Подробности

Спорт

Старейшина

30.06.2020

Анатолий Ермаков — старейший из рязанских спортсменов, ныне выступающих в различных соревнованиях по автомобильному кроссу российского уровня. Ему 68 лет, но назвать ветераном этого энергичного, с ясным, пытливым умом человека, язык не поворачивается.

Из досье. Ермаков Анатолий Анатольевич, 1952 года рождения, кандидат в мастера по автомобильному спорту. Выступал в трёх классах спортивных машин. Больше всего наград добыл в дивизионе грузовиков «ГАЗ-51, 52» (ныне в него входят и «Газели»): чемпион (1979 год) и серебряный призёр (1978) чемпионата Министерства автомобильного транспорта РСФСР, бронзовый призёр чемпионата ЦС ВДСО «Спартак» (1978), бронзовый призёр чемпионата ЦФО-2016, бронзовый призёр Кубка РАФ-2018, чемпион Рязанской области (1979 и 2018), неоднократный призёр региональных чемпионатов.

В классе легковых автомобилей «Волга» выступал с 1983 по 1988 годы. Серебряный призёр чемпионата Рязанской области (1985, 1987), серебряный призёр Всесоюзного автокросса «День Победы»-1987, победитель гагаринского автокросса в Балаково (1983). С 1989 по 1995 годы Анатолий Ермаков выступал в классе грузовиков «ЗИЛ-130». Серебряный призёр чемпионата России-1991, серебряный призёр чемпионата Рязанской области 1993 года. Поднимался на пьедестал почёта автокроссов в Реже, Красном, Самаре, Ярославле, Арзамасе, Рязани и Кораблино. В начале 90-х годов Ермаков входил в президиум областной федерации автомобильного и мотоциклетного спорта. С 2015 года выступает на «Газели» в классе грузовиков «Т4-2» под номером «71».

Притяжение
Впервые соревнования по автокроссу Анатолий увидел в 1966 году в Сысоево. Это был автокросс «День Победы». Тогда на трассе блистали легенды этого вида спорта — Валентин Николаев и Виктор Ященко. Анатолий был ещё пацаном, учился в школе, и думать не думал, что в будущем он сам станет участником таких гонок, а через 13 лет результат контрольного заезда выведет его на первый ряд старта чемпионата СССР в прибалтийской Валге рядом с самим Ященко. Легенда показала четвёртый результат, рязанец — пятый. К сожалению, во время гонки у грузовика Анатолия перебило рессору, что здорово повлияло на итоговый результат.

— Наш Всесоюзный автокросс «День Победы» всегда был большим праздником, который с нетерпением ждали во многих уголках СССР. Во время гонок вСемёно-Оленинском (со временем трассу из района Сысоево перенесли, — прим. автора) все склоны холмов были заняты зрителями. Футбол в Рязани в те годы не собирал такого большого количества болельщиков, как автокросс. Это была изюминка региона. К нам приезжали со всей страны: из России, Узбекистана, Грузии, Прибалтики. Приезжали не только спортсмены. Приезжали зрители, чтобы отдохнуть и посмотреть увлекательные соревнования. Без преувеличения, Рязань — автокроссовая столица страны, — рассказал Анатолий Ермаков.

Шаги
Анатолий не сразу связал свою жизнь с «баранкой». Трудовую деятельность начинал на заводе САМ слесарем-инструментальщиком. После службы в армии получил профессию водителя и свою дальнейшую жизнь посвятил четырём колесам. За его плечами шесть уборочных компаний, работа на дальних и местных маршрутах. Несмотря на это, у Ермакова всегда было огромное желание выступать в соревнованиях по автокроссу.

На рязанском грузовом автопредприятии №3, где Анатолий работал водителем, была спортивная машина «ГАЗ-51». На ней выступал наш легендарный гонщик, чемпион СССР Евгений Свечников. Затем Евгений перешёл и в другой класс грузовиков — «ЗИЛ-130», и на другое место работы. После Свечникова на этом спортивном грузовике участвовал в гонках Геннадий Фомин. Затем руководство автопредприятия и сам Фомин, видя огромное желание Ермакова попробовать свои силы в автокроссе, предоставили эту машину ему.

