С пристрастием |
26.02.2013 |
---|

Фото Александра Джафарова
23 февраля в Рязани прошёл премьерный показ нашумевшего спектакля «Допрос» по повести Захара Прилепина в постановке театра «Предел».
Спектакль в нетривиальном авторском жанре «пытка в одном действии», к тому же поставленный по повести одного их ключевых писателей современности, не мог не быть многообещающим и скандальным. Сегодня Захар Прилепин — один из наиболее известных русских писателей. Лауреат премий «Национальный бестселлер», «Супер Нацбест», «Русский Букер десятилетия» и многих других. Его проза всегда остросоциальна и раскрывает скрытые, экстремальные проявления человеческой души. И спектакль в постановке режиссёра Владимира Деля выдержал марку. История двоих друзей, ошибочно обвинённых в убийстве, избитых до полусмерти в ментовке и пытающихся заново найти своё место в жизни и выстроить отношения с окружающими их людьми, — далеко не самый типичный проект для рязанской сцены. Театральный «Допрос» шокирует, потрясает, заставляет зрителей думать над вечными вопросами — можно ли отвечать насилием на насилие, и почему между людьми в современном обществе выстроены непробиваемые стены равнодушия. Причём всё это доносится до зрителя не пошлыми сценами ультранасилия, типичными для телевизионных боевиков, а какими-то настоящими, жизненными картинами допросов в ментовке, разговоров на кухне или тривиального общения с соседом на лестничной клетке. И от этого лучше чувствуется и острее осознается вся глубина несправедливости, которая происходит с главными героями спектакля, да и со всеми жителями нашей страны.
При всей грязи в повести (а Прилепин в тексте не избегает мата, описания пыток и избиений, проституток и наркотиков) Дель очень тактично, через фарс, гротеск и богатую систему символов показывает зрителю самые жестокие сцены. Абсурдностью действия словно подчёркивается абсурдность самой ситуации — избиение подозреваемого сотрудником полиции. А тот факт, что для России — это норма и регулярная практика, лишний раз подчёркивает, до какого скотского состояния дошёл гражданин, своим молчаливым согласием поддерживающий господство сильного над слабым. В споре между вчерашним идеалистом-интеллигентом, прячущимся от реалий сегодняшнего дня в уютном обывательском мирке, и живущим «по понятиям» ментом, для которого унизить, избить невиновного, как пару раз плюнуть, — не рождается истина. В героях-антиподах Прилепин, а вместе с ним и Дель показывают тупиковые ветви развития общества, по-своему страшные и не имеющие права на существование. Нельзя сказать, что «Допрос» — чисто политический или социальный спектакль, это спектакль о нашей с вами жизни, без особых прикрас и преувеличений. Поэтому он так глубоко западает в душу зрителя. Настолько глубоко, что традиционное обсуждение увиденного после спектакля, которое является любимейшей частью программы показа в театре «Предел», продлилось больше часа. Зрители совершенно не собирались расходиться, наоборот, зал кипел. Увиденный спектакль разбудил в их сердцах столько разных тем, которые до этого спали в умах и на кухнях, а тут вдруг раз — и выскочили все сразу в один вечер. Зрители говорили и о проблемах воспитания подрастающего поколения, и о равнодушии, и о работе полиции и современной власти в целом, а кто-то даже вспомнил, как он сам когда-то пережил подобный допрос.
После такого, невольно начинаешь задумываться, а кого на самом деле допрашивали? Главного героя спектакля или зрителей? Большая проблема общества, на самом деле, заключается в том, что мы боимся признавать наши проблемы. Как преступники, бежим от них, зная об их существовании. «Допрос» же вытаскивает их на свет божий и ставит перед нами — без возможности опять соврать и уйти от признания. И признаваться приходится, потому что не признаться уже нельзя — все доказательства налицо. Теперь дело за малым — искупить содеянное.

Метки: театр «Предел», Владимир Дель, Захар Прилепин, Роман Данилин, Михаил Сиворин, Рязанская филармония
10:26
Проезд по путепроводу в Соколовке в Рязани по утрам стал бесплатным
06.02.2025 17:36
«Молодёжная творческая мастерская» представила в Рязани исследовательские проекты
06.02.2025 16:38
На участке улицы Есенина в Рязани организуют двустороннее движение
06.02.2025 12:39
При поддержке Рязанской НПК состоялся молодёжный профориентационный форум
06.02.2025 12:16
Рязанские журналисты Алексей Фролов и Константин Смирнов обжаловали арест
06.02.2025 11:20
Назначен председатель территориального избиркома Железнодорожного района Рязани
06.02.2025 10:40
За год в 2% проб водопроводной сети Рязани обнаружили отклонения от нормативов
06.02.2025 09:28
В Рязанской области сократилась площадь очагов непарного шелкопряда
05.02.2025 17:04
Владимир Арцыбашев прояснил преступную схему при закупке коммунальной техники для нужд Рязани
05.02.2025 16:25
В Рязани увеличили размер платы за содержание жилья для домов без УК
05.02.2025 15:32
«Зелёный сад» уже готовится к сапфестивалю «Рязанское Лукоморье»
05.02.2025 11:00
За год в Рязанской области уменьшилось число приверженцев ЗОЖ
04.02.2025 16:46
Экономика Рязанской области сохранит положительную динамику
04.02.2025 15:46
В Рязани открылись две новые аптеки сети «Самая скорая помощь»
04.02.2025 15:09
На валку и обрезку деревьев в Рязани потратят 7 миллионов рублей
04.02.2025 12:56
На капремонт дома культуры в Сасово потратят 122 миллиона рублей
04.02.2025 12:37
На капремонт дворца культуры в Александро-Невском потратят 46,3 миллиона рублей
04.02.2025 10:13
Касимов получит 250 миллионов рублей на благоустройство
04.02.2025 09:11
Обнародован рейтинг управляющих компаний Рязанской области
03.02.2025 17:05
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры, с которыми февраль пролетит быстро и нескучно
03.02.2025 16:46
Рязанский бизнес-омбудсмен прокомментировал отклонение запрета на хостелы в жилых домах
03.02.2025 12:52
Озвучены планы развития территории Рязанской ВДНХ
03.02.2025 11:39
Суд постановил вернуть ГК «Альянс» 11 миллионов рублей по делу о ремонте Солотчинского моста
03.02.2025 10:01
Рязанская область заняла 27 место среди регионов по объёмам вкладов населения
01.02.2025 12:20
Рязанцы оценили постановку драмтеатра по рассказу Аркадия Аверченко