Подробности

Соло

В гостях у сказки

01.10.2010

Тот, кто сказал, что слушать сказки — это привилегия детей дошкольного возраста, конечно же, заблуждался. Он не был на концерте Дмитрия Гайдука.

Творческий вечер современного сказочника и собирателя растаманского фольклора Дмитрия Гайдука, прошедший 25 сентября в клубе «Дом культуры», заставил заведение трещать по швам от количества слушателей. Перед выступлением Гайдук рассказал нам о своём путешествии в Индию, готовящемся к печати собрании собственных сочинений и признался в любви к нашему «зелёному» городу.
— Как вас занесло в Индию и что вы вынесли из этой страны?
— Ничего я оттуда не вынес. Вы же понимаете — таможня в Шереметьево ничего вынести не даст. Поэтому в Индию, видимо, придётся в декабре ещё вернуться. А занесло меня туда чисто случайно. Жена моя уволилась с работы и сразу свалила в Индию. Я тоже уволился, взял расчёт и подумал, поеду-ка в Украину, так сказать, домой, может, зацеплюсь там. Приезжаю — Украина как Украина, непонятно ни фига куда пристроиться и чего делать. Приехал в Полтаву, а там одинокому мужчине с нестандартной внешностью квартиру снять невозможно, вот до чего дела дошли! Где-то с месяц я прожил в компьютерном клубе, потом перебрался в Киев. Там та же ситуация: работы ноль, живу у друзей, деньги кончаются, жара, курить нечего… И тут жена, значит, пишет из Индии, что если я соберусь к ним, то не нужно приезжать в августе, дескать, сезон дождей, они сидят в отсыревающих комнатах и курят. Я подумал, пошёл в посольство, взял визу и через неделю был уже в Индии. Да так оттуда, по сути, до сих пор и не уехал.

— Индия вас простимулировала к творческому выплеску?
— Она дала мне очень много материала. Там продаётся огромное количество местных сказок на английском языке, которые у нас не издаются и нигде не продаются. В эту тему можно зарыться с головой и тащить, тащить, тащить… Тот же «Индийский покойник» именно так и получился. В Индии же эту историю хорошо знают, её детям рассказывают. В последний раз я видел её в детском приложении к местной газете. Я не скрываю этих заимствований, беру то, что слышу, миксую с тем, что слышал ранее, что-то досочиняю сам, так и выходят растаманские сказки.
— Будучи в Индии, вы написали словарик, этакую серию индийских очерков, которая была очень популярна у вас в блоге. Будет ли развиваться эта тема?
— Ну это ж нужно взяться, дописать его. Конечно, его нужно обновить, но у меня и кроме него до фига другой работы. В Индии я время зря не терял. Там был проект «Индостанские сказки», который вылился в упомянутую повесть «Индийский покойник», там я начал и продолжаю сейчас писать повесть про киевские дела. Заниматься обновлением старого проекта просто некогда. Вот если бы кто-то влил под это дело какую-то денежку, я бы, конечно, подсуетился и доделал.

— Сейчас выходит пятитомник ваших сочинений, причём сразу с пятого тома. Отчего так?
— В пятом томе собрано всё самое свежее, мои «Сказки народов мира» — тот проект, которым я занимался накануне отъезда в Индию, там же «Индийский покойник». Так как они никогда не издавались, то и издаётся в первую очередь. Дальше четвёртым томом выходят «Цывильные сказки», которые издавались разрозненно и никогда вместе, плюс «Джа-Будда и его джатаки» — они слеплены теперь под одной обложкой. И так постепенно мы переходим к тому, что издавалось и переиздавалось давным-давно.
— Выходит ваше собрание сочинений?
— Да, так и есть.

— Несмотря на то, что вы издаёте книги, все ваши сказки можно прочитать на сайте, более того, многое можно послушать в аудиоформате. Сегодня все борются с пиратством, вы же сами раздаёте людям свои работы совершенно бесплатно.
— Честно говоря, я не очень понимаю своих издателей, так как считаю, что бумажные книги отживают своё, и пора что-то думать с электронным форматом. Но Россия — страна большая и тормозная, пока книги окончательно отживут своё, тиражик продать успеем, а там видно будет. Тем более что бумажная книга и электронная — это совершенно разные вещи.

— По вашему мнению, человек, который уже послушал все сказки в Интернете, пойдёт и купит бумажную книгу?
— Да, я это вижу регулярно у себя на концертах. И я бы таскал книги на каждый концерт, если бы у меня был свой фургончик, куда бы это всё можно было погрузить. В рюкзаке их носить, конечно, тяжело, и это единственное, что останавливает. Но если я приношу пачку книг, то она расходится, при том, что цена не дешёвая для папер-пэка — 200–300 рублей. Я бы сам ещё раз десять подумал, брать ли за столько.
— Тут рядом находится книжный магазин, уверяю вас, цены там отнюдь не ниже.
— Да? Тогда, когда выйдет целый пятитомник, цены уж точно будут казаться низкими! Правда, у нас вышла заминка: от четвёртого тома с «Цывильными сказками» два издателя уже отказались. Говорят, там слишком много мата. Ну так это же цывильные сказки, как же без него?

