Новости

В Рязанском театре драмы поставили спектакль о преображающей силе любви

В Рязанском театре драмы поставили спектакль о преображающей силе любви
20 октября в Рязанском государственном областном театре драмы состоится премьера спектакля «Касатка». Работа режиссёра Урсулы Макаровой открыла череду премьер, которыми ознаменуется для театра 230-й юбилейный сезон.

Урсула Макарова вновь обратилась к классике, на сей раз — к творчеству Алексея Толстого, открыв для зрителей автора «Гиперболоида инженера Гарина» и «Золотого ключика» заново — как тонкого лирика и философа. Пьеса «Касатка» как нельзя лучше иллюстрирует эту сторону творчества Толстого. Написанная в 1916 году, в сложные для нашей страны годы, пьеса лишена описания политических перипетий — войне и революции автор противопоставляет вечные ценности, а битвы в произведении разворачиваются лишь на любовном фронте и за карточным столом. Судите сами — транжир и картёжник князь Бельский (Олег Пичурин) проигрался настолько, что выход спастись у него только один — поехать вместе со спутницей, Марией Косаревой, певицей, выступавшей под псевдонимом Касатка (Анна Демочкина), в деревню, где живёт его тётка и пожить в барском имении на всем готовом. Написав жалобное письмо родне, князь отправляется в деревню вместе с Касаткой и прихлебателем Абрамом Желтухиным (Валерий Рыжков). Старинная барская усадьба становится для героев настоящим земным раем — каждый из них находит здесь то, к чему стремился в жизни: гармонию, душевный покой, настоящую любовь.

Любовные линии придают особую искренность и особый характер спектаклю. На примере отношений Ильи (Роман Горбачев) и Касатки (Анна Демочкина), Раисы (Мария Конониренко) и князя Бельского (Олег Пичурин) режиссёр показывает два варианта чувства — любовь-соперничество и любовь-жалость, предлагая зрителю по-новому оценить многогранность глубокого чувства. Мелодраматичность сюжета усилена хэппи-эндом. В постановке рязанского театра драмы некоторая искусственность финала произведения «сглажена» иронией, которая пронизывает спектакль. Так, тётю в оригинале в спектакле заменили дядей Федей, один из героев не расстается с гитарой — всё это отсылает зрителя к сюжету одного из популярных в советское время мультфильмов, немало поводов улыбнуться дадут зрителю и «простая сельская жизнь» героев на лоне природы. Отметим также и лёгкую грусть — «Касатку» с полным правом можно назвать спектаклем-воспоминанием об утраченном рае, о далеком прекрасном прошлом. Неслучайно в первых сценах герои буквально «выплывают» из «дыма прошлого», и туда же уходят в финале, вполне символично уплывая из своего земного рая в неизвестное будущее на корабле по бурным «волнам жизни».

Традиционность сценографии и художественного оформления в спектакле дополнена нестандартными ходами. Так, актёры в «Касатке» не только говорят, но и поют — песни и стихи становятся «подсказкой» к тому, что происходит на сцене. Сюрпризом для зрителей в одной из кульминационных точек любовной линии становится цирковой трюк — от счастья герои в прямом смысле этого слова парят в воздухе.

Интересен спектакль не только решением сюжетной линии, но и яркими актёрскими работами. «Касатка» — одна из актёрских работ Олега Пичурина, которого теперь чаще увидишь в роли режиссёра, нежели актёра. Мастерство Юрия Борисова (дядя Федя) не оспорит никто — в «Касатке» он и Наталья Паламожных (Дуняша) составляют прекрасный дуэт. Яркая роль у Валерия Рыжкова, который создал достоверный образ Желтухина — человека, плывущего по волнам жизни, но ищущего надёжную гавань.

Премьерные показы спектакля «Касатка» состоятся также 21, 22 и 28 октября. В следующем месяце спектакль можно будет увидеть 10 и 11 ноября.

Читайте нас:
Поделиться: