Стенограмма

Территория

Круглый стол на тему проблем жилищного рынка

20.08.2009

В администрации Рязани состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития жилищного рынка Рязани», организованный еженедельником «Дом.Строй» совместно с Рязанской ассоциацией застройщиков

Денис Абраков, главный редактор газеты «Дом.Строй»:
— Добрый день, уважаемые коллеги, партнёры, друзья. Мы рады всех вас приветствовать на круглом столе «Проблемы и перспективы развития рынка жилищного строительства в городе Рязани». Этот круглый стол проводится по инициативе газеты о недвижимости «Домострой» и при поддержке администрации города Рязани. Наше издание уже не первый раз проводит подобные мероприятия, мы собираем застройщиков, представителей власти, представителей банковской сферы уже с 2005 года.

Ни для кого не секрет, что до недавнего времени строительная отрасль была одним из локомотивов развития экономики и была одной из самых динамично развивающихся отраслей буквально до наступления финансового кризиса. По разным данным от 20 до 30% ВВП приходилось именно на строительную отрасль. И дополнительный импульс этой отрасли дал национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Но, в сегодняшних сложных экономических условиях, конечно, темпы развития не так впечатляют, как два-три года назад, и мы с вами прекрасно понимаем, что, проблемы с фондированием, которые испытали банки, с мультипликативным эффектом ударили как бы на все сферы экономики и сказались на состоянии всех сегментов. Тем не менее, именно в разгар финансового кризиса конструктивные отношения между застройщиками, администрацией и общественностью играют сверхактуальную роль, становятся сверхактуальными, так как в данном случае в центре внимания интересы не только бизнеса и власти, но и интересы десятков тысяч, сотен тысяч миллионов людей, которые хотели бы улучшить свои жилищные условия.

Основная цель нашего круглого стола — это налаживание конструктивного диалога между представителями властных структур, представителями бизнес-структур, девелопментами и, естественно, общественности. Если говорить непосредственно об алгоритме конструктивных отношений, то хотелось бы предоставить слово для доклада об улучшении конструктивных отношений администрации со всеми участниками строительного процесса главе администрации города Рязани Олегу Владимировичу Шишову. Пожалуйста.

Олег Шишов, глава администрации Рязани:
— Вы так громко назвали мой доклад… Во-первых, всем добрый день. Я, пользуясь случаем, хотел бы, хотя я это делал, в общем-то, и в виде своих пригласительных билетов, поздравить всех строителей, застройщиков с прошедшим относительно недавно днём строителя (он был в августе), пожелать вам дальнейших успехов в развитии вашего бизнеса на благо и процветание нашего любимого города Рязани и сказать буквально несколько слов, значит, вот по той тематике, по которой мы сегодня собрались.

Как бы заранее отмечу, что мы с большим удовольствием, я имею ввиду администрация города, вот заместитель главы администрации Михаил Игоревич, который курирует строительный блок, с большим вниманием и пониманием отнеслись к предложенной тематике. Также хотел отметить, что вот Сергей Николаевич Семёнов, который является заместителем министра строительного комплекса правительства Рязанской области, также присутствует здесь, и огромное ему спасибо, что он тоже откликнулся, чтобы послушать наш живой диалог. Мы очень надеемся, что беседа будет, я бы позволил себе так выразиться, немножко неформальная. То есть доклад в том смысле, как это обычно бывает: зачитали там об успехах, а он никого не интересует…

Я просто предложу несколько мыслей, ну, скажем так, для затравки, и очень бы нам хотелось, конечно же, послушать те вопросы, которые волнуют вас на сегодняшний день. Возможно, что сегодня — мы по крайней мере, на это очень надеемся — у нас получится не просто конструктивный диалог, а именно тот шаг, который мы сделаем навстречу друг другу для того, чтобы строительная отрасль и в городе Рязани ну и, в общем-то, в регионе соответствующим образом развивалась и росла. Процесс взаимодействия сторон — это процесс, насколько я понимаю, взаимный. И поэтому сегодняшняя встреча, ещё раз подчеркну, она, наверное, будет являться определённым толчком к нашему именно взаимодействию. И ваши/наши проблемы, я надеюсь, сегодня не будут как бы лейтмотивом. Мы рассматриваем всю ситуацию в комплексе и надеемся, что проблемы у нас общие. А проблем у нас на самом деле хватает.

Скажу, что в рамках разработанного Генерального плана города Рязани, который был утверждён решением Рязанского городского Совета, на тот момент ещё Совета, 30 ноября 2006 года, утверждены правила землепользования и застройки города Рязани, которые устанавливают порядок разделения города на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента и обеспечивают прозрачность принятия решений, отменяют необходимость излишних согласований. То есть это достаточно большой шаг, который был сделан ещё в 2006 году.

Но для обеспечения реализации этих требований создана постоянно действующая комиссия по землепользованию и застройке, утверждённая постановлением администрации города 3 февраля текущего года, где утверждён состав и соответствующее положение. В состав включены представители главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, комитет по культуре и туризму Рязанской области, ну и также соответствующие руководители ведомств администрации города. Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний.

Действует также программа обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой на 2007–2010 годы в городе Рязани, в рамках которой администрацией города разрабатываются проекты планировки территорий. Это проект планировки центра города Рязани, проект планировки территории микрорайона ДПР-7 и ДПР-7А, проект планировки территорий отдельных микрорайонов города, ну в частности, посёлка Шлаковый.

Финансирование разработок осуществляется за счёт средств городского бюджета при участии областного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Так в 2008–2010 годах в результате участия в отборе, проводимом министерством строительного комплекса Рязанской области, на предоставление субсидий за счёт средств областного бюджета на разработку проектов планировки территорий, предназначенных для жилищного строительства, а также программы комплексного развития систем коммунальной структуры, в рамках вышеобозначенной программы администрацией города были привлечены средства областного бюджета на проекты по ДПР-7 и по Городской роще. Кроме того, для градостроительных разработок привлекаются внебюджетные средства. Это проект планировки территории микрорайона Кальное — застройщик «РК-Строй», и проект планировки ДПР-5 и 5А, который разработан под несколько застройщиков: «Интерстрой», «Промжилстрой» и «Тяжпрессмаш».

В целях привлечения жилищного фонда в соответствии со стандартами качества, обеспечения комфортных условий проживания разработана и утверждена муниципальная целевая адресная программа «Развитие застроенных территорий в городе Рязани», основными задачами которой являются: оптимальное развитие застроенных территорий путём сноса и реконструкции ветхих и аварийных жилых домов и строительства новых объектов жилищного фонда; расселение жителей, проживающих в жилищном фонде, подлежащем сносу, и обеспечение их благоустроенным жильём за счёт использования средств частных инвесторов, а также средств городского и областного бюджетов; создание условий для обеспечения этих территорий объектами социального и коммунального бытового назначения и инженерной инфраструктуры.

