональных представителей — председатель нашего комитета Олег Булеков, поэтому вы можете быть уверены, что все те рекомендации и предложения, которые вы сегодня или когда-либо выработаете, будут доведены до сведения этого экспертного совета.

Также в последнее время был принят ряд новых нормативных актов в сфере торговли и предпринимательства. На самых главных я остановлюсь. Был принят Федеральный закон №204 о внесении изменений в часть II Налогового кодекса РФ. Этот закон направлен на увеличение установленного предельного размера доходов организации, ограничивающий её право перехода на упрощённую систему налогообложения от 15 до 45 миллионов рублей. И также предусматривается увеличение предельного годового размера доходов, при повышении которого организация, перешедшая на упрощённую систему налогообложения, теряет право применять указанную систему, — с 20 миллионов до 60 миллионов рублей.

Был принят Федеральный закон №162 о внесении изменений в статью II Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличный кассовых расчётов. Этим Федеральным законом организация и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, освобождены от обязательного применения контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчётах и расчётов с использованием платёжных карт. Но при этом торговые предприятия должны обязательно выдавать потребителям документ, подтверждающий приём денежных средств. Для документа определён перечень обязательных реквизитов, с которыми можно познакомиться в законе. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривается ответственность за отказ в выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего приём денежных средств.

Мы знаем, что большинство предприятий торговли остались применять кассовый аппарат, потому что современные технологии просто немыслимы без применения электронной техники. Но для небольших предприятий это важно — особенно это будет для районов интересно. Завод САМ уже выпускает аппараты, которые не подлежат проверке в налоговых органах — это электронно-контрольно действующая машина. Кого заинтересует, можете звонить к нам в комитет — мы дадим координаты завода, где можно приобрести эти аппараты. Стоимость их примерно от четырёх до семи тысяч рублей.

Также законом установлены новые сроки, начиная с которых рынки должны будут осуществлять свою деятельность только в капитальных зданиях, строениях и сооружениях. Для универсальных и специализированных несельскохозяйственных рынков — это 1 января 2013 года, для сельскохозяйственных и кооперативных рынков, независимо от места их нахождения, — 1 января 2015 года. Мы надеемся, что у всех хватит времени — особенно у нас плачевное состояние рынков в районных центрах — для того, чтобы привести эти рынки в порядок.

Все эти и другие изменения в законы носят антикризисный характер, то есть они направлены на создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса, в том числе и торгового.

На уровне правительства Рязанской области и, в частности, комитетом разработан план антикризисных мероприятий на потребительском рынке Рязанской области. Во-первых, это организация горячей линии на базе Фонда поддержки малого предпринимательства. Во-вторых, усиление взаимодействия с общественными организациями предпринимателей. Также предусматривается введение банка данных и мониторинга открытия новых сетей, наличие свободных торговых площадей для развития предпринимательской деятельности. Целый блок вопросов направлен на взаимодействие с рязанскими товаропроизводителями, продвижение их продукции на внутренний рынок.

Совместно с администрациями муниципальных образований необходимо проработать вопрос об открытии в каждом муниципальном образовании магазина комиссионной торговли. Мы давно забыли эту форму торговли, а в кризисное время это очень актуально и, я думаю, что это просто необходимо для нашего населения. Другой вопрос — как это организовать, но я считаю, что поле для деятельности здесь есть у всех предпринимателей.

Совместно с администрациями муниципальных образований нужно также подготовить комплекс мер по развитию придорожного сервиса. Этот вопрос у нас очень старый, с бородой, но решается он крайне медленно. И есть только несколько районов, где целенаправленно, планомерно — Касимовский, Кораблинский, Ряжский — эти меры принимаются исчерпывающе и в полной мере. У нас уже притчей стал Рыбновский и Клепиковский районы по организации придорожной торговли. С этим делом надо наводить порядок.

