Подробности

Наука

Залп «Авроры»

26.05.2016

…и фантастика становится явью.

По пересеченной местности движется вездеход. Впереди шагает человек. Машина старается повторять его траекторию или вычисляет кратчайший путь в случае непреодолимых преград. И можно было бы не удивляться, если бы гусеничной платформой управлял водитель. Но места на борту ему не предусмотрено. Вездеход-беспилотник имеет свою интеллектуальную систему — сканирует пространство и обрабатывает огромные массивы информации.

Глазами робота
— Хотите посмотреть, как видит окружающую обстановку робот? — выводит меня из гипнотического транса, вызванного необычным зрелищем, Виталий Савельев, один из учредителей рязанского КБ «Аврора». Картинка на дисплее ноутбука отражает техническое зрение беспилотника. Окружающий мир фантастичен, будто мы попали на залитую красным светом планету. И я понимаю, чем отличается видение человека от видения робота. Первый воспринимает мир в целом, второй — лишь его узкий аспект, но зато с таким совершенством, какое недоступно человеку. Честное слово, они прекрасно дополняют друг друга!

— Это робот Марс А-800, мобильное автономное устройство, вы наблюдали его испытание на десантном полигоне, — продолжает Савельев. — Есть у нас с Рязанским училищем ВДВ проект, нацеленный на разработку роботизированных систем для нужд армии. Сейчас была демонстрация робота в режиме «следуй за мной». Человек передвигается налегке, а за ним едет груженная военным снаряжением платформа. Он может давать роботу различные команды. Например, отослать его в тыл вместе с ранеными бойцами или послать вперед, в разведку. Ну вот, кажется, пришли. Чаю хотите?

Виталий приводит меня в один из офисов рязанского бизнес-инкубатора, где располагается мозговой центр конструкторского бюро «Аврора». Прозрачные стены-окна, мощные компьютеры, на подвеске антропоморфный робот — почти как человек, с руками, ногами и головой. Учебная модель, на которой оттачиваются навыки программирования.
— Он мог бы заварить нам чай и подать к столу, но написание программы займет примерно неделю, — отвечает на мой вопрос о возможностях электронного парня Виталий.

Фантазии идут дальше, и вот мы уже мечтаем о кулинарном принтере, способном распечатывать пирожные и печенья. Как выясняется — это реальность сегодняшнего дня. Несколькими этажами ниже на 3Д-принтере воспитанники робошколы учатся печатать пока простые предметы — колечки, расчески, но технология позволяет создавать таким образом целые жилые дома.

Смарт-устройство на колесах
А как изменятся, к примеру, автомобили? Вместе с предпринимателем Виталием Юрьевичем Савельевым мы пытаемся заглянуть в будущее транспорта, тем более что он в этих вещах настоящий эксперт, привлеченный Агентством стратегических инициатив к разработке дорожных карт до 2035 года. Совсем недавно он вернулся из Сколкова, где проходил «Роботикс-2016» — центральный роботехнический форум в России. Помимо «Марса», предназначенного для военных и МЧС, «авроровцы» показывали свой прототип беспилотного автобуса, на конец лета в Сколкове запланирована его презентация. 6–8-местные автономные шаттлы передвигаются без водителей по заданным маршрутам. Пока на ограниченной территории. В перспективе предполагается вывести их в городскую среду и сделать полноправными участниками дорожного движения. Для этого понадобится внести в законодательство понятие «беспилотное транспортное средство». Думаете – образ далекого будущего? Вовсе нет. КБ «Аврора» и администрация г. Рязани уже прорабатывают вопрос о пуске беспилотного шаттла по маршруту «Торговый городок» — озеро «Орешек».

Подсадка интеллекта
Как бы вы отреагировали, если бы к вам в машину постучался неизвестный пассажир и представился «искусственным интеллектом»? Прокатить такого попутчика негрешно. Только загадочный гость давно у вас в салоне!
— Исследования в области беспилотного транспорта начались давно, — говорит Виталий Савельев. — Промежуточный этап — различные системы помощи водителю, когда автоматика берет на себя решение задач управления, чтобы снизить нагрузку на водителя. Например, помогает в парковке, контролирует перестроение ряда, считывает дорожную разметку, идентифицирует объекты, в частности, пешеходов. Наше КБ «Аврора» разработало компактное устройство, выполняющее не только перечисленные функции, но и диагностику всех систем автомобиля в режиме реального времени. Смарт-устройство становится связующим звеном между водителем и автомобилем. В случае необходимости к нему может подключиться еще и диспетчерский пункт.