Для решения вопросов, связанных с застройкой территорий города, администрация привлекает Рязанскую ассоциацию застройщиков, в которую входят 23 строительных организации города Рязани. Главной задачей сотрудничества является объединение усилий для эффективной реализации на территории города приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России».
Привлекаются бюджетные средства для инженерной подготовки территорий, в том числе в 2008 году получены субсидии по объектам, обеспечения автомобильными дорогами микрорайона «Братиславский» и «Зиловская бровка», канализационного коллектора с КНС в посёлке Дядьково, от Окской очистной водопроводной станции до КНС-10. А также инженерные коммуникации микрорайона «Зиловская бровка», детский сад в микрорайоне ДПР-5 в городе Рязани.

В целях улучшения доступности жилья администрацией города реализуются две муниципальные программы — «Муниципальная ипотека» и «Социальная ипотека». Я конкретные цифры называть не буду, скажу только, что в условиях достаточно серьёзных, ну скажем так, кризиса, мы не отказались ни от одной из этих программ — ни от социальной, ни от муниципальной ипотеки, и все выделенные средства по ним, соответственно, используются. Значит, скажу только, что за период с января по июль 2009 года социальные обязательства перед гражданами-участниками муниципальных целевых программ выполнили в полном объёме и составили по муниципальной ипотеке 8,7 миллиона рублей, а по программе социальной ипотеки порядка 9 миллионов рублей. И также для социальной ипотеки было привлечено 33,7 миллиона рублей внебюджетных средств.

И в тоже время, уже возвращаясь к нашей как бы неформальной беседе, надеюсь, что на этом формальная часть будет закончена. Несмотря на всё то, что я сейчас озвучил, у нашей строительной отрасли и в городе есть определённые проблемы. Мы, ещё раз повторюсь, готовы всё выслушать, обсудить, и, наверное, по итогам круглого стола какая-то будет совместная резолюция. Спасибо.

Денис Абраков: Спасибо Олегу Владимировичу за содержательный доклад, но вот те позитивные направления, которые были обозначены главой администрации, они, безусловно, смогут дать импульс развитию строительного комплекса при условии, если спрос и предложение будут сбалансированы. А уровень спроса и высокий платёжеспособный спрос — это доступность жилья, а один из, наверное, главных индикаторов доступности жилья — это цена. Слово для доклада об анализе ценовой ситуации на рынке я предоставляю сертифицированному аналитику рынка недвижимости Маргарите Савиной. Наша газета уже девять лет ведёт системный мониторинг рынка, мы хорошо знаем, что происходит на строительном рынке, каков уровень цен, какова конъюнктура, и для того, чтобы наглядно показать те процессы, которые происходят на первичном рынке, я, соответственно, Маргарите Юрьевне предоставляю слово. Спасибо.

Маргарита Савина, сертифицированный аналитик рынка недвижимости:
— Добрый день. По данным аналитического отдела газеты «Домострой», в начале августа 2009 года средняя цена предложения на первичном рынке недвижимости составила 36 тысяч 100 рублей за квадратный метр. Стоимость квартир эконом-класса составляет в среднем на сегодняшний день 32 тысячи 400 рублей, ещё в начале года этот показатель находился на уровне 35 тысяч 400 рублей. По оценке ассоциации строителей России, себестоимость возведения одного квадратного метра в домах массового спроса в нашем регионе на сегодняшний день — 27 тысяч 900 рублей. А исходя из этих данных, стоимость типового жилья в Рязани — 32 тысячи рублей за квадратный метр — уже, как видим, не даёт строителям сверхприбылей, о которых говорили во времена роста цен разного рода эксперты.

Что касается жилья бизнес-класса, то на сегодняшний день оно также подешевело от 40 тысяч рублей за квадратный метр до 35 тысяч рублей за квадратный метр. Квартиры повышенной комфортности — с почти 50 тысяч до 46 тысяч рублей. Сегодня типовые однокомнатные квартиры в строящихся домах выставлены на продажу в среднем за 1,5 миллиона рублей, двухкомнатные — около 2 миллионов рублей, трёхкомнатные — чуть менее чем 3 миллиона рублей. Совокупное снижение цен с начала 2009 года на одно- и трёхкомнатные квартиры составляет 3%, на двухкомнатные — около 5%.

По данным аналитического отдела газеты «Домострой», в настоящее время строительство ведётся на 58 площадках города. Всего на текущий год запланировано к сдаче ещё около 30 объектов. 16 новостроек должны быть сданы в 2010 году, 12 объектов — в более поздние сроки. Отметим, что объекты, запланированные к сдаче в 2010–2011 годах, сегодня стоят не дешевле, чем в домах со средней и высокой степенью готовности. Во-первых, они возводятся исходя из текущих цен на стройматериалы, во-вторых, не зная, как ситуация будет развиваться далее, строительные компании таким образом подстраховывают себя.

Сегодня большое число компаний имеют сложности со снижением объёма продаж. Так, 40% из опрошенных нами в июле представителей строительных компаний оценивали текущий уровень спроса как очень низкий. На объект в месяц в среднем приходилась одна сделка. Следует отметить, что в последние годы в городе Рязани объёмы ввода жилья неизменно увеличивались. Так, в 2006 году было введено в эксплуатацию порядка 3 тысячи 600 квартир. В 2007 году — 4 тысячи 700 квартир, в 2008 году ещё больше — более 5 тысяч квартир, и этот год также не должен стать исключением. За первые полгода 2009 года, по данным центрального органа федеральной службы статистики по нашему региону, в Рязани было введено более 3 тысяч квартир в многоквартирных жилых домах. В Рязани, уже по нашим данным, данным еженедельника «Домострой», до конца текущего года, согласно планам застройщиков, может быть введено ещё порядка 4 тысяч квартир.

А вот как ситуация будет развиваться дальше. В 2010 году появится около 3 тысяч квартир, в 2011 году — около тысячи. Конечно, строительные компании не собираются прекращать строительство, и в текущий год или в начале следующего можно ожидать возведение ещё 26 объектов жилой застройки Рязани, и именно эти дома будут вводиться в эксплуатацию в 2010–2011 годах при благоприятной и способствующей экономическому росту обстановке как в стране, так и в регионе. Отметим, что если не будут решены такие проблемы, как сложная процедура подготовки и получение исходной разрешительной документации, резкое сокращение роли ипотеки при покупке первичного жилья, задержка в оформлении документов, связанных со сдачей дома в эксплуатацию, приведут к снижению объёмов предложения на первичном рынке. Такое развитие событий не выгодно ни власти, ни бизнесу, ни потенциальным покупателям жилья, и рынок жилой недвижимости может динамично развиваться лишь при условии, если все участники этого процесса будут готовы к диалогу. У меня всё, спасибо.

Денис Абраков: Спасибо Маргарите Савиной. Ещё буквально несколько слов по регламенту. Если мы говорим о конструктивном диалоге, то, безусловно, без эффективной обратной связи между застройщиками и администрацией, без активного привлечения общественности многие поставленные вопросы и обозначенные проблемы вряд ли могли бы быть решены. Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению, к выступлению руководителей наших девелоперских компаний, хотелось бы предоставить слово для небольшого выступления заместителю министра строительного комплекса Рязанской области Сергею Николаевичу Семёнову. Потом с кратким выступлением может выступить начальник главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Вячеслав Иванович Макаров. Буквально несколько слов, я думаю, тоже скажет. Спасибо.

Сергей Семёнов, заместитель министра строительного комплекса Рязанской области:
— Добрый день, уважаемые коллеги. В первую очередь я хотел бы отметить то, что хорошо, что осталась единственная в Рязанской области организация, которая действительно проводит аналитические исследования на рынке недвижимости. Это газета «Домострой». Потому что, к сожалению, ни органы власти ни областного уровня, ни городского, такого рода исследований не проводят, а эти исследования, они действительно могут ответить на те наболевшие вопросы, которые существуют на рынке недвижимости, в первую очередь в жилищной сфере. Потому что исследования жилищной ситуации с опросом населения, исследования рынка недвижимости, отслеживание незавершённого строительства объектов, анализ промышленности строительных материалов — это те аналитические исследования, которые должны проводиться ежегодно и которые действительно дают выводы из этих исследований, дают правильные управленческие решения. Поэтому, вот, хорошо, что такой отдел при «Домострое» существует.

Значит, по заданию, по протокольному поручению губернатора Рязанской области Олег Ивановича Ковалёва наше министерство сделало анализ состояния объектов незавершённого строительства по Рязанской области, и в нём были проанализированы основные тенденции на рынке недвижимости. Я хотел бы очень коротко пройтись по ним, потому что, в принципе, они дают достаточно большое представление, в каком состоянии сейчас находится в первую очередь жилищное строительство и какие выходы можно найти для того, чтобы оживить рынок недвижимости. Вот данные этого анализа по Рязанской области, но они, в первую очередь, касаются города Рязани, потому что 84% незавершёнки находится в городе Рязани.

И давайте не кривить душой, что город Рязань — единственное муниципальное образование, которое на сегодняшний день даёт максимальный ввод жилья — 0,8 квадратных метров на человека. Это практически то президентское задание, которое существовало в предыдущий год. Если посмотреть по вводу жилья, как уже сообщалось, тенденция нормальная, хотя в городе Рязани начался небольшой спад, а в целом по Рязанской области мы идём с опережением в 6-7%, и это, к сожалению, только задел прошлых лет. Если мы проанализируем практически все объекты, в большинстве объектов темпы строительства снизились значительно заметно. По шести многоквартирным домам вообще были просрочены, значительно просрочены сроки ввода в эксплуатацию. В тяжёлом финансовом положении оказались те застройщики, которые взяли кредитные ресурсы и не смогли вовремя их отдать. И, к сожалению, значит, уже наметилось достаточно много объектов, которые находятся в критическом состоянии и которые вызывают достаточно большое возмущение жителей, дольщиков строительства в этих объектах.

Вот, значит, по цене который был доклад, у нас данные полностью совпадают, я хотел бы добавить всего лишь две цифры. В первом полугодии 2009 года заключено 7609 сделок на приобретение жилой недвижимости, причём из них на вторичном рынке — 6084. То есть, практически, если так посмотреть, снижение-то покупок значительно, но на вторичном рынке оно не так заметно. То есть люди покупают жильё в первую очередь зная о том, что они не попадут в очень серьёзную ситуацию при покупке. Причём вот для сведения, в 2008 году состоялось 22174 сделки: представляете, какой вот объём снижения на первичном и, в принципе, практически нет снижения на вторичном рынке жилья!

Значит, по кредитованию физических лиц, ипотека. За первый квартал 2009 года выдано ипотечных кредитов всего на сумму 142,8 миллиона рублей. Это 7,7% к аналогичному периоду прошлого года. Причём в прошлом году было почти 22,5 миллиарда. То есть здесь тоже полный провал, причём из 53 кредитных организаций, которые в прошлом году выдавали кредитные ресурсы, только 12 банков выдают сегодня кредиты. Причём параметры кредитования ужесточились очень сильно. Это в первую очередь связано с системой первоначального взноса — меньше 20% практически ни один банк не выдаёт. В прошлом году для молодых семей было 5%, для обычных людей 10%, значит, увы, в обеспечение кредитов берут обязательно существующую недвижимость, то есть другую квартиру. То есть ужесточения очень сильные.

Я не буду останавливаться на кредитовании юридических лиц, потому что застройщики прекрасно понимают, что кредиты сейчас практически освоить невозможно. И согласно проведённому опросу, практически уже сейчас ни одна из компаний, из самых крупных, которые работают в первую очередь в городе Рязани, не привлекают кредитные ресурсы. Таким образом вот сложилась по кредитованию такая ситуация недоступности кредитных ресурсов как для физических лиц, так и юридических.

По объёму незавершённого строительства. Вот здесь интересная цифра получается. 118 многоквартирных жилых домов объёмом 731 тысяча квадратных метров на сегодняшний день. Потребность средств, необходимых для завершения, — 10 миллиардов рублей. И, конечно, наибольшее количество незавершёнки, как я уже сказал, в городе Рязани — 84 с лишним процентов. И, если посмотреть прогноз ввода жилья в 2009 году, а в этом году, я надеюсь, мы всё-таки сохраним положительную тенденцию, хоть пусть на чуть-чуть, то 75 объектов будет введено, и уже из незавершёнки будет выведено 438 тысяч квадратных метров. В 2010 году 32 объекта планируется к сдаче — 280 тысяч, и в одиннадцатом году останется только 85 тысяч квадратных метров.

То есть вот анализ всех застройщиков показал, что в условиях кризиса, в условиях отсутствия кредитных ресурсов, застройщики в первую очередь вкладывают деньги не в развитие, а в достройку существующих объектов, и к новому практически не приступают. Если такая тенденция сохранится и уже сегодня не предпринять никаких мер, то на 30% снизится ввод жилья в 2010 году (это примерно 350 тысяч квадратных метров), значит, такая тенденция будет и в 2011 году. Поэтому вот такой анализ показывает, что уже сейчас для возобновления темпов многоэтажного строительства, характерного для города Рязани, потребуется 2-3 года после восстановления спроса на рынке жилья. Это может спровоцировать очень большой рост стоимости жилья. Ну для застройщиков, может быть, это и хорошо, а как быть с населением? Кроме того, уже сейчас наши специалисты спрогнозировали отложенный спрос в 8-9 тысяч квартир на следующий год. То есть пока, к сожалению, тенденция не очень утешительная на рынке недвижимости, и нужно уже сейчас формировать такой подход, чтобы в конечном итоге сгладить эту ситуацию.

