18+ 
ВОСКРЕСЕНЬЕ
25.06.2017 
Поиск

24.06.2017 09:53
На Почтовой улице в Рязани открылся паб «Alter Brauch» (фото) (карта)

24.06.2017 09:21
В Рязани отметили День балалайки (фото)

23.06.2017 19:39
На Рязанщине создано движение в поддержку Николая Любимова (фото)

23.06.2017 17:37
В Рязани прошёл литературный квест «Читающий дворик» (фото)

23.06.2017 17:04
Потребители РЭСК вошли в федеральный рейтинг акции «Надёжный партнёр» (фото)

23.06.2017 16:17
Россельхозбанк: Подписано соглашение о сотрудничестве с «ОПОРОЙ России» (фото)

23.06.2017 15:46
Рязанцев предупреждают о ливнях, грозе и граде (фото)

23.06.2017 15:36
Ростелеком: Подписано соглашение о технологическом партнерстве с Group-IB (фото)

23.06.2017 14:17
Здоровье работников заводов Рязани начали проверять без отрыва от производства (фото)

23.06.2017 13:27
«Дом.ru»: Оператор переводит сотрудников контакт-центра на удалённый режим работы (фото)

23.06.2017 13:08
Рязанские коммунисты меняют Андрея Любимова на Владимира Федоткина (фото)

23.06.2017 13:02
Tele2: Компания приглашает жителей Касимова на празднование Дня молодёжи (фото)

23.06.2017 12:34
Рязанские строители досрочно увеличили уставный капитал (фото)

23.06.2017 11:13
Россельхозбанк: Выдано более 1 триллиона рублей кредитов населению (фото)

23.06.2017 10:31
Ростелеком: Компания «Ростелеком – Розничные системы» вновь получила признание экспертов (фото)

23.06.2017 09:58
«РусГидро» направило в Государственную Думу предложения по укреплению платёжной дисциплины (фото)

23.06.2017 09:31
Tele2: Оператор совместно с Clouty создают первый в России мобильный модный сервис (фото)

22.06.2017 18:22
В День памяти и скорби для рязанцев выступил Иосиф Кобзон (фото) (карта)

22.06.2017 17:16
Николай Любимов оценил инициативы студентов по благоустройству парков (фото)

22.06.2017 17:06
Сбербанк: Компания завоевала «Золотого льва» в Каннах (фото)

22.06.2017 15:24
Николай Любимов рассмотрит варианты промышленного внедрения студенческих изобретений (фото)

22.06.2017 12:23
В День памяти и скорби рязанцы вынесли портреты Героев Советского Союза и выстроились в пятиконечную звезду (фото) (карта)

22.06.2017 10:25
Рязань вспомнила 22 июня 1941 года (фото) (карта)

21.06.2017 23:44
Николай Любимов попробовал слепить в Скопине фантазийную фигуру (фото)

21.06.2017 18:18
С нового учебного года на факультете клинической психологии РязГМУ появятся две новые специализации (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2017   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Медиакратия

Память

И в этнографии есть место подвигу

26.02.2016

Сохранение своих корней, традиций может спасти сельскую местность и ее культуру.

В наше время, когда, как говорят ученые, происходят определенного рода цивилизационные сдвиги — например, массовый наплыв в Европу беженцев, из которых многие не желают принимать новый для них уклад жизни и ее ценности, все большее значение для каждого народа приобретают вопросы: кто мы? Почему у нас именно такие традиции? Какова их роль?

В Рязани, как и в других российских городах, существует областной научно-методический центр народного творчества, задачей которого является сохранение нематериального культурного наследия нашего края и развитие самодеятельного творчества. Как и кем выполняется эта работа? Только специалистами? Или процесс сохранения этнографических особенностей (а этнография — это быт, жилища, пища, костюмы, обряды, традиции наших предков) идет из самих глубин народных, что особенно ценно в век телевизоров и компьютеров? Такие вопросы я задала директору Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженному работнику культуры РФ Елене Михайловне Шаповской, и вот что она ответила:

Е.Ш. — Процесс этот, можно сказать, обоюдный. В 91-м году на один из наших зональных смотров детских фольклорных коллективов приехали старшеклассники из ермишинского татарского села Азеева, которые с таким блеском представили свою национальную концертную программу, что все были потрясены. Азеевские школьники прошли на областной смотр, и хотя они явно не дотягивали до высокого уровня исполнительского мастерства (не было у них профессионального музыкального руководителя), жюри присудило им одно из призовых мест. В самом селе это восприняли с большим энтузиазмом: раз отметили, значит, это важно и нужно. Через какое-то время в Азееве появился взрослый этнографический коллектив, потом там провели районный этнографический праздник — Сабантуй. А сегодня этот праздник стал региональным, собирает до пяти тысяч гостей из разных российских мест.