И все это — начало движения к полной автономности. «Подсадка интеллекта» ведется крупными автоконцернами по всему миру. Сроки перехода к беспилотной модели транспортного средства постоянно сдвигаются в сторону уменьшения. Каков горизонт? Виталий знаком с прогнозами — это произойдет уже в 20-х годах нашего века.

Принеси то, не знаю что
«Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…» Заслышав эту фразу, дети обычно смеются, ученые и инженеры морщат лоб, потому что знают — в ней выражена модель инновационного бизнеса. Еще на старте своей деятельности молодые предприниматели из КБ «Аврора» распознали самые актуальные направления развития робототехники. Они сосредоточились на создании программного обеспечения для беспилотных транспортных средств. Автомобиль будущего больше похож на компьютер, где софту отводится важнейшая роль.
— Мы понимаем, что нам нужно не играть в догонялки с другими производителями, а предлагать такие решения, которые справляются с поставленными задачами на уровне инноваций, на это и направлены стратегии АСИ, — продолжает мой собеседник.

Сегодня авроровцы ведут исследования и создают программные продукты по заказу партнерских компаний. Тема беспилотников с каждым днем все больше и больше интересует транспортные, логистические фирмы, автопарки, где озабочены вопросами безопасности и снижения издержек.

Аграрные холдинги тоже спят и видят, как на полях будут работать автономные комбайны, управляемые из одного диспетчерского центра. Такую технику можно эксплуатировать круглосуточно, и отгулов она не просит. Неужели выстраивается та самая долгожданная цепочка «наука — малый бизнес — крупное производство», о которой все давно мечтают? В КБ «Аврора» говорят, что они ведут исследования для бизнеса, который войдет в полную силу через 5-10 лет, в зависимости от условий рынка.

Почему сломанные игрушки приносят пользу?
В 2015 году Виталий Савельев был признан лучшим молодым предпринимателем в сфере инновационного бизнеса по версии Ассоциации молодых предпринимателей России. Он благодарен родителям за то, что в детстве его не ругали за сломанные игрушки. Электромеханические устройства у мальчика долго не сохранялись в первоначальном виде – Виталий их разбирал, пытался понять принцип действия и усовершенствовать. Нередко после его вмешательства в электронную начинку машинки больше не ездили, а самолетики не летали. Но парня это не остановило — и вот итог: авроровцы неуклонно лидируют в российских соревнованиях среди мобильных роботов, а командиры этой команды — Станислав Голь и Виталий Савельев.

За собой они ведут молодежь. Создали ряд модификаций модульных роботов для образовательных центров, чтобы молодые программисты имели в своем распоряжении ходовую часть будущих устройств и могли сосредоточить свои силы на создании интеллекта для роботов.
— Мне нравится видеть готовое устройство в действии, нравится совершенствовать его возможности, именно поэтому мы в КБ занимаемся и электроникой, и механикой, и программным обеспечением, — говорит молодой инженер.

Матрица будущего
— Виталий, последний вопрос. Мне звонить знакомому водителю маршрутки, чтобы он задумался о другой специальности?
— Понимаю ваш юмор. Наверное, звонить еще рано. Правильнее говорить о том, что вскоре появятся альтернативные системы транспортировки грузов и пассажиров. И лет через 10 можно будет выбирать: пользоваться услугами автопилота или ездить с водителем, управлять машиной самому. А вот лет через 20-30, вполне вероятно, появятся ограничения на допуск людей к управлению транспортным средством на определенных маршрутах или в определенных производственных условиях. Ведь большая часть аварий происходит по вине человеческого фактора, и автоматизация позволяет существенно уменьшить риски.

Через месяц авроровцы едут в Австрию — представлять Россию на международных соревнованиях «Робокросс». Будем болеть за них. И за роботов, конечно. Ведь машины теперь ездят без пилотов, им одиноко.

Дмитрий Соколов



Метки: образование, техника


Поиск

16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30