Что вообще необходимо на наш взгляд, на взгляд наших аналитиков, сделать. В первую очередь мы всё-таки планируем сгладить эту ситуацию с развитием малоэтажного строительства. Тем более государство планирует эту поддержку, планирует опережающее градостроительное планирование в этом направлении, планирует опережающую инженерную подготовку этих территорий, под эти участки. И сейчас уже, если посмотреть, вокруг Рязани сформировалось 12 достаточно крупных земельных участков, они на 2 миллиона квадратных метров жилья. Значит, это города-спутники города Рязани, которые формируются уже вот последние годы. И здесь задача органов власти, как правительства Рязанской области, так и администрации города Рязани — поддержать этот процесс, обеспечить энергетическими ресурсами, развитием дорожной сети, и в конечном итоге, это было бы таким небольшим локомотивом на рынке недвижимости. Поэтому мы и сейчас уже практически стимулируем разработку градостроительной документации, в первую очередь планировки территорий на участки массовой застройки.

Для увеличения объёмов строительства в эти годы нужно сейчас уже предпринимать меры для опережающего строительства инженерных сетей, комплекса многоэтажной и малоэтажной застройки в рамках вот той вот программы, которую Олег Владимирович озвучил — «Обеспечение земельных участков коммунальной структурой». Необходимо развивать транспортную сеть и строительство социальных инфраструктур, потому что малоэтажка и комплексная застройкам — невозможно их осуществить без комплексного подхода, чтобы развивалась как транспортная, так и инженерная, социальная инфраструктура.
Необходима и активизация развития ранее застроенных территорий. То есть сейчас договора о развитии территорий практически в городе ещё ни одного не завершено, а это большущий потенциал, тем более город Рязань активно включился в адресную программу по переселению из аварийного фонда, и многие земельные участки здесь будут освобождены за счёт бюджетных средств. Причём активизацию этих ранее застроенных территорий необходимо производить путем снижения — особенно в условиях кризиса — уровня обременения застройщиков. Я бы так сказал: кто комплексно осваивает территории, вообще не должен обременяться ничем и никакими значит отчислениями.

На мой взгляд, принципиально решение вопросов технологического присоединения. Это рассрочка оплаты, особенно за подключение к электрическим сетям, это и уменьшение оплаты, и я вот здесь согласен с выводами, которые написаны в «Домострое»: по сетям подключения к водопроводу и канализации. На мой взгляд, в условиях кризиса они явно завышены. Ели бы был очень сильный рынок и очень большая рыночная цена, может быть, это было бы оправдано. Ну и правильно говорят на правительственном уровне, что необходимо исключить все бюрократические барьеры при формировании исходно-разрешительной документации. Механизм должен быть отточен таким образом, чтобы если планируется там оформление какого-то документа, в течение недели документы были готовы.

С точки зрения блока мер по стимулированию объёмов реализации жилья, на него нужно существенно обратить внимание. Здесь что может повлиять на эти вещи? В первую очередь, это увеличение уставного фонда Рязанской ипотечной корпорации: мы будем настаивать, чтобы он был увеличен хотя бы до 100 миллионов, потому что это единственная организация, которая сейчас может действительно выдавать ипотечные кредиты по приемлемым ставкам кредитования, это примерно 12-12,5% годовых. На мой взгляд, это очень хороший, положительный опыт в плане социальной ипотеки. И вот механизмы субсидирования процентной ставки — это тот механизм, который должен быть стимулом в плане увеличения покупной способности населения, а он действительно даёт максимальный эффект по сравнению с процессом субсидирования первоначального взноса по программам «Молодой семье — доступное жильё».

Значит, необходима, на наш взгляд, совместная работа администрации города Рязани и министерства строительного комплекса, застройщиков по активизации работы по Рязанскому гарнизону, по внедрению механизмов накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Вот представляете, здесь потенциал на сегодняшний день уже 1600 человек. Здесь нужно проводить разъяснительную работу, значит, ездить по гарнизонам, потому что это потенциальные покупатели, причём это более льготная система, чем прямая покупка жилья военнослужащими. На мой взгляд, анализ выявил вот такие тенденции, и сейчас нужно принимать активные меры как по увеличению объёмов финансирования инфраструктурных объектов, так и по увеличению объёмов бюджетной поддержки на увеличение покупательской способности населения на рынке.

Денис Абраков: Спасибо, Сергей Николаевич, за подробный доклад, и в связи с этим хочется отметить, что действительно ключевую роль в оздоровлении ситуации на строительном рынке будет играть как взаимодействие муниципалитета и застройщиков, так и тесное конструктивное взаимодействие и движение в одном направлении со стороны областной власти и со стороны городских структур. В связи с этим буквально небольшая реплика в адрес Вячеслава Ивановича Макарова. Вячеслав Иванович, как вы считаете, что поможет ускорить процесс принятия проекта детальной планировки территорий?

Вячеслав Макаров, руководитель главного управления градостроительства и архитектуры Рязанской области:
— Горячий вопрос. Ну давайте я отвечу на этот вопрос чуть позже. Во-первых, к сожалению, всем надо понимать, все самые достойные события, все самые сильные неудачи более остро воспринимаются в областном центре, и уровень профессионализма, и промахи здесь всегда острее воспринимаются. К сожалению, градостроительное планирование, эти проекты планировки, и Генплан — это не очень удобные вещи. Этим надо заниматься. Долгое время фактически по разным причинам, не буду их комментировать, не дорабатывали в этом. Потому что договаривались как бы по-дружески друг с другом. Обойдёмся? — Обойдёмся. — Власть пропустила? — Пропустила.

Продолжается процедура точечной застройки. Сложно этого избежать, потому что планировки нет, процедурные вещи с застройщиками на уровне документа не прописаны. Ну на уровне простых арифметических действий, площадку получил, условно, 30% городу отдал, и никуда он не ходит. Нет документов территориального планирования, проектов планировки, нет простоты, и большой круг проблем наблюдается. По поводу планировки градостроительства и что же с этим делать, это лучше моему коллеге, там Владимир Васильевич или Олег Владимирович там. Слава богу, сейчас выстроила нынешняя администрация план работ, фактически запущены многие проекты планировки по городу для того, чтобы этот процесс пошёл. Это главная как бы гарантия основных подходов к комплексной застройке. Но это требует времени. И это проекты, которые идут на 2010 год.

И несколько коротких комментариев по проблематике сегодняшнего дня, хотя в первую в очередь хочется послушать застройщиков. Задача органов архитектуры, в данном случае наша и моя личная, в условиях кризиса, — серьёзно изменить качество. Я не имею в виду качество кирпичной кладки, а в целом критерии качества во всём строительном процессе — как организации, так и строительства. И пользуясь тем, что здесь у нас большое количество ведущих застройщиков, а это те, кто создают условия для жителей, я выскажу несколько позиций, на мой взгляд, очень неудачных, которые в течение нескольких лет фактически стали правилом, но которые в итоге приводят к жалобам, к очень неграмотному с точки зрения градостроительства и архитектуры решению и некоторым неудобствам проживания в городе.

