Подробности

Наука

«Технари» и технопарки

16.04.2016

Об одной из острых проблем дополнительного образования детей.

Недавняя научно-практическая конференция «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования», посвященная 80-летию Рязанского городского Дворца детского творчества, и славная история этого учреждения послужили хорошим поводом для обсуждения темы, как жить и работать дальше. С докладом «Основные аспекты модернизации дополнительного образования» выступила доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Рязанского института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Анатольевна Кувшинкова.

Сегодня мы беседуем с ней по теме весьма актуальной: как поднять роль дополнительного образования.

Р.В. – Ирина Анатольевна, на конференции прозвучала новая формула финансирования дополнительного образования, и это вызвало у некоторых педагогов опасение, что средств у них станет еще меньше…
И.К.
– Нет, это не так. Давайте вспомним, когда и с чего не так давно начиналось то, что сейчас именуется дополнительным образованием, – с первого Указа Президента, утвердившего Закон Российской Федерации «Об образовании». В нем внешкольная работа в домах и дворцах пионеров, на станциях юннатов и техников впервые была названа дополнительным образованием. Но в Бюджетном кодексе ни разделом, ни подразделом дополнительное образование детей так и не появилось. Поэтому финансирование учреждений дополнительного образования осуществлялось по остаточному принципу из очень небогатой муниципальной казны. Сдвиги к лучшему наметились после выхода Указов Президента Владимира Путина № 597 и 599 от 07.05.2012 г., в которых говорилось о значимости системы дополнительного образования, необходимости ее господдержки, увеличении заработной платы педагогов. Во исполнение этих указов подготовлены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые сейчас направлены для рассмотрения в Государственную Думу. Чтобы осуществлять финансирование по-новому, надо разработать нормативы. В проекте изменений исходят из такого расчета: один ребенок бесплатно (то есть за счет государства) может получать дополнительное образование (а это 120 часов в год), посещая одно объединение одного учреждения.

Р.В. – Говорят, что станут выдавать специальные сертификаты, или «ваучеры»…
И.К.
– Я думаю, что бумажного варианта не будет. Скорее всего, электронная запись на программы или региональный портал охвата детей системой дополнительного образования. Родители будут иметь возможность записать своего ребенка на одну из программ – и, кстати, не только в государственное, но и частное учреждение, к индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги дополнительного образования. Всем им государство при качественной работе будет оказывать равную финансовую помощь. У нас в области есть примеры эффективной работы частных учреждений, таких как «Школа юного менеджера», центр «Содружество».

Возможно, не каждый ребенок захочет заниматься дополнительным образованием, но деньги на него все равно будут выделяться. И тогда откроется возможность накопить некоторые средства, чтобы пустить их на другие благие дела. Например, какой-нибудь одаренный ребенок сможет ходить бесплатно в два объединения, для кого-то можно будет составить индивидуальную образовательную программу. Можно за счет образовавшихся средств увеличить финансирование затратных объединений, поддержать программы, реализуемые в период каникул, или для детей с ограниченными возможностями.

Очевидно, что в первую очередь будет оказана финансовая помощь детскому техническому творчеству, которое эффективно осуществляет профессиональную ориентацию выпускников школ и может внести большой вклад в подготовку для нашей промышленности высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров.

К сожалению, число объединений технического творчества школьников к нынешнему моменту значительно сократилось, его содержание не соответствует требованиям времени, так как является чаще всего начальным техническим моделированием. Даже областная станция юных техников, где работал ныне ушедший из жизни талантливый педагог Николай Николаевич Малин, перестала быть тем, чем когда-то была. Ребята занимались там ракетостроением, придумывали уникальные установки. Один мальчик сделал ракету, которая при полете могла огибать препятствия, и это изобретение было принято к производству. Выпускники объединения поступали без экзаменов в знаменитую академию им. Н.Э. Баумана.

Р.В. – Почему же такое «охлаждение» к техническому творчеству, почему оно у нас сегодня, как говорится, не в тренде?
И.К.
– Одну из причин я уже назвала: недостаток средств при том, что техническое творчество очень затратное. И второй момент: для того чтобы по-настоящему заниматься техническим творчеством, нужны новые технологии. Нужно создавать технопарки, где есть возможность использовать современные информационные технологии. В конце прошлого года в рамках реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образовании детей» детские технопарки были открыты в городах Ханты-Мансийск и Нефтеюганск, в Набережных Челнах. В некоторых городах созданы площадки, где детям дают возможность участвовать в профильных мастерских, знакомиться с особенностями разных профессий (в Москве это «Мастерславль»). Если у нас в области будет хотя бы одна такая площадка, это многое изменит в системе дополнительного образования. Позволит, например, готовить кадры, владеющие современными профессионально ориентированными технологиями, обеспечивать сетевую форму реализации программ, где участвуют заинтересованные организации и ведомства. Скажем, какое-то наше учреждение заключило договор с радиоуниверситетом осуществлять общую программу «Робототехника». В детском объединении будут давать основы, а конструкторская деятельность будет осуществляться в университете, под руководством ученых. И молодые люди придут учиться в университет уже осознанно, а не случайно.

Технопарк, о котором мы сейчас говорим, должен представлять собой современную информационную компьютерную среду, где на виртуальных тренажерах можно подготовиться к профессии современного рабочего, которая ныне не имеет ничего общего с молотком или кувалдой. Стране нужны рабочие, в совершенстве владеющие компьютерными технологиями. И если их будут готовить уже в системе дополнительного образования, это не только станет способствовать инновационному развитию нашего производства, но и повысит престиж рабочей профессии, который мы утратили за последние десятилетия, когда старательно формировали общество потребителей. Именно поэтому сейчас, с уходом «старой гвардии» наставников, у которых были золотые руки, трудно найти людей, которые с такой же любовью, как они, работали бы с нашими мальчишками. И система дополнительного образования сейчас в первую очередь должна быть нацелена на воспитание уважения к труду и к человеку труда.

Подводя итог нашего разговора, хочется выразить уверенность, что мероприятия по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года в Российской Федерации позволят обеспечить доступность и повысить качество этого вида образования.

Татьяна Банникова



Метки: образование, дети


Поиск

14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

13.04.2024 09:58
Переданы в суд дела о мошенничестве при закупке коммунальной техники в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30