Подробности

Молодость

Без сдачи

03.08.2009

На запрос «купить ответы...» Яндекс услужливо подсказывает:«...на ЕГЭ 2009». Между тем, руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев заявляет, что стоит задача сделать так, чтобы экзамены, которые ребёнок сдаёт в школе, были честными и прозрачными.

Законодательные поправки, согласно которым вводится Единый государственный экзамен и меняется процедура оценки знаний выпускников школ, были одобрены Советом Федерации 2 февраля 2007 года. Изменения предусматривали поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Авторы законопроекта утверждали, что Единый государственный экзамен не только поспособствует объективности выставляемой оценки, но и облегчит судьбу абитуриентов — так как будет претворять в жизнь принцип общедоступности высшего образования на конкурсной основе.

Многим российским школам ЕГЭ на тот момент был знаком не понаслышке. Эксперимент по его внедрению, причём весьма дорогостоящий, был запущен ещё восемь лет назад. Это итоговое испытание проходили поначалу небольшие группы учащихся, постепенно масштаб присутствия ЕГЭ в школьной системе образования увеличился, результаты тестов стали рассматриваться некоторыми вузами при зачислении студентов. Однако в течение всего этого времени ЕГЭ сопровождали громкие скандалы — находили преподавателей, которые решали задания за выпускников, операторы Федерального центра тестирования обвинялись в подтасовке результатов, школьники и их родители пытались оспорить в судах необходимость сдавать госэкзамен...

Тем не менее, с 1 января 2009 года закон, обязывающий выпускников всех школ сдавать Единый государственный экзамен, благополучно вступил в силу, и даже самые стойкие скептики из числа как самих учащихся, так и их родителей и преподавателей, поняли, что ЕГЭ не миновать.

С нынешнего года выпускникам выдаётся два документа: аттестат о среднем образовании и сертификат о сдаче ЕГЭ. Кроме того, впервые экзамены для абитуриентов определялись не вузами, а Министерством образования. Право проводить свои вступительные испытания помимо ЕГЭ осталось всего у 24 вузов страны, среди которых — МГУ и СПбГУ. Из трёх ЕГЭ вуз принимает результаты по русскому языку, профильному предмету, а из двух оставшихся можно выбрать один экзамен самостоятельно. Исключение — те высшие учебные заведения, которые относятся к разряду «творческих» — будущим актёрам и режиссёрам определили ЕГЭ для русского языка и профильного предмета, форма проведения остальных экзаменов осталась на усмотрение вузов.

Казалось бы, восемь лет — вполне солидный срок для того, чтобы учесть недоработки и максимально приблизить экзаменационную систему к тому идеалу, который обеспечит справедливость оценки. Но то ли дело превращения несмышлёныша в человека со средним образованием в принципе не приемлет подобной стандартизации, то ли, страшно подумать, и не было никакого идеала изначально, однако к моменту глобального введения Единый государственный экзамен подошёл с солидным грузом критики.

Многие педагоги отмечают, что вопросы для ЕГЭ формулируются даже без намёка на необходимость осмыслить ответ. Так, для успешного решения основной части контрольно-измерительных материалов по литературе достаточно просто запомнить, что творчество Фонвизина — это классицизм, поэзия Жуковского — романтизм, жанр «Памятника» Державина — ода, не вдаваясь в подробности определения данных терминов. Указывают и на то, что далеко не всегда ответ может быть однозначным, и хороший педагог постарается донести до учеников эту неоднозначность, а не ставить перед фактом — это так, потому что так надо. Это касается не только литературы, но и, например, истории — предмета, в котором не обойтись без вариативности интерпретаций тех или иных событий, оценок деятельности исторических личностей и так далее.

Практикующие педагоги отмечают и явные несуразицы, когда в двух брошюрах по подготовке к ЕГЭ, одобренных Минобрнауки, на один и тот же вопрос указаны разные правильные ответы. Всё это рождает опасение, что ЕГЭ демонстрирует не реальный уровень знаний, а результат работы учителей и репетиторов по «натаскиванию» на прохождение теста. Молодое поколение тратит время не на развитие интеллектуальных способностей, не на приобретение духовного опыта, а на зубрёжку. Стоит ли говорить о том, что те абитуриенты, которые имели бы успех при поступлении на «творческие» специальности, благодаря ЕГЭ остаются не у дел, так как из-за особенностей своей психологии зачастую оказываются во «второй волне» сдающих и не успевают на экзамены в вуз. Можно продолжить мысль — общеизвестно, что узкий специалист подобен флюсу, то же и со способностями: чем ярче талант в определённой отрасли, тем больше затруднений потенциальный великий учёный может испытать при сдаче непрофильного экзамена. Неудовлетворительный результат, как известно, означает выпуск из школы со справкой, а не с аттестатом — путь в вуз закрыт.