Прежде чем я их скажу, хочу сказать следующее. Конечно, революций делать не надо, и мы понимаем, что рынок откликается на спрос. Слава богу, что в последнее время появилась тенденция по уходу в пригород. И, кстати, в сельской населённой местности строительство индивидуального жилья, поскольку именно индивидуальное жильё самое комфортное дли жителей. А вот эта в течение трёх лет растущая застройка в 14, 12, 18, 24 этажа в городе Рязани — это прошлое для Европы. Повторять эти ошибки из-за того, что увеличиваются квадратные метры, и получать забитые машинами дворы? Мне обидно, что мы так город развиваем.

Вот эта тенденция, что у нас появляются города-спутники, вызывает большие споры. Мне задают вопрос: Вячеслав Иванович, чего-то вы так согласовываете, обоснуйте, почему такое большое количество, допустим, коттеджных посёлков в пригороде? Кстати, это не Макаров или вон Ковалёв об этом говорит, вся система законодательства федеральная переводит нас к европейскому, американскому образу территориального планирования и градостроительного регулирования методом индивидуальной застройки. Мы только откладываем. А принципы там должны закладываться понятные всем.

Нужно выстраивать вот такие совместные беседы по конкретным пунктам, предлагаю, не просто совместно, с одной стороны органы власти, с другой стороны непосредственно застройщики по конкретным вещам, в том числе, процедурные вопросы. Это одно из слабых мест наших правил землепользования. Процедурные вещи, они, как правило, должны, во-первых, быть прописаны максимально подробно, но кратко и очень понятно. Короче, для застройщиков. Поэтому такие вещи надо доработать только за круглым столом. И чем быстрее, тем лучше. И задачи наши ближайшие — это в течение одного-двух месяцев сделать вот такие правовые изменения.

Теперь по замечаниям, по застройщикам, по качеству. Какие неудачи массовые. Первое, мы говорим сегодня о жилье, поэтому я на другое не буду растекаться. В большинстве случаев жильё, которое стремятся построить вдоль дорог. Первые этажи — как правило, магазины, офисы и так далее, соцкультбыт, как мы раньше его называли. Риэлторам важно как можно больше, а мы тут спорим с экспертизой. Приезжаешь в Европу: как шёл по дороге — что инвалид, что человек — так и вошёл в магазин. В советские времена первый этаж — три ступени, поскольку снег не убирают, у нас норма — 15 ступеней. И ещё учитывая, что не продаются большие площади, давайте нашинкуем этот салат-винегрет. Тут 100 метров, тут 100 метров, там лестница… Я понимаю, хорошо критиковать мне там, или ещё кому-то, но это абсолютно ненормально. Я хочу предупредить, что одно из предложений, которое мы будем со своей стороны проводить по срочной доработке правил, это в том числе отражение принципиальной градостроительной политики в виде принципов застройки города, которые будут оговорены, чтобы они не повторялись у нас массово. Я не буду на детали, я думаю, всё понятно.

И второе — материал конструкций стен. Здесь мы тоже собираемся уделить очень большое значение, потому что за последнее время мы сделали рост в количестве, но у нас появился целый ряд мест при этой точечной застройке, абсолютно недостойных для областного города. Простейшие элементарные решения, кое-как из силикатного кирпича, в лучшем случае из тонированного, цветного силикатного кирпича, кругом везде запущены трубы, газоходы и всё это торчит где надо и где не надо. Кто же несёт ответственность? Как бы все, в результате — никто. И поэтому вот это отношение к облику — это вторая наша позиция, которую мы собираемся более серьёзно как бы акцентировать, естественно, с участием наших застройщиков.

Ну и в завершение своего выступления хочу сказать такой момент. Будем ли мы по любой инициативе организовывать и собираться или не будем, я приглашаю любые предложения, высказанные или в письменном виде, по темам, которые я обозначил, предоставлять непосредственно в нашу организацию, лично ко мне, рядом с моей приёмной висит бумага: «Приём с 9.00 до 18.00». Если я на месте, то мы можем как бы принять и рассмотреть ваши предложения. Они помогут совершенствовать регулирование градостроительной деятельности, как в области, так и в городе Рязани.

Денис Абраков: Спасибо, Вячеслав Иванович. В продолжение вашего выступления хочу заметить, что создание экспертного совета по жилищному строительству с привлечением застройщиков, представителей администрации, представителей общественности, некоммерческих организаций обозначено в проекте резолюций нашего круглого стола. Ну а теперь самое время предоставить слово представителям строительного сообщества. Начнём с тех, кто предварительно записался на выступления в прениях, Максим Евгеньевич Калинин, исполнительный директор Рязанской ассоциации застройщиков. Прошу, Максим Евгеньевич.

Максим Калинин, исполнительный директор Рязанской ассоциации застройщиков:
— Спасибо. Мы все с вами понимаем, что застройщики — это те, кто ежедневно, на своём опыте непосредственно чувствует, какова ситуация, каковы проблемы сегмента жилищного строительства, и лучше других, может быть, участников этого процесса понимают, что сейчас важно, что сейчас нужно. Если говорить о сложившейся на сегодняшний день ситуации в сегменте жилищного строительства, то мы её характеризуем достаточно просто: практически полностью нарушена система финансирования жилищного строительства. Если год назад застройщик мог рассчитывать как на поступление денег от продаж квадратных метров, так и на кредитование, более менее доступное кредитование в коммерческом банке, то сегодня всё не так. С учётом того, что акценты в покупке жилья сместились в сторону недорогого жилья, цены снизились, всё это в совокупности привело к снижению выручки строительных компаний более чем в два раза. С учётом того, что это произошло в достаточно короткий промежуток времени, ситуация, иначе, как катастрофическая, не рассматривается.

Закупки, совершаемые ныне, по-моему, вопроса не решают, потому что закупочная цена равна меньше реальной себестоимости. Кредитование строительного бизнеса рассматривается банками как высокорисковое, и процентные ставки в ряде случаев носят запретительный характер. Всё это в совокупности приводит к тому, что развитие перспективных проектов практически приостановлено, и все средства направлены на завершение объектов с высокой степенью готовности.

В этих условиях роль администрации города должна состоять во всемерной поддержке сегмента жилищного строительства. Прежде всего это должно выражаться в минимизации административных барьеров. В первую очередь хотелось бы привести в соответствие с федеральным законодательством процедуру, а главное сроки рассмотрения разрешительной документации. Неоднократны случаи задержки выдачи комплекса технических условий и разрешения на строительство. Конечно же, речь не идёт о попустительстве к так называемым нерадивым застройщикам. Мы не просим закрывать глаза на недоработки и несоответствия. Хотелось бы, чтобы сроки, установленные законодательством, соблюдались. А в сегодняшней ситуации считаем оправданным просить администрацию города о всемерном содействии в сокращении сроков.

Разумным предоставляется также исключить из обязательного документа те, которые Федеральным законом не предусмотрены. Например, известные всем так называемые согласования. Всем хорошо известно, что шансы на продажу квартир увеличиваются, когда дом сдан, введён в эксплуатацию, и права на квартиру зарегистрированы. В связи с этим особенно актуально соблюдение процедуры введения в эксплуатацию жилых домов. Опять-таки, речь не идёт о каких-то поблажках. Мы негативно относимся к попыткам сдать дома, несоответствующие проектно-сметной документации. Но ситуация, когда дом безосновательно не принимается в эксплуатацию, предусмотренную в законодательные сроки, а такие случаи имеют место быть, такие случаи, на наш взгляд, недопустимы.