— Срок выхода уже известен?
— Третий том будет в этом году точно, а концу следующего можно ожидать уже весь пятитомник.
— Гастроли с презентацией собрания сочинений будут?
— Думаю, да. Надеюсь, к тому моменту мои издатели немножко возьмутся за ум и устроят какую-нибудь торговую кампанию.
— У вас на сайте лежат переводы отдельных сказок на английский язык. Кто этим занимается, и не планируете ли вы гастроли по англоязычным странам?
— Это не моя инициатива, это сделали люди, которым захотелось перевести сказки на иностранный язык. Они мне прислали переводы, те, которые показались мне более-менее внятными, я разместил на сайте. Желание почитать сказки на иностранном языке есть, но для этого мне нужно сильно подтянуть английское произношение, сейчас оно у меня такое, что слушать больно. Правда, я уже выступал за границей, в Индии, но только перед русской аудиторией. На их местном языке я немного умею читать, могу объясниться, но свободно общаться пока не могу.

— Кроме своих сказок у вас есть большая подборка «тем» от ваших читателей. Как вы их находите и по какому принципу отбираете?
— Автором может стать любой, отбираются они полностью по принципу моей вкусовщины: что мне понравилось, то и отбираю. Беру я их с тележного форума, который можно найти у меня на задворках сайта. Вот туда разные люди что-то систематически шлют. Достаточно зарегистрироваться на сайте, чтобы во всём этом поучаствовать самостоятельно. Туда трудно впихнуть сильно большой текст, но других ограничений кроме как по размеру у меня нет, я люблю разные тексты, совершенно не нужно причёсывать их все под сказку про мышу. Я и сам-то не все тексты под эту сказку причёсываю.

— Вы всегда сопровождаете свои сказки музыкальным фоном, либо в записи, либо работаете с диджеем, либо с живыми музыкантами. Как легче?
— Бывают такие музыканты и диджеи, выступать под которых совсем не легко. Проще с теми, кто играет реггей или даб, что-то среднетемповое или медленное на слабую долю. Но как-то во время концерта мне подыгрывала молодая местная группа, ребята считали, что играют реггей, выходил же у них чистой воды панк, поэтому и сказки приходилось читать соответствующие.
— Не было желания найти постоянных музыкантов для гастролей?
— Постоянную гастрольную группу многие клубы попросту не тянут. Я езжу один и беру за выступление по 200 евро, и это для многих выходит дорого, начинается торговля, иногда я уступаю... Если со мной будут музыканты, то что им-то достанется? Мои же концерты дают шанс выступить каким-то местным музыкантам, зачастую очень неплохим. Далеко не всегда мне приходится с ними ругаться и выгонять из-за барабанов.

— Где проще выступать — в больших или маленьких городах?
— Системы не наблюдается. Но есть очень большая разница между городами, где много курят и сильно пьют. Рязань — «зелёный» город, здесь хорошо. В «синих» городах публика совсем другая, программа обычно пожёстче и рассказывать приходится по-другому. Труднее всего было в Иркутске. Я вообще не понял, «синий» он или «зелёный», просто он Иркутск. Как у вас тут училище ВДВ, так у них ментовское, оно-то на весь город и давит. В результате, в Иркутске меня не пускали в клуб, в котором мне нужно было выступать, пока не приехал арт-директор. И клуб оказался каким-то гламурно-танцевальным, припёрлась туда половина обычной тамошней публики… Не знаю, чем организаторы думали. Нелёгкий концерт был в Омске. Но там сплошной пивняк. Было очень неуютно.
— Вы третий раз в Рязани, наш город уже вызывает свои эмоции?
— Да, в Рязань хочется приезжать. Кроме того, вы недалеко от Москвы и у вас всегда всё хорошо. Только что прогулялись по центру, город, по-моему, с каждым годом всё лучше и лучше. Когда я узнал, что буду выступать в «Доме культуры», то сначала не понял, что это название клуба. Мне однажды довелось выступать в настоящем доме культуры общества глухих, таком старинном здании с колоннами, впечатления не очень: звук был плохой, место не подходящее, публика непонятная… А у вас тут хороший клуб оказался.

— Человек, который выступает на сцене, по-моему, в некотором роде занимается терапией. После ваших выступлений люди выходят с просветлённым выражением лица.
— Может заниматься, а может и не заниматься. К терапевту на приём приходят больные, а выходят здоровые. Я же общаюсь со здоровыми людьми, вот они и выходят просветлёнными. Хотя с точки зрения обывателя, мою публику вряд ли можно считать здоровой.
— И с такой точки зрения после ваших выступлений у неё начинается ухудшение…
— Точно!

Через пару дней после концерта в блоге сказочника появилась запись:
— Рязанский клуб «Дом Культуры» — лучшее, что со мной случилось за эти гастроли. Это ничуть не похоже на дом культуры в советском стиле — это уютный полуподвальчик, в котором можно неделями жить безвылазно. Там есть много книжек, вайфай, отличный кофе, хорошо подобранный аппарат и грамотный звукооператор. Площадка перед сценой там не слишком большая, но на ней как-то ухитрились разместиться все, кто пришёл на концерт — а это около сотни человек или даже больше. Концерт прошёл без единого недоразумения, три часа сплошного отдыха и счастья — не только для зрителей, но и для меня. В общем, Рязань для меня отныне — приоритетное направление и одно из любимых мест. Клёво было бы зависнуть где-нибудь в этих местах на подольше. После такой благодати даже в Москву возвращаться не очень хочется.

Ольга Миловзорова


Метки: «Дом культуры», Дмитрий Гайдук


Поиск

15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30