В соревнованиях Анатолий начал выступать в марте 1978 года. Класс «ГАЗ-51, 52» в те годы был самым массовым дивизионом автокросса. Дебют состоялся на гонке в Михайлове, в которой принимали участие спортсмены Москвы, Подмосковья, Воронежа и Рязани. Первый «блин» вопреки пословице вышел не комом: Анатолий в своей первой в жизни гонке занял третье место.
— «ГАЗ-51» тогда был настоящим народным автомобилем, и в соревнованиях выступало, порой, более сотни таких грузовиков. Дистанция автокросса была не 20, как сейчас, а 100 километров (50 километров — полуфинал и 50 километров — финал). Перчатки после гонки разлетались вдребезги, а кисти рук были в кровавых мозолях. Главным на трассе было мастерство и профессионализм, а не мощность мотора, как сейчас, — рассказал спортсмен.

После закрытия в СССР автокросса на грузовиках (в 1980 году по решению властей был наложен запрет на участие в советских автогонках грузовых автомобилей), Анатолий перешёл работать в другую организацию и пересел на «Волгу». Дебют в «гонке таксистов» (в дивизионе «Волг» принимали участие, в основном, работники таксомоторных парков) состоялся 9 мая 1983 года в Рязани на автокроссе «День Победы». Здесь дебют вышел комом — Анатолий сошёл с трассы. На чемпионате России-1984 в Костроме Ермаков пришёл к финишу вслед за чемпионом, но его результат был аннулирован: в ходе гонки автомобиль потерял глушитель, что запрещалось Регламентом. По результатам соревнований Анатолий отобрался на чемпионат СССР в Таллинне, но к главному старту страны его не допустили: он был спортсменом I разряда, а допускали не ниже кандидата в мастера.

— В 1989 году вновь разрешили грузовой автокросс. Аркадий Дадаев предложил мне вернуться в родную стихию. Я пересел на ЗИЛ-130. Для этого мне пришлось вернуться на прежнее место работы — автоколонну 1131, — вспоминает Анатолий.

Самый первый чемпионат России в 1991 году стал для него серебряным. Позже, когда эти состязания стали многоэтапными, Ермакову выше восьмого места подняться не удалось. Пока этапы чемпионата страны проходили в центре России, в общем зачёте шёл в группе лидеров и реально претендовал на медаль. К сожалению, возможности предприятия не позволяли участвовать на этапах за Уралом — Кургане, Тюмени, Реже (Свердловская область), что существенно отражалось на итоговом результате. Но и восьмое место для того времени, когда в соревнованиях принимало участие порядка полусотни спортсменов, было хорошим результатом.

Со спортивным ЗИЛом Анатолию пришлось расстаться в годы перестройки: предприятия разваливались, зарплату не платили. В поисках заработка он вынужден был перейти на работу в другую организацию — ООО «Рязаньхлеб» на должность начальника гаража.
— Работы было очень много и мне было не до спорта. Но влечение к гонкам не покидало меня. Выйдя на пенсию, я решил попробовать свои силы в быстро набирающим популярность классе, в котором вместе с грузовиками «ГАЗ-51, 52» выступали и «Газели». Мой четвёртый дебют в автокроссе состоялся спустя 20 лет после того, как я закончил выступать на «ЗИЛ-130», — рассказывает спортсмен.

Проколы
Спортивных наград у Анатолия было бы значительно больше, если бы часть его высоких результатов не была аннулирована. То глушитель у его машины во время гонки отвалится, то габаритные ворота на трассе не пройдёт, то фиксируется некорректное поведение на трассе, хотя хулиганом и беспредельщиком в состязании он никогда не был. Причём, судьи, по его мнению, в своих решениях не всегда были правы.
— Исходя из этого, сделал для себя вывод: автоспорт состоит не только из участия в соревнованиях и подготовки автомобиля к гонке. Хороший спортсмен должен чётко знать правила проведения соревнований, технические требования подготовки автомобиля, а также иметь «холодную» голову во время гонки. По началу, всего этого мне зачастую не хватало, — признаётся Анатолий.