Много говорилось сегодня, повторюсь, о том, что в полной мере не работают правила землепользования и застройки. Конкретно в части подготовки планировки территории. Наряду со всеми проблемами это создает проблему стратегическую. Это тормозит разработку новых проектов жилищного строительства в тех немногих случаях, когда эти проекты только разрабатываются. А это является прямой угрозой выполнения проектов на территории города. Возвращаясь к госконтрактам на покупку квартир, мы предлагаем следующее: если стоимость участка, выделяемого под строительство жилых домов, и стоимость подключения к сетям будут адекватны цене закупки квадратных метров, то участники ассоциации готовы принять участие в строительстве жилых домов на специально выделяемых для этого участках. Конечно, эта ситуация требует проработки и взаимодействия, но это будет реальная помощь строительному комплексу, хотя бы в ближайшие год-два.

Важно понимать, что если ситуация не изменится, то в 2010 году в Рязани количество домов, введённых в эксплуатацию, сократиться вдвое, а в 2011-2012 годах это будут вообще единичные объекты, значительно сократятся налоговые поступления от предприятий и отрасли, сократится количество рабочих мест, не исключено появление так называемых обманутых дольщиков, возрастёт социальная напряжённость. На наш взгляд, сегодня как никогда актуально объединить усилия застройщиков, администрации города для решения сложившейся ситуации. В этом смысле Рязанская ассоциация застройщиков может стать компетентным и конструктивным партнёром. Напомню, что мы объединяем половину списочного состава всех рязанских застройщиков, а по объёму строительства — это около 70% рязанского рынка. Участники ассоциации объединили в своих рядах высокопрофессиональный потенциал — это как квалифицированные специалисты инженерно-строительного профиля, так и юристы-правоведы, специализирующиеся в сфере градостроительства и отношений долевого участия.

Мы предлагаем взаимодействие с администрацией города, разработать простой и понятный, не противоречащий федеральному законодательству регламент взаимодействия застройщика и органов местного самоуправления и администрации. Это может быть проведено в виде доработки правил землепользования или в каком-то другом, каким-то другим механизмом, принимаемом обеими, всеми сторонами. В течение короткого времени мы готовы сформировать профессиональную рабочую группу, приглашаем присоединиться застройщиков, не являющихся участниками ассоциации. Спасибо.

Денис Абраков: Спасибо, Максим Евгеньевич. В данном случае господин Калинин представил некую квинтэссенцию взглядов застройщиков, которые входят в Рязанскую ассоциацию застройщиков. А сейчас вполне можно предоставить слово представителям других компаний, которые имеют, в частности, свои взгляды, специфическое видение проблем и могут на конкретных примерах показать те проблемы, с которыми они сталкиваются на разных стадиях строительства жилья. Предоставляю слово Олегу Викторовичу Ершову, генеральному директору ЗАО «Интерстрой». Спасибо.

Олег Ершов, генеральный директор ЗАО «Интерстрой»:
— Добрый день, уважаемый Олег Владимирович, уважаемые коллеги. Мне хотелось бы обратить внимание на проблемы застройки пятого микрорайона в Дашково-Песочне. Квартал представляет из себя следующее: 280 тысяч квадратных метров жилья, это порядка 5 тысяч квартир, поликлиника на 1000 посещений, женская консультация на 500 посещений, детский сад на 250 мест, школа на 100 учащихся, новые дороги и внеквартальные сети. Осваивается квартал четвёртый год. Разработан Генеральный план, утверждён, распределено шесть застройщиков, которых город обременил 20% от объёма строительства, постановлением главы назначен единый заказчик по инженерным сетям — это управление капитального строительства города Рязани.

Всё, казалось бы, хорошо. Можно строить, осваивать, и сейчас бы там много домов стояло. На самом деле, выданные технические условия в марте 2007 года не полные, нет условий на теплоснабжение и электроснабжение. До настоящего времени они не выданы. Полученные ТУ уже устарели. Они просрочены, их надо продлять. Управление капитального строительства этим не занимается, так и не разработаны проекты по выданным уже техническим условиям на канализацию, воду и всё остальное. В результате построено на сегодня три дома, которые включены по временной схеме отопления, начато строительство четырёх новых домов. Но работы не ведутся. Работы по готовым к строительству объектам не начинаются. Нерешение вопросов по теплоснабжению квартала ведёт к тому, что мы не можем участвовать в программах с министерством обороны, МЧС и прочих. Получается, мы идём не к комплексной застройке микрорайона, а к хаотичной, которой каждый застройщик пытается сам решить свои проблемы по подсоединению к коммуникациям. Олег Владимирович сейчас обозначил ДПР-7 — там, я понимаю, активно ведётся планировка и разработка, хотя рядом четвёртый год осваивают микрорайон, а он в таком плачевном состоянии.

Начиная с 2007 года, по этому вопросу проводились совещания, как в областной, так и в городской администрации, принимались, назначались исполнители, ставились сроки, но движения нет. Нет корректирующей и направляющей роли администрации, что в современной ситуации необходимо нам жизненно, застройщикам. Просьба к Вам, Олег Владимирович, взять под личный контроль данный вопрос, потребовать от исполнителей решения. Надо делать то, что зависит от нас, исполнителей на местах, местной власти, а не кивать на кризис вообще мировой. Спасибо.

Денис Абраков: Спасибо, Олег Викторович. Хотелось бы соответственно предоставить слово нашим коллегам из администрации, буквально ответ сразу.
Олег Шишов: Наверное, всё-таки не ответ. Давайте послушаем сначала начальника транспортного цеха, да? Он слева от меня сидит, что он нам на это дело скажет. Чтобы уж такой диалог у нас как бы был.

Михаил Батьков, заместитель главы администрации Рязани:
— Олега Викторовича и всех участников застройки ДПР-5 приглашаем завтра в свой кабинет вместе с Гражданпроектом и проводим очередное заседание. Телефонограмма вам об этом уже разослана, работа плановая. Основная затяжка связана с тем, что застройщики, определившись со своими земельными участками, отошли от схемы генеральной застройки, разработанной и утверждённой, изменяя параметры и показатели. Месяц назад последний раз мы собирались и поставили крайний срок подачи изменений в Генеральный план. Завтра мы утверждаем окончательное задание институту, начинаем корректировать, будет изменение Генерального плана, параллельно корректируем планового задание и занимаемся разработкой технических условий. И здесь уж под нашу гарантию, что больше никому ничего менять не дадим.