Также необходимо разработать предложение по улучшению торгово-бытового обслуживания для малообеспеченных и социально незащищённых категорий населения. Конечно, мы понимаем, что благотворительную деятельность никто не оказывает, но всё это надо приводить в планомерное русло и, я думаю, что в муниципальном образовании есть рычаги и стимулы для того, чтобы эту работу активизировать и чтобы наши люди действительно почувствовали поддержку. И чтобы это был не разовый, точечный характер, а постоянный и планомерный.

Сейчас к девяти региональным фактически присоединились федеральные и транснациональные сети. До сих пор никак не откликаются на наши призывы сети «Пятёрочка», вновь открывающиеся сети Selgros. «Магниту» надо подумать о более тесном сотрудничестве с нами. Кроме того для решения этого вопроса принято распоряжение правительства Рязанской области, над которым работают все муниципальные образования, по которому каждого 25 числа они шлют свою информацию. Но не всё нас удовлетворяет в этом плане. Например, здесь есть пункт по организации дополнительных торговых мест в городах и райцентрах для наших сельхозтоваропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Со времени принятия этого распоряжения у нас организовалось 174 дополнительных рабочих места, но из них 168 — организовано в Рязани. И всего 6 — Шацк, Клепики, Новая деревня, Рязанский район — в районных центрах. Этого крайне недостаточно.

Также осталось требование губернатора об организации ярмарок выходного дня в районах, которые остались во многих районах безответны. В Рязанском и Скопинском нет ни одной ярмарки, — я не говорю о рынках. А народ жалуется. Например, в Полянах уже целые серии жалоб о том, что не дают трудящимся торговать выращенными своими руками овощами, мясом и прочим. Почему бы районной администрации не откликнуться на эту просьбу? И такую работу можно проводить буквально во всех муниципальных образованиях.

Несколько активизировались, но всё равно крайне недостаточна работа по закупкам продукцией рязанских сельхозпроизводителей для муниципальных нужд. На 25 июля закуплено муниципальными образованиями такого продукта на 125 миллионов рублей, а если сравнивать с объёмом производства и всеми объёмами закупок — это мизерная доля. Сейчас мы ждём активизации этой работы с наступлением сезона уборки овощей, картофеля. Я считаю, что в каждом муниципальном образовании могут организовать мелкорозничные площадки для реализации картофеля, овощей, яблок. Организовать своих бабулек, которые стоят у каждого рынка, организовать площадки и найти муниципальные органы, которые бы отвечали за эти площадки. Здесь простор для творчества огромный. Только надо желание, желание и ещё раз желание.

Я думаю, что в сезон уборки и магазинам облпотребсоюза необходимо в каждом муниципальном образовании, в каждом магазине организовать торговлю сельхозпродукцией. Об этом мы договаривались на прошедшем недавно в Кораблино семинаре работников потребительской кооперации, и мы надеемся но то, что это обещание будет выполнено. Задача, которую ставит губернатор предельно проста — всё, что выращено, должно найти своего покупателя. А покупателя оно может найти только через нашу торговлю. Я считаю, что нужно внедрять и новые формы услуг, тем более, что правительство РФ ставит очень большие задачи.

Также у меня есть информация по новому мобильному платёжному терминалу, который изготавливает наше объединение «Прусан», которое предназначено для оплаты услуг сотовой связи, кабельного и спутникового телевидения, стационарной телефонной связи, оплаты штрафов ГАИ. Цену не могу сказать, так как выпущен только опытный образец, но буквально днями он запустится в серию. Поэтому, я считаю, что в районах в торговых предприятиях это просто необходимо приобрести, потому что в таких местах летом очень много дачников, оживляется вся жизнь на селе. Задач множество. Но все они выполнимы.

Владимир Рожков, директор ООО «РЭК», Сасово
— Выражу благодарность за отмену контрольно-кассовых машин. Это действительно огромная помощь для предпринимателей. По поводу спиртосодержащих жидкостей у нас часто бывает так, что если ужесточается контроль, то начинают контролировать парфюмерию, аптеки и, естественно, виноводочные. Но почему-то никто не контролирует спирт «Максимка», который продаётся в огромных количествах и если в закон внести предложение о том, что чётко обозначить именно спирт, а не только парфюмерию и медицинские товары. Именно контроль за спиртом. Если взять конец советского периода, то сборы за акцизы составляли порядка 40% в бюджете. Сегодня сборы составляют менее 3%. Во времена экономического кризиса, считаю, совсем нецелесообразно нашему государству отдавать эти деньги.

Олег Булеков: В продолжение скажу, что создана служба Росалкогольконтроль. Она находится на стадии формирования и буквально на той неделе Зубков проводил совещание с Росалкогольконтролем и именно эти вопросы, которые вы сейчас задали, рассматривались на этом заседании. То, что говорилось о государственной монополи на спирт, Зубков сказал, что этот вопрос правительством не рассматривается, но то, что наводить порядок они будут, и это — основная цель, поставленная этой службой. Служба контролирует весь алкогольный рынок и лицензирование и декларирование розничной алкогольной продукции всё-таки остаётся пока за субъектами. Весь контроль за спиртом будет находиться в ведении этой службы. И я считаю, что эти вопросы найдут отражение в тех принимаемых мерах, которые будут осуществлять соответствующие службы.

Дмитрий Корнев, представитель магазина «Пятёрочка»
— Если речь пошла об алкоголе, то хотелось бы в законе об алкоголе увидеть такой момент, как продажа алкоголя несовершеннолетним. В данный момент сейчас уже 16-летние подростки выглядят уже лет на 20, а документы мы потребовать от них не можем, ведь нет такого закона, чтобы они носили документы с собой. В результате мы нарушаем либо закон о торговле — не продаём алкоголь, либо нарушаем правила продажи алкоголя несовершеннолетним.

Олег Булеков: Эта деятельность регулируется Федеральным законом об обороте спирта. Тот вопрос, который вы поставили, он действительно актуален. Есть такой депутат Драганов. который сегодня предложил внести изменения именно в закон по реализации оборота этилового спирта о том, что вся эта продукция должна продаваться в розничной торговой сети при предъявлении соответствующего документа. Хотя в комитетах Госдумы сразу эта информация встретилась в штыки. Почему? Боятся, что здесь как раз будет не то, что злоупотребление, а сыграет человеческий фактор — человек пенсионного возраста должен обязательно прийти в магазин и купить алкоголь, предъявив паспорт, потому что в правилах будет чётко записано, что продажа алкогольной продукции осуществляется только при предъявлении соответственного документа. Драганов как раз приводит пример, что мы сегодня покупаем билеты на поезд, предъявляем соответствующие документы, осуществляем банковские операции по обмену валют, где тоже представляем документ. Такую инициативу Драганов внёс, и теперь будем следить за продвижением через официальную прессу.

Теперь перейдём к основному вопросу. Расскажу предысторию. Сегодня внесён правительством один законопроект, хотя существует два. Первый — разрабатывался рядом депутатов Государственной Думы. Второй — разрабатывался Минпромторгом. Правительство сё-таки решило вносить проект Минпромторга, но все изюминки, все здравые мысли взять из того закона, который разрабатывался депутатами Госдумы. И то, что из этого получилось, сегодня выносится на всеобщее обсуждение — этот законопроект есть на сайте Министерства промышленности и торговли РФ. Любые ваши предложения по изменениям и дополнениям в законы мы постараемся проанализировать и от имени субъектов федерации направить в экспертный совет.

Михаил Крылов, руководитель Рязанского отделения общественной организации «ОПОРА России»
— Я работал в торговле более двадцати лет, я её люблю и уважаю. Знаю все её плюсы и минусы, чаяния и нужды. Надо сказать, что сейчас актуальность торговли в целом будет возрастать по одной простой причине. Закрывается много промышленных предприятий, освобождается рабочий класс и руки. Куда они все пойдут? Естественно, они пойдут в торговлю. Актуальность закона имеет место быть. Как раз по этой причине, что торговля сейчас будет развиваться. Сейчас я постараюсь пробежаться по закону с позиции нас — людей, которые ведут этот образ деятельности.

Прежде всего, основной момент Федерального закона о торговой деятельности в РФ определяет правовые основы госрегулирования торговой деятельности и преследует цели установления обязательных требований к организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации, цели удовлетворения потребностей людей, обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов. Здесь даются определения стационарным торговым объектам, оптовой торговли — этого раньше не было. Тогда были разбирательства в арбитражных судах. Всегда возникали неоднозначности — что такое розничная торговля, оптовая. Здесь же даны точные определения. Вот, например, торговая сеть. Например, возникает вопрос в некоторых городах России. Выходят работать сами производители, допустим, «Глория Джинс», и есть магазины, которые работают в этом же городе по франчайзингу. Кто из них в данном городе будет определяться как торговая сеть и кто будет нести юридическую ответственность?

Дальше есть интересный момент, который исключительно в нашу пользу. Это участие саморегулируемых организаций, некоммерческих, осуществляющих торговую деятельность. Это значит, что общественным организациям даётся по закону право участвовать в формировании подобных нормативных актов. У нас и в Рязани, и в России достаточно много определений — парикмахеры, сельхозпроизводители и так далее. Но организации, объединяющих торговлю, её как таковой нет. Юридически она существует — я её зарегистрировал в 2006 году: это Областной совет по торговле, но, к сожалению, по шкале приоритетов теперь занимаюсь «ОПОРОЙ России». Она имеет федеральный статус. Я — региональный представитель, поэтому там больше инструментов воздействия. В принципе, через этот комитет мы можем донести информацию до правительства Рязанской области, которая может выходить на государственный уровень.

Далее статья о правах и обязанностей хозяйствующих субъектов при организации и осуществлении торговой деятельности. Нам даются определённые степени свободы, в том, что хозяйствующий субъект может сам определять и форму торговли, и способ, и специализацию, и тип торгового объекта и оборудования. Но также закон говорит о том, что торговля обязана не пренебрегать такими понятиями как безопасность персонала, так и покупателей.

Интересный вопрос — ограничения, которые не в нашу пользу. Например, в области продовольственных товаров, где нам рекомендуется не позднее десяти рабочих дней оплачивать поставщику, который нам поставляет замороженное мясо, рыбу и тому подобное. Продовольственные товары, на которые сроки годности установлены от десяти до тридцати дней подлежат оплате в срок не позднее тридцати рабочих дней. Это условия, определяющие взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, то есть между нами: кто-то кому-то поставил какой-то товар, и закон определяет, в какой срок за какой вид товара мы должны это оплатить. Не всегда это возможно. И большинство из нас может стать нарушителями. Я точно могу сказать, что это не будет соблюдаться там, где занимаются продуктами питания. С одной стороны, это мобилизуют. С другой стороны — всякие могут быть ситуации. Тем более не забывайте, что сейчас кризис и с платёжеспособностью не очень.



Метки: Олег Булеков, Михаил Крылов, «ОПОРА России», Ирина Полозова, малый бизнес, кризис, торговля, Дмитрий Корнев, Владимир Рожков, Metro, Globus, Selgros, «7 континент», «Копейка», «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит», «Техносила», «М-видео», «Барс»


Поиск

17:45
На городище Старая Рязань пройдёт месяц бесплатных иммерсивных экскурсий

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

19:37
Дорога до села Заокское под Рязанью может уйти под воду в выходные

19:25
В Генплан Рязани внесли очередные изменения

18:31
Юлия Швакова рассказала о мерах по снижению кадрового дефицита на предприятиях в Рязанской области

18:17
Ещё два низководных моста затопило в Рязанской области

18:06
Регулярно занимаются спортом 40% жителей ЦФО

18:04
В Рязанской области обнаружили тело женщины

17:57
Исследование МТС RED: в Рязани каждый третий офисный работник переходит по вредоносным ссылкам

17:51
В Рязани появился каршеринг от компании EASYDRIVE24

15:49
Перед рязанцами в марте выступит Александра Трусова

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31