110-летие |
26.04.2015 |
---|
Российскому профсоюзу работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) в апреле 2015 года исполнилось 110 лет.
Как всё начиналось
Зарождение отраслевого профсоюзного движения произошло ещё раньше, катализатором его создания стала забастовка в Главных мастерских Московско-Казанской дороги в 1895 году, когда рабочим сборочного цеха по выпуску паровозов была урезана заработная плата. В апреле 1905-го в Москве состоялся первый учредительный съезд, который провозгласил создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. Съезд принял платформу, где говорилось, что «целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог». А уже в конце августа 1905 года на съезде рабочих Забайкальской дороги была принята резолюция «О профсоюзах», после чего на всех магистралях начали создаваться крупные профсоюзные объединения. В период репрессий после 1905 года профсоюзы ушли в подполье, но продолжали действовать в интересах рабочих, и ряды организации ширились. В результате к началу Февральской революции 1917 года численность членов профсоюзных объединений составляла почти 800 тыс. человек, на предприятиях были образованы месткомы.
Решение о создании единого производственного союза было принято 21 февраля 1919 года. В рядах профсоюза было уже порядка 1 млн 250 тыс. человек. В августе 1922-го профсоюзом работников железнодорожного и водного транспорта был подписан первый Генеральный коллективный договор между Народным комиссариатом путей сообщения и ЦК профсоюза. Однако уже 2-4 октября 1922 года на Втором Всероссийском съезде произошло разделение профсоюза на два автономных: железнодорожников и водников. Позже, в сентябре 1934 года, по решению пленума ВЦСПС произошло ещё одно «разукрупнение», в результате которого Профсоюз рабочих железнодорожного транспорта был поделён на пять самостоятельных профсоюзов: рабочих железных дорог Центра, Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии и профсоюз рабочих железнодорожных заводов.
С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность профсоюзов под влиянием партийных установок была направлена на повышение производительности труда, контроль за трудовой дисциплиной, развитие соцсоревнования, подъём ударничества и ужесточение режима экономии. Между тем, несмотря на административное давление, профсоюз всегда пытался отстаивать трудовые и социальные права каждого своего члена, контролировал условия труда, быта и производственной безопасности.
Исторически сложилось, что эффективную систему социального страхования в нашей стране также формировали профсоюзы. В 1933 году решением ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС профсоюзам было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение. Эффективность управления профсоюзами социальным страхованием и использования средств на профилактику, оздоровление и детский отдых доказана временем.
В годы третьей пятилетки (1938-1942 годы) ЦК профсоюзов железнодорожников вёл активную работу по изысканию новых резервов и возможностей для повышения производительности труда, наиболее полного удовлетворения нужд народного хозяйства, реализации программы освоения новой техники, повышения культурно-технического уровня работников отрасли.
С тех пор сменились несколько поколений работников, политический строй, названия и лидеры организации, но основная миссия профсоюза осталась неизменной. Она сосредоточена на создании глубоко продуманной системы социальных гарантий труженикам. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.
– Тульское подразделение объединяет работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, ведомственной охраны, детских садов и школ, здравоохранения и культуры, студентов и учащихся железнодорожных вузов и средних специальных учебных заведений, – рассказывает заместитель председателя дорожной профсоюзной организации на Московской железной дороге по тульскому региону Борис Парамонов. – За долгие годы существования нашего профсоюза сложилась хорошая традиция: с каждым сотрудником, который желает жить и работать в большой семье железнодорожников, обязательно беседует председатель профкома. Впрочем – и мне приятно это отметить – в нашей отрасли почти не бывает случайных людей: сюда приходят дети и внуки тружеников стальных магистралей, повышают квалификацию, заводят семьи, пользуются многочисленными правами и гарантиями, которые предоставляет им железная дорога, и трудятся во славу родного предприятия.
«Всё для фронта, всё для победы!»
В первые дни войны движением под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» руководил профсоюз. Из его активистов создавались специальные формирования, которые помогали организовать работу в новых условиях, поддерживали в работниках дух патриотизма, трудового героизма и полной самоотдачи.
Профсоюз железнодорожников взял на себя задачу организации скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту. К осени 1941 года основной поток воинских грузов шел с востока к Москве преимущественно через станцию Рыбное. Из одиннадцати железных дорог Московского узла семь дорог были перерезаны фашистами. В район Москвы, где шли ожесточенные оборонительные бои и велась подготовка к контр наступлению, с Урала и из Сибири направлялось огромное количество войск и техники. Движение поездов к фронту происходило только по линиям, выходившим на Горький, Казань, Рязань, Ярославль.