Олег Шишов: По времени сколько это будет? Хотя бы приблизительно?
Михаил Батьков: Завтра после заседания и совещания мы как раз составим график прохождения этих документов.
Олег Ершов: Можно вопрос?
Михаил Батьков: Конечно.
Олег Ершов: Мы можем давать гарантию министерству обороны, что в следующем году, через год, построенный дом сможем подключить к сетям, а не будем крайними?
Михаил Батьков: Олег Викторович, завтра посмотрим, сможем ли мы всеобщими усилиями построить эти сети за следующий год.

Денис Абраков: Вот уже, можно сказать, первый результат нашего общения в режиме круглого стола — соответственно, совещание, решение проблем, касающихся ДПР-5, в режиме реальной обратной связи, совместного диалога.

Олег Шишов: Я постараюсь тогда завтра сам прибыть на это совещание. Заверяю Олега Викторовича и других оставшихся там пять застройщиков, что поприсутствую на этом совещании, именно как бы поприсутствую, не буду его сам вести, и постараюсь тогда тоже завтра уже обработать и посмотреть, что можно сделать. У нас похожая ситуация была по «Зиловской бровке», там у нас четыре застройщика, но вот я вижу рядом со мной «Стройпромсервис», господин Оводков не даст соврать, что мы за последний месяц там очень широко шагнули. Сейчас уже у нас всё на выходе, да?

Денис Абраков: Хотел бы обратить внимание на ещё одну проблему, которая была озвучена в начале круглого стола, это технологическое присоединение к сетям. Владимир Витальевич Ворочилин, директор Рязанской строительной компании.

Владимир Ворочилин, генеральный директор ОАО «РФСК»:
— Уважаемые коллеги, как заметил один из руководителей, с которыми мне приходится общаться, сегодня на рынке работают не застройщики, а достройщики. Новых объектов не закладывается, достраиваются старые. Тем самым сегодня закладывается мощный фундамент будущего острого дефицита жилья, который разразится в ближайшие годы. И кризисное состояние, в котором находится сейчас рынок строительства жилья, может привести к самым серьёзным социально-экономическим последствиям.

Федеральное правительство предпринимает беспрецедентные меры по поддержанию этого рынка, направляются значительные средства на приобретение квартир для государственных нужд, в рамках программы расселения аварийного жилого фонда и в рамках программы по обеспечению жильём военнослужащих. На уровне областного правительства застройщики также встречают поддержку и понимание. Правительство инициирует и координирует работу по привлечению бюджетных средств на этот рынок. К сожалению, застройщики не всегда находят аналогичную поддержку у городских властей.

К примеру, вопрос присоединения строящегося жилья к сетям Водоканала. В апреле Рязанская городская Дума приняла решение о введении нового тарифа, до сих пор не существовавшего, — тарифа за подключение к сетям Водоканала в размере в общей сложности 70 тысяч за один кубический метр. В результате сегодня застройщик за подключение типового трёхподъездного десятиэтажного жилого дома должен заплатить 12,5 миллиона рублей. Инвестиционная программа «Водоканала», утверждённая городской Думой, предусматривает потратить на развитие этого предприятия в 2010 и 2011 годах около 2,5 миллиарда рублей, львиную долю из которых предполагается собрать с застройщиков. Эти средства планируется направить на водоснабжение домов, многие из которых из-за сложных экономических условий, скорее всего, не будут достроены.

И это решение принято в самый разгар кризиса, в то время, когда администрации других городов существенно снижают стоимость подключения к сетям Водоканалов. В частности, в Иванове, по поручению губернатора, администрация снизила этот тариф на 30%. Более того, программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год предусматривает финансирование инвестиционных программ естественных монополий в первую очередь за счёт повышения эффективности этих самых монополий, а не финансового давления на предпринимателей. Так, постановлением правительства Российской Федерации установлены льготные тарифы на технологические присоединения к электрическим сетям. При этом потребители с мощностью до 100 киловатт могут внести только авансовый платёж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Такое решение действительно можно считать положительным примером антикризисных мер. К сожалению, в нашем городе складывается впечатление, что городские власти, не имея собственной антикризисной программы, действуют в направлении прямо противоположенном программе антикризисных мер правительства Российской Федерации, усугубляя и без того непростую ситуацию на рынке жилищного строительства. Спасибо за внимание.

Денис Абраков: Спасибо, Владимир Витальевич. Безусловно, в данной ситуации, я думаю, что уместно прокомментировать руководителям города. Какова позиция администрация города по данному вопросу, в частности по технологическому присоединению?

Олег Шишов: Ну конечно, Владимиру Витальевичу я не то, чтобы посоветовал, но попросил бы от всего воздержаться от оценок, есть у нас антикризисная программа или нет, потому что, я так думаю, это немножко другая тема для разговора. То, что касается поднятых вопросов, Владимир Витальевич, как всегда, мастерски, подчёркиваю, он это умеет, — мастерски, чуть-чуть передёрнул факты. Но будучи ещё депутатом городского Совета, он знает, что программа подготовки Водоканала готовилась достаточно давно. И баталии у депутатского корпуса на эту тему было тоже немало.

Для справки просто, не в плане, так сказать, личных моментов, обозначу, что ещё в августе 2008 года, когда формировалась новая администрация, этот проект начал выноситься. И в том числе и по инициативе комитета по бюджетам, который я когда-то возглавлял, эта вся процедура была приостановлена, потому что сумма, которая была там запрашиваема, она, в общем-то, мягко говоря, зашкаливала. И, ещё раз подчеркну, что Владимир Витальевич не может об это не знать, потому что всё начиналось ещё в 2007 году. А остановлена была по одной простой причине: был сначала установлен срок до ноября 2008 года, потом передвинули на январь, ну как всегда к апрелю разродились для того, чтобы скорректировать именно производственную программу Водоканала.

И вот на основании чего, собственно говоря, тариф и рассчитывался. И в производственной программе Водоканала оставили только те объекты, которые не вызывают на сегодняшний день сомнения в том, что они будут соответствующим образом возведены. И то самое снижение на 30% — оно просто произошло в контексте принятия вот этого решения. То, что это мягко говоря, недешёво, особенно в сложившейся ситуации, я с этим полностью согласен. И вот в проекте резолюции это написано, возвращаться к этому вопросу, считаю, не стоит. Если считаете, что надо возвращаться, значит мы вернёмся. Безусловно, будем смотреть.

Программа, она достаточно понятна, там математически всё просто и ясно. То есть идёт объём метров квадратных, которые складываются из тех объектов, которые будут достроены, потом идёт соответствующий пересчёт на кубические метры и в сумму денег, которые надо на это дело потратить. Делится одно на другое, и получается сумма. Но ни для кого не секрет, для сидящих здесь, сетки у нас, и не только водоканальские, мягко говоря, на грани. И ситуация, которая происходила опять-таки не то чтобы по вине администрации, или ещё по чьей-либо вине, она объективно складывалась. Та ситуация, которая происходила в девяностых годах, когда практически, чего греха таить, очень мало вкладывалось в развитие сетей просто потому, что все выживали в тот момент. Но в сегодняшней ситуации мы можем констатировать, что у нас состояние двух сетей, как минимум, из трёх, помимо электрических, то есть, тепловых и водоканальских, позволяет нам говорить с уверенностью, что мы можем качественно выполнять 131 закон, мы, я уже имею ввиду, власть.

