Подробности

Беседка

«Погружение в музыку — это как падение в пропасть»

14.01.2014

15 января «легенда рязанского джаза» Константин Панкратов отмечает юбилей.

Трудно представить, Константину Панкратову — 60! Внешне, как говорится, ни за что не подумаешь. Тем, кто в теме, этого человека представлять не надо. Для прочих сообщаем: Панкратов – знаменитый контрабасист и бас-гитарист, выступал практически со всеми рязанскими группами, и с множеством российских и зарубежных звезд. Он постоянный участник группы Feelin’s, автор собственных музыкально-поэтических проектов, наставник молодых музыкантов и прочая, и прочая… Накануне юбилея мы расспросили его о былом и будущем.

Быки на фоне Чака Берри
— Константин, традиционный вопрос: как все начиналось?
— Это было давно, в восьмом классе. Ко мне подошел рыжий парень из параллельного класса и, вот как вы сейчас, спросил: «Константин, я слышал, ты на гитаре играешь?» Я ответил: «Да», и аж сжался внутри, потому что играл совсем чуть-чуть. Но главное — ввязаться… У меня всегда так получается, я сначала начинаю что-то делать, а уже потом — осознавать и анализировать. По-другому не умею, но для импровизации это очень необходимое качество.



— А как вообще гитара появилась в жизни?
— Это вообще мистика. Однажды, возвращаясь из школы, я зашел к другу. Он жил в частном доме и у него часто собрались компании. В тот вечер кто-то пел, сам себе аккомпанируя на гитаре. В тот момент этот человек стал для меня главным, все остальное ушло на второй план… Был еще один шикарный момент. Раньше в Торговом городке регулярно проводились сельхозвыставки. Помню, из какого-то совхоза привезли трех племенных быков. Огромные, с кольцами в носу, они что-то лениво жевали в вольере, и одновременно из репродуктора доносился рок-н-ролл Чака Берри. Понятное дело, о том, что это был Чак, я узнал гораздо позже, но сам видеоряд и музыкальное сопровождение своим сюрреализмом меня тогда просто шокировало. Плюс «Битлз». Я их впервые услышал на набережной, случайно. Шел человек с переносным магнитофоном, звучала «Bad Boy», это первое, что я услышал из «битлов», и я, как на веревочке, так и пошел за этим человеком по его маршруту. Рыжий парень, Чак Берри, быки, человек с магнитофоном… Это они сыграли свою «роковую» роль в моей жизни, после чего я стал музыкантом, остаюсь им и горжусь этим.

— То есть, от музыки вы до сих пор не устали?
— Не то что не устал, наоборот, чем дальше, тем больше приобретаю к ней какой-то патологический интерес. Погружение в музыкальную жизнь — это как падение в пропасть.

«Джаз хочешь поиграть?»
— Начинали вы сразу с джаза?
— Нет, с рок-н-ролла. Когда я познакомился с этой музыкой, в Советском Союзе настал момент «оттепели», и хотя страна по-прежнему оставалась закрытой, западные музыкальные новинки понемногу просачивались. В Рязани в 60-70-х годах музыкальных команд было множество. В каждой школе — по нескольку ансамблей. Была такая радиоинститутская группа «Синие звезды», так вот у них почти вся программа состояла из хитов «Роллинг-стоунз».

Первым человеком, который меня посвятил в джаз, стал Александр Васильевич Семечкин. Этот человек изначально был «болен» джазом. От него вирус перешел ко мне. Помню, пришел в ресторан «Москва»: нормальная одежда, длинные волосы, сразу видно — музыкант. И он мне говорит: «Джаз хочешь поиграть?» Разумеется, я согласился, хотя, понятия не имел об этом направлении. Так что мой осознанный интерес к джазовой музыке зародился как раз благодаря Семечкину. В «Москве» я проработал 10 лет. На сцену выходили каждый день, выходной — понедельник, зарплата — 110 рублей, плюс — индивидуальные заказы. Хорошая зарплата.



— Вы никогда не хотели уехать из Рязани?
— Несколько раз уезжал, но исключительно по творческой необходимости. Например, я три года подряд не мог поступить в наше рязанское музыкальное училище. Меня не брали, потому что были длинные волосы и одевался нестандартно. А во Владимирское взяли, несмотря на внешний вид. Я закончил его по классу контрабаса. Но еще до училища, год работал в Калмыцкой государственной филармонии, в Элисте. Дело было в 1970-м, с группой «Вега» мы играли на танцах в горпарке, а рядом в Зеленом театре выступал ВИА из Элисты. Когда их антрепренер услышал нас, предложил профессиональную работу. И мы согласились. Из «Веги» превратились в «Черный тюльпан» и были официальным ансамблем, представлявшим Калмыкию. Кстати, в ресторан «Москва» я как раз устроился после возвращения из Калмыкии.

Уехать из Рязани навсегда никогда желания не возникало. Мне всегда нравился наш город, а сейчас я еще в большей степени стал его патриотом. Здесь я знаю и вижу себя, а в другом месте — нет. Я много ездил, бывал за границей, все равно Рязань ближе.