Отдельная тема — повышенное стремление попасть в ряды льготников, которым ЕГЭ не грозит. Фальшивые справки по инвалидности сегодня уже не редкость. Рособрнадзор заверяет, что если обман будет раскрыт, студента отчислят с любого курса, но проверки этого ведомства выборочны.

Так или иначе, для рязанских выпускников 2009 года Единый государственный экзамен уже состоялся. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ проводилась в два срока: досрочный с 21 по 30 апреля и основной с 26 мая по20 июня. В период аттестации экзамены в форме ЕГЭ сдавали 6563 выпускника общеобразовательных учреждении Рязанской области, 70 выпускников прошлых лет, 337 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Сотрудники регионального министерства образования провели 20 инспекционных проверок по организации ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов в Рязанском, Рыбновском, Сапожковском, Спасском районах, городах Скопине и Рязани и пришли к выводу, что в целом экзамены прошли организованно с соблюдением нормативных правовых документов и инструкций федерального и регионального уровней.

Областная конфликтная комиссия, созданная с целью обеспечения прав участников ЕГЭ, отрапортовала, что апелляций по процедуре нет, что говорит о достаточно высоком уровне организации Единого государственного экзамена, а вот по его результатам было подано 829 апелляций о несогласии с выставленными баллами. Однако в текущем году количество поданных и удовлетворенных апелляций по всем предметам впервые уменьшилось.

Практически по всем предметам результаты рязанских выпускников оказались выше, чем в целом по России. Очень хорошо наши одиннадцатиклассники сдали немецкий и французский языки — в городе нет ни одной неудовлетворительной оценки по этим предметам. Чуть хуже, чем в России, в Рязани сдали только два предмета: географию и литературу. 11 выпускников набрали максимальные 100 баллов.

Настало время делать выводы о том, насколько повсеместное введение ЕГЭ соответствует обещаниям объективных оценок. Увы, результат оказался далеко не впечатляющим — незамедлительно последовали анонимные признания вчерашних школьников о том, что во время экзамена они пользовались как мобильной связью, так и помощью учителей и попустительством проверяющих. Дополнились эти признания данными проверки Рособрнадзора, проведённой после подведения результатов ЕГЭ.

Выборочная проверка затронула отличников — оказалось, что из 370 работ со 100-балльными результатами четверть не соответствует высшему баллу. Руководитель пресс-службы Рособрнадзора Сергей Шатунов пояснил, что это непросто проверка, а своеобразный мониторинг того, насколько эффективно отработали региональные предметные комиссии, руководители управлений образования, насколько адекватно оценены результаты экзаменов.

Ещё в мае глава Совета Федерации Сергей Миронов, проводя интернет-конференцию на тему «Единый государственный экзамен: проблемы и перспективы», предрекал:
«Лишь традиционные методы оценки подготовки абитуриента, основанные на собеседованиях, на устных и письменных ответах на вопросы, позволяют принимать в вузы именно тех студентов, которые и должны там учиться. Следует ожидать, что уже первый семестр нового учебного года продемонстрирует это со всей наглядностью».

Естественно, если высокую оценку за ЕГЭ абитуриент получил несправедливо, его могут на полном основании отчислить из вуза после первой же сессии. Но несмотря на это, ряд высших учебных заведений страны выступили с инициативой ведения Рособрнадзором мониторинга успеваемости тех студентов, которые набрали 100 баллов на госэкзамене или победили в тематической олимпиаде. В этом году данный механизм будет запущен в штатном режиме.

Выводы неутешительны: в результате административных мер распространение получили купля-продажа ответов на экзаменационные тесты, а также торговля медицинскими справками об инвалидности, дающими право льготного поступления в вузы. Так можно ли говорить о том, что Единый государственный экзамен действительно призван снизить коррупцию в системе образования?

Антонина Веселкова

Виктор Гуров, председатель комитета по образованию, науке и молодёжной политике Рязанской городской Думы
— Наши усилия следует направлять не на критику ЕГЭ — закон уже принят, а на качество измерительных материалов. Чем педагогическая общественность дружнее будет реагировать, тем быстрее мы придём к нужному результату. Нужно давать профессиональные оценки качеству тестов, высказывать своё мнение, чтобы влиять на разработчиков ЕГЭ. Второй момент, который также под силу регионам — это проведение на своей территории альтернативы Единого государственного экзамена в виде областных олимпиад.