Была система
Автокросс и в прежние годы, и в нынешние был, в подавляющем большинстве, любительским спортом. Выступали на трассах и профессиональные спортсмены, но их по пальцам одной руки пересчитать можно было.
— Автоспорт даёт любому водителю очень много. Ускоряет реакцию, повышает мастерство, учит действовать в экстремальных ситуациях. Спортсмен-автомобилист быстрее принимает решение, которое может вывести его из сложной ситуации на дороге. Очень много даёт автоспорт в техническом отношении. В процессе подготовки машины нужно не только досконально знать свой автомобиль, но и пути, способы его усовершенствования, чтобы добиться победы, — считает Анатолий Ермаков.

В советские годы всё это отлично понимали в стране. Спортсмен рассказал, что тогда действовало распоряжение Министерства автомобильного транспорта СССР проводить в подведомственных организациях соревнования по автомобильному спорту. Каждый регион должен был выставить свою команду, а в регионах, в каждом автохозяйстве должен был содержаться хотя бы один спортивный автомобиль. Всё это не только поддерживалось — контролировалось сверху. Проводились чемпионаты Центравтотранса, Югавтотранса, Уралавтотранса и т.д. На вершине пирамиды — чемпионат Министерства автомобильного транспорта страны. На этих гонках одних «Волг»собиралось до 40–50 машин. Даже чемпионаты СССР не собирали такое количество автомобилей.

— К сожалению, сейчас такой системы уже нет, как нет и никакой другой. В настоящее время автокросс держится лишь на энтузиазме спортсменов. Государственной поддержки нет. В частном же порядке найти спонсоров очень сложно. Поэтому все расходы на подготовку и содержание спортивного автомобиля, экипировку, поездки и участие в соревнованиях, в основном, несут сами спортсмены, — сетует Анатолий Ермаков.

Яблоко от яблони
Анатолий сейчас выступает на «Газели» в классе грузовиков «ГАЗ-51, 52». Дивизион не самый массовый в автокроссе. На протяжении многих лет здесь представлены только спортсмены из Москвы и Рязани. Спортивная машина — его собственная. В этом же дивизионе на протяжении двух лет конкуренцию Анатолию составляет его сын Алексей.
— Когда я выступал на «ЗИЛ-130», он был ещё ребёнком. Когда пересел на «Газель» — Алексей помогал мне готовить автомобиль к соревнованиям. Затем ему самому захотелось выступать на автокроссах. Я хотел было отдать ему свою машину, он сказал, что я буду ездить ещё долго и мы подготовили ему свой спортивный грузовик, — рассказал Ермаков-старший.

Дебют Алексея состоялся в Рязани на автокроссе «День урожая» в 2017 году. И у Ермакова-младшего первый «блин» не вышел комом, он занял второе место, финишировав вслед за отцом. Позже пришла к Алексею и победа — на традиционном автокроссе в Арзамасе (Нижегородская область) в 2019 году. В целом же сын пока отстаёт от отца.
— Машины мы готовим совместно исходя из финансовых возможностей. Но на моей стороне огромный опыт автомобилиста, — говорит Анатолий.

Мечта
Анатолий Ермаков выступает в соревнованиях по автокроссу с перерывами более 40 лет. До сих пор у него не пропало желание готовить машину к новым стартам и выходить на трассу. «Баранка» его не пресыщает, хотя и работа (он трудится за рулём и в настоящее время), и увлечение связаны с автомобилями. Есть у старейшего спортсмена-автомобилиста Рязанской области мечта: выиграть автокросс «День Победы». Это пока ему никак не удаётся. Так что с завершением спортивной карьеры придётся пока повременить.

Александр Кащеев


Метки: автоспорт, Анатолий Ермаков


Поиск

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30