Р.В. — Этнография — это наука, требующая специальной подготовки. К тому же сегодня трудно себе представить, чтобы собралась, скажем, группа сельчан, и кто-нибудь предложил: «Давайте споем песни, которые наши деды пели»…
Е.Ш.
— Да, к сожалению, сельские жители не всегда понимают, что они являются носителями традиционной культуры. И мы, помогая им организовывать досуг, всячески стараемся донести до них важность данной мысли, и все делаем для того, чтобы народные произведения сохранялись в репертуарах концертов художественной самодеятельности, чтобы проходили конкурсы фольклорных, аутентичных коллективов. Огромным подспорьем в этом деле является созданная в начале 90-х годов в рамках выпускаемого с той поры «Рязанского этнографического вестника» антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области…

Р.В. — Когда я слышу об этом издании, мне приходит в голову слово «подвиг»…
Е.Ш.
— Да, это настоящий подвиг. Прежде всего главного редактора издания Вячеслава Васильевича Коростылева, который задумал и осуществил дело большой государственной важности. Это огромная, проделанная с большой любовью и самоотверженностью, работа профессора Московской государственной консерватории Натальи Николаевны Гиляровой, сотрудников института этнологии и антропологии РАН, Института мировой литературы и других. Они изучали этнографию Рязанского края по разным направлениям, в результате чего получился труд, подобный которому может представить далеко не каждый регион.

В 2016 году мы рассчитываем выпустить уже 60-й том Этнографического вестника. А для обучения сельских самодеятельных коллективов на издательском материале мы располагаем шестью дисками аутентичного фольклора Рязанской области, хронометраж которых составляет 10 часов!

Наталья Николаевна Гилярова, которая, кстати, имеет рязанские корни, у нее отец из Михайлова, начала записывать рязанский фольклор еще с 60-х годов прошлого века. Но ведь и было что записывать! Народ, несмотря ни на что, хранил свою культуру.

Р.В. — Елена Михайловна, а как вы пришли к этнографии? Вы случайно не из деревни родом?
Е.Ш.
— Нет, я родилась и большую часть своей жизни живу в Рязани, в пределах, так сказать, «Театрального кольца». Училась в школе №43 на улице Есенина, ходила во Дворец пионеров, который на той же улице. Пела там, танцевала. Потом училась в нашем институте культуры и, еще не окончив его, уехала вместе с мужем в Орловскую область, в поселок Залегощь, куда его распределили в качестве врача. Как работник районного Дома культуры ездила по деревням и селам, организовывала художественную самодеятельность, и тут до меня, может быть, впервые дошло, что очень часто люди в той или иной местности стараются себя выразить по-своему. Предлагаешь, например, номера осовременить, внести и них театральность. И слышишь в ответ: «А мы так делаем». Рекомендуешь, как одеться, а тебе говорят: «У нас есть костюмы». Но что больше всего иногда убеждало в «особости» данной местности, это (улыбается) застолье после концерта. Что обычно в таком случае на столе появляется? Ну бутерброды, тортик… «У нас так не принято», — говорили хозяева, и после этого мы начинали постигать этнографические особенности в полной мере: подают тебе, например, как-нибудь «по-тамошнему» томленое или запеченное в печке мясо, или по-особому сваренную кашу…

Р.В. — Этнография часто удивляет. Возвратившись однажды из командировки в поселок Лесной Шиловского района, я написала статью под названием «Зачем мужику сарафан?» Тогда я впервые встретилась со школьником Пашей Сериным, который увлекался этнографическим поиском и исследованием. Когда он окончил школу, органы образования и ваш центр помогли ему получить высшее образование, поступить на работу в институт этнологии и антропологии РАН. Как сейчас у него дела?
Е.Ш.
— Павел учится в аспирантуре, в настоящий момент проходит стажировку в Оксфордском университете. С нами у него постоянная связь. Он участвует в наших научных конференциях, и в будущем мы рассчитываем на него как на серьезного специалиста-этнографа. Не так давно Павел принимал участие в телепередаче «Россия, любовь моя!», которая идет по каналу «Культура», и очень обстоятельно и интересно представил свой родной край, Рязанщину.

Р.В. — У сельской культуры сейчас появилось много технических возможностей для распространения знаний о себе, своего развития. В то же время население в сельской местности сокращается, здесь закрываются учреждения культуры, содержание которых убыточно. Как в таких условиях заботиться о своих корнях, традициях?
Е.Ш.
— Сейчас в нашей области много значения придается развитию туризма. Нам постоянно задают вопрос: можно ли найти что-то интересное для туристов в том или ином муниципальном образовании? В таких случаях я с уверенностью говорю: интересное есть везде и везде оно, как правило, связано с местной традицией. И если мы ухватим эту связь, станем ярко ее преподносить, развивать, привлекая квалифицированных специалистов разных отраслей, в том числе работников культуры, мы сослужим селу добрую службу.

Татьяна Банникова



Метки: история


Социальные комментарии Cackle