Лариса Кузнецова, учитель Полянской средней школы
— Форма ЕГЭ была бы уместна на уровне 9-го класса, когда необходимо собрать представление о базовых знаниях, с которыми ученик заканчивает период среднего образования. А обучение в 10 и 11 классах — профильное. И оценивать выпускников лучше с помощью традиционного экзамена, позволяющего выявить их подлинный потенциал. Как показывает практика, стандартизированная процедура ЕГЭ сильно осложняет ход сдачи, ибо ученикам запрещено выходить за определённые рамки, даже в блоке «С», что для талантливых детей настоящая проблема.

Марина Прудина, мама выпускницы рязанской школы
— Новая система упрощает сдачу вступительных экзаменов в вуз. Смотрите сами, раньше выпускники испытывали сильный стресс, сдавая экзамены дважды: по окончании школы и при поступлении. В настоящее время — один раз. Помимо того, абитуриенты могут отдать документы в несколько вузов. Я одобряю ЕГЭ. Пусть немного трудновато — так и должно быть. Это только закаляет детей перед дальнейшими трудностями, ведь нужно удержаться на новом месте, благополучно сдать сессию и так далее. Моя дочь успешно сдала экзамены, и я очень за неё рада.

Николай Крючков, учитель истории Варсковской средней школы
— Сдача ЕГЭ оправданна по естественно-научным дисциплинам, а гуманитарные предметы выводить на тест нельзя — это подавляет творческую личность. С другой стороны, против ЕГЭ я ничего не имею, считаю, что другого способа обеспечить социальную справедливость при поступлении в вузы сейчас нет.

Ирина Третьякова, мама выпускника рязанской школы
— Для всех сформированы одинаковые требования, а до этого они зачастую необоснованно завышались. ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания учеников, в особенности по техническим предметам. И всё-таки с дисциплинами гуманитарного цикла (история, обществознание, литература) есть существенные затруднения: сложно дать оценку в тестовой форме. Хотелось бы надеяться, что новая форма экзаменационных испытаний положительно скажется на сознательности и ответственности учеников.

Александр Захаров, председатель совета директоров ОАО «Рязаньагропромпроект»
— У меня сложилось положительное впечатление о ЕГЭ. Судите сами: учитель ведёт ученика в течение 10 лет, привыкает к нему, к его манере поведения, к особенностям усвоения новых знаний. Всё это приводит к определённой субъективности оценки на обычном экзамене. ЕГЭ же оценивает более объективно. Вопросов в тесте много, у ученика проверяется сразу большой объём знаний. Конечно, это касается только точных наук. Субъективный момент уходит, и выплывает горькая или, наоборот, сладкая правда о знаниях ученика. Да, при ЕГЭ существует и элемент удачи, но в жизни он вообще играет большую роль.

Евгения Карандашова, мама выпускницы рязанской школы
— Во-первых, известно, что основы гармоничного развития личности и базис для получения хорошего образования закладываются до 20 лет, и очень обидно, что это золотое время школьники тратят на пустую зубрёжку. Во-вторых, как показал опыт моей дочери, вопросы теста ЕГЭ имеют мало общего со школьной программой. Получается, что на уроках ребята изучают одно, а к тестам зазубривают совершенно другое, причём вопросы формальны и зачастую нелепы, так что путём здравого рассуждения правильный ответ определить невозможно. Раньше наша система образования считалась самой сильной в мире, людей со школьных лет действительно учили мыслить. ЕГЭ же — это просто калька опыта США и Англии. Там она функционирует давно, да и менталитет жителей совершенно другой. Её просто перенесли на российскую почву, не потрудившись подумать о результатах — и получилась откровенная несуразица. Чиновники заявляют о том, что Единый госэкзамен призван снизить коррупцию. Позволю с этим не согласиться: взятки были при традиционных экзаменах и остаются при ЕГЭ. И вообще, в этом году многие рязанские серебряные медалисты со своими результатами по ЕГЭ не смогли поступить ни в один вуз. Это талантливые дети, которым просто подрезали крылья.

«Совет директоров», 30/2009


Метки: ЕГЭ, Николай Булаев, Виктор Гуров, Сергей Миронов


Поиск

16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30