Но ещё раз повторяю, мы готовы разбираться, рассматривать с теми экспертами, которых ваше сообщество предоставит. Но подчеркну, что вопрос неоднозначный, говорить о том, что в разгар кризиса администрация взяла и, извиняюсь за сленг, накрячила застройщиков, наверное, чуть-чуть некорректно. Мы наоборот уходили, и вы прекрасно знаете, что очень много было разговоров, да они и сейчас в общем-то есть, при выдаче этих техусловий. То есть сначала выдаётся техусловие на 8 миллионов рублей, потом они превращаются в 3, потом в 5, потом в 1. И каждый из вас, сидящих здесь, прекрасно понимает, о чём я сейчас говорю. Для того, чтобы уйти от этой ситуации раз и навсегда, другого способа, кроме того, что устанавливает Федеральный закон, подчеркну, нет. Надо устанавливать тариф на подключение. Вопрос его размеров — это вопрос, однозначно, дальнейших обсуждений и взаимодействия. Собственно, для чего мы здесь и собрались.

Хотел бы я ещё добавить. В системе тарифа на присоединение очень важную роль играет налогообложение. Поэтому не столько со стороны правительства, вернее, административных органов власти — муниципалитета и правительства Рязанской области, — нужно через общественные организации убрать это двойное налогообложение. Потому что вот мы столкнулись по «Зиловской бровке»: получается, 41% накладывается налог. То есть с тех платежей, которые идут от застройщиков, они облагаются и налогом на прибыль, и НДС, и плюс процентная ставка кредита, — вот вам получается двойной тариф на присоединение.

Ну я просто по Сергею Николаевичу прокомментирую: вот четыре застройщика знают эту ситуацию, последний месяц мы этим активно занимались и из 105 миллионов по той трубе, к которой должны были завести на теплоснабжение «Зиловской бровки», есть вероятность, что она будет проложена приблизительно за 35,7 миллиона рублей. Именно из-за того, что мы убрали оттуда все налогообложения и, соответственно, процентную ставку. Мне бы не хотелось сейчас более подробно останавливаться на этом вопросе, кому интересно из застройщиков, которые не входят в «Зиловскую бровку», мы готовы показать, как это мы делали, не нарушая закона. Что непросто, кстати.

Михаил Батьков: Я хочу добавить про систему выдачи технических условий. Нас направляет прокуратура, а мы всё равно пытаемся их консолидировать в руках администрации, но сделать её при этом максимально открытой. Система техсоветов, где есть прозрачность принятия решений. Мы как раз разрабатывали техническое задание для разработки инвестпрограмм, и инвестпрограмма выносилась на городскую Думу, где была возможность обсуждать все взаимодействия с депутатами своего округа. Активное вовлечение вас в работу на уровне законотворчества и на уровне принятия обществом таких вот решений, — мы для этого и создали все открытые и понятные всем условия.

Денис Абраков: Спасибо. Очень важно, что вырабатывается уже непосредственно механизм такого конструктивного общения, настоящего диалога, и, самое главное, и для застройщиков, и для власти, и для общественности возможность не только слушать, но и услышать друг друга. Поэтому мне кажется, в данном случае очень важно, когда все стороны строительного процесса чётко обозначают свою позицию. Владимир Витальевич, какую-то реплику небольшую?

Владимир Ворочилин: Да, я хотел бы внести мысль, но так получается, что Олег Владимирович взялся оппонировать мне и оценивать мои высказывания. Безусловно, проблемы у Водоканала есть, они понимаются всеми застройщиками, но эти проблемы, которые накапливаются десятилетиями в Водоканале, в условиях кризиса за счёт застройщиков не решить. Это утопия, это невозможно сделать в принципе.

А возвращаясь к решению, которое принято городской Думой, безусловно, оно нуждается в доработке. Там есть такие положения, например, о том, что оно вступает в силу на следующий день после опубликования, но совершенно не прописан механизм, как же оно будет действовать, как быть с теми техническими условиями, которые ранее были отданы застройщикам и не реализованы или частично реализованы. Ведь технологическое присоединение подразумевает, что инженерные сети должны быть за счёт средств Водоканала подведены к строительной площадке, а зачастую застройщики сами прокладывают эти сети и потратили уже не один миллион, десятки миллионов. А в соответствии с этим решением получается, что все должны при подключении на следующий день после опубликования этого решения платить за этот самый трёхподъездный десятиэтажный дом 12,5 миллиона рублей. То есть вопросов там много возникает. А глядя на инвестиционную программу, я удивился, не найдя там ни один объект, который строит Рязанская строительная компания. Я понимаю, что инвестиционная программа не планирует или не предполагает подключение наших объектов. В таком случае, зачем мы вообще должны платить за технологическое подсоединение? Вопрос этот всё-таки нуждается в доработке, и к этому решению городской Думы нужно возвращаться.

Олег Шишов: Владимир Витальевич, вот опять вы передёргиваете, ну вы ж прекрасно понимаете, что положение о внедрении положения — это абсурд. У вас, в лице как бы РСК нет в этой инвестиционной программе предприятия по одной простой причине, что у вас объектов уже нет. Потому что на все ваши объекты ранее были выданы техусловия, которые на сегодняшний день действуют. Да? И все застройщики понимают, что ранее выданные техусловия, те, которые действуют на сегодняшний момент, они, собственно говоря, и действуют. На них действие того решения Думы, которое было принято в апреле, оно не распространяется. Эта практика она уже отработана. То есть если в самом начале там в первую неделю какой-то вопрос возникал, то на сегодняшний момент он уже снят, у всех причём. Не знаю, почему у вас не снят.

Что касается того, что решение нужно и, наверное, можно в дальнейшем ещё раз обсуждать совместно, подчеркиваю, — да, рабочей группой, мы готовы. Не на уровне как бы пикирования, а на уровне конкретных объектов, которые есть в инвестпрограмме. Уверяю вас, за год работы нынешней администрации мне никто не может сказать, что мы не держали своё слово, что вот если мы собираем какие-то рабочие группы, то вот для доведения ситуации уже до логического конца, то есть с выдачей результата. По очень многим задачам могу сказать, что так оно и было. Сейчас есть задача, то есть она поставлена сообществом застройщиков, мы готовы эту задачу сейчас отрабатывать. Если вы будете там активным участником, Владимир Витальевич, я знаю, что ваше веское умное слово оно всегда будет принято. Но только вы не сделайте так, что как бы сегодня поговорили, а потом вас в этой группе не найдёшь.



Метки: кризис, Олег Шишов, Михаил Батьков, Максим Калинин, Олег Ершов, «Интерстрой», Вячеслав Макаров, Сергей Семёнов, Владимир Ворочилин, РСК, «Доступное жильё», ипотека, администрация Рязани, Рязанская ассоциация застройщиков, Маргарита Савина, «Водоканал»


Поиск

16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30