Подробности

Проблема

Во всеоружии

06.09.2015

Наталья Каминская

Известный театральный критик, редактор-составитель журнала «Сцена» Наталья Каминская провела в Рязани мастер-класс по театральной журналистике для местных представителей клавиатуры и микрофона.

Мероприятие было организовано в рамках проекта «Большие гастроли 2015», который предусматривает приезд ведущих театров страны в регионы. Программа «Больших гастролей» традиционно включает в себя профессиональные мастер-классы и круглые столы, посвящённые проблемам культурной журналистики. Своё выступление Каминская начала с признания, что, собственно, «театральная журналистика сейчас почти не нужна», и большое количество крупных театральных критиков осталось в последнее время без работы, так как масштаб их аналитики, к сожалению, больше не востребован. Кроме того, московские и питерские журналы о театре сейчас испытывают большие финансовые проблемы, не говоря уже о театральной критике в регионах.
— Однако хотелось бы поговорить об идеальной ситуации, которой у нас нет, но, может быть, она настанет, а вы будете во всеоружии, — обратилась Наталья Каминская к рязанским журналистам.

Она подчеркнула, что театральная журналистика не является, как думают многие, аналогичной театроведению, преследующему научные цели. Тексты, которые создают театральные критики, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это статья для специализированного журнала, насыщенная терминами и анализирующая спектакль очень подробно. Во-вторых, это газетная рецензия, которая не должна быть такой тяжеловесной как журнальная публикация и ориентирована на широкий круг читателей. В числе других жанров можно выделить интервью и «творческий портрет», а также краткий информационный новостной материал.

Особенное внимание Каминская уделила газетной рецензии и назвала несколько правил, о которых стоит помнить всякому журналисту. Прежде всего, нельзя скатываться на пересказ содержания пьесы, особенно если это классическое произведение, и тем более если оно входит в школьную программу. В то же время краткий пересказ допустим, если речь идёт о новой или малоизвестной пьесе. Рецензия должна давать представление не о пьесе, а о спектакле: как всё было сыграно и как поставлено. Читатель поймёт о спектакле гораздо больше, если прочтёт не изложение сюжетных коллизий, а описание сценического оформления, образов героев, какая тема прозвучала в спектакле, что представляет из себя главный герой и как вообще играют артисты.
— Но и на этом зацикливаться тоже нельзя, — сказала Наталья Каминская. — Надо как-то ухитриться хоть одной-двумя фразами совместить спектакль с тем, что происходит в нашей жизни. Зачем режиссёр поставил, скажем, «Женитьбу», как она созвучна сегодняшнему дню, узнаваемы ли герои или это уже музейные фигуры, зачем вообще этот спектакль сегодня вышел на сцену. Может быть, ни за чем. Если вы увидели, что спектакль абсолютно никак не трогает, ничего в зрителе не будит, никак не откликается на темы, которые сегодня волнуют человека, сидящего в зале, об этом надо писать.

Интервью с театральными деятелями Наталья Каминская разделила на два типа: интервью на сугубо профессиональные темы и более лёгкие, заметив, что обычно от журналистов требуют сочетать одно с другим, особенно если их издание не специализируется на культурной тематике.
— У кого-нибудь стоит задача дать в своих СМИ обзор гастролей театра «Мастерская», проанализировать, что вам показали? — поинтересовалась Каминская. — Нет? Не ваша вина, что нет такой задачи. Такая ситуация сейчас везде, да и в Москве тоже. Вся горечь ситуации с отсутствием спроса на рецензии заключается в том, что историкам театра, если не будет рецензий, не по чему будет восстановить данный период театральной истории. Даже если спектакль был заснят, это не даёт полностью представления о том, что происходило на сцене.

Также Каминская рассказала о своих предпочтениях в театральной жизни. В число фаворитов критика вошли театр «Мастерская», Большой драматический театр времён Георгия Товстоногова и современный, мастерская Сергея Женовача, «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, некоторые спектакли Константина Богомолова, Тимофея Кулябина. Критик подчеркнула, что «провинция в театральном деле — это понятие не географическое, а эстетическое». Объездив благодаря фестивалю «Золотая маска» почти всю страну, она убедилась, что, к примеру, театры Прокопьевска, Липецка, Минусинска находятся сейчас на очень высоком уровне.
— Но есть регионы провальные, — констатировала театральный критик. — Рязанская область к ним не относится. Чего стоит один лишь ваш фестиваль «Рязанские смотрины».

Галина Журавлёва


Метки: Наталья Каминская, «Большие гастроли»


Поиск

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30