История хранит бесчисленные примеры героизма железнодорожников, приводивших поезда к самой линии фронта, выводивших составы из-под огня и бомбёжек, воевавших на бронепоездах и увековечивших свои имена беспримерными ратными и трудовыми подвигами.
В начале 1942 года только на четырёх узлах - Московском, Рязанском, Рыбинском и Ряжском - насчитывалось свыше 750 «двухсотников», которые выполняли производственные задания более чем на 200%. Их девизом было «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».
Послевоенные годы
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946- 1950 годы ставил огромные задачи - восстановление и развитие железнодорожного транспорта, значительное ускорение оборота вагонов за счет сокращений дальности перевозок, ликвидации простоев подвижного состава на железнодорожных и подъездных путях промышленных предприятий, значительное увеличение грузооборота по всем видам транспорта.
На сети железных дорог широко развернулось социалистическое соревнование за успешное выполнение задании четвертой пятилетки. В марте 1946 года на предприятиях Рязано-Рыбновского железнодорожного узла развернулось патриотическое движение за повышение производительности труда. Газета “Железнодорожная правда” регулярно сообщала о трудовых успехах. Так, в тот год газета писала, что “24 марта машинист Пятырев на участке Рыбное-Ряжск провел поезд с перевыполнением нормы технической скорости на 9 километров, из Ряжска в Рыбное доставил тяжеловесный поезд, перевыполнив норму технической скорости на 3 километра.
В тоже время профсоюзные организации сосредоточили своё внимание на решении социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей, особенно на обеспечении их жильём.
В наше время
За 110-летнию историю профсоюза железнодорожников и транспортных строителей сменились несколько поколений работников, политический строй, названия и лидеры организации, но основная миссия осталась неизменной. Она сосредоточена на создании глубоко продуманной системы социальных гарантий труженикам. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.
– Рязанское подразделение дорожной территориальной организации на Московской железной дороге объединяет работников железнодорожного транспорта, ведомственных детских садов, здравоохранения, сотрудников и студентов отраслевых учебных заведений, – рассказывает заместитель председателя дорожной профсоюзной организации на Московской железной дороге по Рязанскому региону Константин Рябов. – В нашем подразделении профсоюза действует система мониторинга применения работодателями антикризисных мероприятий в организациях, где действует Роспрофжел. Не экономить на людях – наша принципиальная позиция. Мы видим, что резервов для экономии очень много. И в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации мы абсолютно готовы содействовать в поиске решения вопросов повышения эффективности производства и снижения непроизводительных затрат. Тут мы с работодателем, что называется, не конкуренты. Задача у нас общая. 2015 год объявлен Роспрофжелом «Годом бережливого производства». Наши первичные профсоюзные организации работают над проектами по применению ресурсо- и энергосберегающих технологий.
В целях усиления социальной поддержки наших членов Профсоюза разработан ряд Программ страхования. Например, программа страхования работников локомотивных бригад от профнепригодности: уплачивая ежемесячный страховой взнос в сумме менее 1000 руб. работник, в случае получения медицинского заключения о профнепригодности, получит на руки страховую сумму в размере до 500 тысяч рублей, что позволит ему потратить деньги на лечение, обучение другой профессии или распорядиться ими по своему желанию.
Метки: РЖД, профсоюзы
09:05
Tele2 покрывает LTE-сетью трассу М12, развивает башенную инфраструктуру на М4 и М11
28.03.2024 17:45
На городище Старая Рязань пройдёт месяц бесплатных иммерсивных экскурсий
28.03.2024 11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение
28.03.2024 11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение
27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года
27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»
27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России
27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году
26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову
26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей
25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте
25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат
23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей
22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»
22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена
22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11
12:31
Госавтоинспекция предупредила рязанцев о рейдах в выходные
11:56
Апелляционный суд встал на сторону РНПК в споре с «Водоканалом» по очистке городских сточных вод
11:32
Новые автобусы в Рязани распределят по трём маршрутам
11:27
Рязанца отправили в колонию за пособничество в сбыте наркотиков
11:03
Рязанка получила травмы из-за падения в автобусе
10:55
В Рязани рецидивист ограбил доверчивого пенсионера
10:37
Стадион «Спартак» в Рязани вновь не получил сертификат соответствия РФС
10:34
Определён подрядчик на разработку ПСД для ремонта дороги к центру «Сосновый бор» под Рязанью