Подробности

Театр

Солярис по-рязански

19.02.2015

Фото автора

В Рязанском областном театре драмы поставили спектакль «Солярис». Автор постановки, режиссёр Максим Ларин вдохновлялся одноимённым романом Станислава Лема и сделал для рязанского зрителя камерный мини-Солярис.

В книге Лема действие разворачивается над бескрайним разумным океаном, рязанский же спектакль заключён в рамки малой сцены; в романе действие идёт тягуче, замедленно, отчасти ужас происходящего представляет собой ужас ожидания — в спектакле все события уложены в совсем небольшой промежуток времени, длящийся чуть более часа. Таким образом спектакль оказался далёк от литературного первоисточника, где бездействие так же важно, как и действие. Постановка же представляет собой сплошную активность — это позволяет цеплять интригой и удерживать внимание аудитории, что подтвердил один из зрителей, не читавший знаменитого романа Лема.

На космическую станцию, летающую над планетой Солярис, почти полностью покрытой мыслящим океаном, прибывает психолог Крис Кельвин (Роман Горбачёв). Ему сразу же приходится столкнуться с тем, что два других сотрудника станции Снаут (Анатолий Конопицкий) и Сарториус (Роман Пастухов), кажется, сошли с ума, а третий сотрудник Гибарян и вовсе покончил жизнь самоубийством, доведённый непонятно чем до крайнего ужаса и отчаяния. Характерно, что образ Снаута решён совсем не так, как в одной из самых известных интерпретаций «Соляриса» — фильме Андрея Тарковского. В отличие от Юри Ярвета, сыгравшего своего персонажа как учёного, способного держать себя в руках даже когда это совершенно бесполезно, Снаут Конопицкого — это перепуганный пенсионер, который впоследствии даже с каким-то удовольствием отмечает, что беда, постигшая всех на станции, добралась и до Кельвина.

Разумный океан Соляриса сыграл злую шутку со своими исследователями — их начинают посещать именно те фантомы, встреча с которыми для героев невыносимее всего. Кто показывается Снауту и Сарториусу, так и останется тайной, а к Кельвину откуда-то приходит его жена Хари (Полина Бабаева), принявшая десять лет назад яд из-за размолвки с ним. За прошедшее десятилетие Кельвин смог загнать чувство своей непоправимой вины в смерти жены в глубины подсознания. Океан же, нащупав самое больное место в психике Кельвина, снабжает его на станции будто бы живой Хари, которая неотступно следует за ним и избавиться от которой совершенно невозможно даже путём убийства. После долгих мучений Кельвин устаёт бороться и не сопротивляется своей любви к фантомной Хари — тем ужаснее становится для него новая неизбежная потеря жены, уже не важно, иллюзорной или нет. Герои с горечью приходят к выводу, что это, видимо, и есть контакт с океаном, к которому они так стремились. И как показал только что пережитый опыт, так им нужен пресловутый контакт с совершенно иным разумом (совершенно не факт, что океан занимался психологическими пытками, может быть, в его представлении всё было наоборот)?

«Человеку нужен человек» и нужна ли человеку бесчеловечность — об этом размышляют герои, об этом говорится и со сцены, но стоит признать, что по-настоящему ярко выраженной в спектакле оказалась лишь любовная линия. Несмотря на то что режиссёр в дискуссии после показа утверждал, что он делал спектакль не о любви, убедительной выглядит лишь история Кельвина и Хари. Все остальные вопросы, на которые так богат многослойный роман Станислава Лема: о возможностях и ограниченности человеческого познания, о готовности и способности человека принять нечто абсолютное иное и вытерпеть это, о том, какой жутью может быть ожидание неизвестного, о доверии и границах личного, о ситуациях, в которых мораль не имеет значения, — всё это теряется на фоне лирических эпизодов.

Зато очень удачной выглядит декорация, созданная художником-постановщиком Ириной Сидоренко — большая металлическая конструкция, представляющая собой квадрат с вписанным в него ромбом, в который, в свою очередь вписан ещё один квадрат. Геометричность и холодный цвет декорации действительно способствуют созданию атмосферы затерянной в глубинах космоса одинокой станции с её не менее безнадёжно одинокими обитателями. Одним словом, декорация помогает рассказать историю, которая, кстати, заканчивается совсем не так, как в книге. У Лема учёные ценой разбитых сердец умудряются раз и навсегда избавиться от фантомов. Кельвин вновь теряет Хари — теперь уже точно навечно, но его боль меняется на что-то вроде примирения с бесчеловечным, а потому не способным на жестокость океаном. А в конце спектакля Хари появляется вновь и зовёт Кельвина...

Режиссёр Максим Ларин объяснял, что не ставил перед актёром жёсткой задачи для финала: если актёр чувствовал в себе силы пережить любовь и расставание навеки ещё раз, ему достаточно было просто не отзываться. Но исполнитель Роман Горбачёв несколько раз повторил: «Нет!». Вероятно, эта сцена является ключевой и самой ценной в спектакле.

Галина Журавлёва


Метки: Рязанский театр драмы, Максим Ларин, Ирина Сидоренко


Поиск

10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

13.04.2024 09:58
Переданы в суд дела о мошенничестве при закупке коммунальной техники в Рязани

12.04.2024 16:36
Руководителем МУП «РМПТС» стал Денис Гаврилов

12.04.2024 14:17
В Рязани число камер для системы «Безопасный город» увеличат до 1500

10:37
Определились соперники ВК «Рязань-РГУ» в заключительном раунде чемпионата России

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30