— Расскажите, как вам работается с таким экстравагантным исполнителем, как Вилли Мельников?
— Да, Мельников сложный и странный человек. Познакомил нас Дмитрий Макаров, в 90-е он редактировал самиздатовский альманах «Devotion». Отслеживал литературную жизнь Рязани и публиковал, что ему нравилось. У меня есть трилогия, написанная в свободном стиле: «Куница», «Путь на Восток», третья часть без названия — «Икс». На ее основе я записал литературно-музыкальную композицию, но раскруткой своих проектов я не занимаюсь. Макарова заинтересовала эта композиция, заботу о продвижении он взял на себя, и в итоге нас пригласили выступить в столичном «Ирландском доме на Арбате». Туда пришел Вилли, там второпях и познакомились. Потом он приехал к нам, и я ему аккомпанировал. Это была абсолютная импровизация, и этого стиля мы придерживаемся до сих пор. Можно, конечно, все спланировать, довести до совершенства, но мне так работать не интересно. Для меня сцена — это экстремальная ситуация. Психологический экстрим. Хотя, разумеется, работая на таком уровне легко довести себя до саморазрушения.

От постмодерна к Данте
— Помимо музыки вы еще пишете стихи и прозу, как они появились в вашей жизни?
— Я очень люблю постмодерн. Люблю фильмы Соловьева и Германа, мне близка их стилистика. Люблю французских постмодернистов, философов, прежде всего — Жорж Батай, Жиль Делёз, Феликс Гваттари. Балдею от эквилибристики слов в их текстах. А так как я просто так ничего не делаю, мне нужен посыл, они и стали импульсом для пробы собственного пера. Это и не стихи и не проза в чистом виде, это некая стихопроза. Но к литераторам я себя не причисляю, поэтому ничего не издаю, писать продолжаю, именно в виде средства для музыкального выражения.



— Что в планах?
— У меня есть два любимых произведения, на тему которых я хотел бы написать крупные музыкальные формы. Во-первых, «Божественная комедия» Данте. Я когда первый раз ее читал, у меня было ощущение, что я вошел в саму поэму, почувствовал происходящее в ней. Это какая-то внутренняя жизнь, погружающая читателя в страх через видения самого Данте и, одновременно, победа этих древних страхов, живущих в нас. Для меня написание музыки к «Божественной комедии» станет чем-то вроде самоочищения. И есть еще автор, которого часто называют «русским Данте» — Даниил Андреев. Я хочу озвучить его поэму «Навна». Это если говорить о перспективе. А в самых ближайших планах организация большого проекта с известнейшей джазовой вокалисткой и пианисткой Екатериной Черноусовой. 5 марта она выступит с нашими музыкантами.

— Вы свой возраст чувствуете?
— Нет. Я к своему юбилею вообще с улыбкой отношусь.

— Вы довольны прожитой жизнью?
— Не жалею ни о единой минуте.

Ольга Челышева

«Родной город», №1-2/2014


Поиск

14.06.2024 16:26
Юлия Швакова подвела первые итоги бизнес-миссии в Турцию

14.06.2024 15:25
В Рязани заменят тепломагистраль в Железнодорожном районе

14.06.2024 12:03
Ростелеком: Представлено исследование рынка беспилотников для бизнеса

14.06.2024 10:11
Павел Малков поручил разработать стандарт качества для улучшения работы медучреждений

13.06.2024 17:55
Для кадровых служб рязанских инвестпредприятий провели образовательную сессию

13.06.2024 16:29
«Зелёный сад» выступил спонсором праздника в честь Дня России

13.06.2024 14:53
Собственник платного путепровода в Рязани оспорил решение суда об оплате проезда без остановки

13.06.2024 14:05
В Рязани на установку знаков на платных парковках потратят 3 миллиона рублей

13.06.2024 10:27
В Рязани стартовал XII Фестиваль искусств «Кремлёвские вечера»

13.06.2024 09:19
Резидент рязанской Аэрокосмической долины запустит производство беспилотников

12.06.2024 13:10
Бывший рязанский вице-губернатор Андрей Ярин сохранил пост начальника управления президента РФ по внутренней политике

11.06.2024 15:53
Депутаты Рязоблдумы поддержали изменения в налоговое законодательство РФ

11.06.2024 14:03
В Рязани приобретут новую технику для спиленных деревьев

11.06.2024 12:11
Виталий Артёмов пообещал улучшить качество уборки города

11.06.2024 11:44
Улицу Интернациональную в Рязани хотят реконструировать «под ключ»

11.06.2024 08:16
Торговый городок переименовали в Рязанскую ВДНХ

10.06.2024 17:19
Лекарства для рязанских диабетиков приобретены в полном объёме

10.06.2024 16:28
Мэрия Рязани расторгла контракт с проектировщиком школы на Лыбедском бульваре

10.06.2024 15:29
Правительство Рязанской области закупит восемь автомобилей «Москвич 6»

10.06.2024 10:42
Рязанская область остаётся в середняках рейтинга социально-экономического положения регионов

08.06.2024 16:01
Ростелеком: Яркий и музыкальный «Летучий корабль» отправился в путь на платформе Wink.ru

14.06.2024 20:39
Рязанский производитель медицинских шприцев расширит ассортимент

14.06.2024 19:49
В Рязани поздравили медицинских работников региона

14.06.2024 19:20
В Касимовском районе столкнулись самосвал и легковушка

14.06.2024 19:11
В Семчино завершился ремонт дороги по Озёрному проезду

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30