Радость каждого дня |
31.01.2012 |
---|
При катастрофической нехватке педагогов-мужчин в нашей системе образования учитель начальных классов средней школы №2 города Ряжска Николай Григорьевич Ерохин воспринимается сегодня как явление очевидное, но невероятное.
— Удивлялись коллеги сначала, конечно. Ну как же: мужчина в школе, да еще работает с самыми маленькими детьми! Но через недолгое время, увидев мои результаты, воспринимали меня уже как должно.
Почти поэма. Педагогическая
Заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, учитель высшей категории и победитель первого Всероссийского конкурса лучших учителей 2006 года в рамках приоритетного нацпроекта «Образование», Николай Григорьевич работает в школе с 1967 года. Был вынужденный, но непродолжительный перерыв в его педагогическом труде, и вот уже без малого сорок лет Ерохин ходит в школу.
— До сих пор не представляю, как это может быть, если 1 сентября я в школу не приду, — признается он вполне серьезно.
Мы сидим с Николаем Григорьевичем в его кабинете на задней парте среднего ряда и говорим о школе и детях. Уроки закончились, и его 1 «А» отправился на обед с другим учителем, а Николай Григорьевич рассказывает немало интересного из своей «Педагогической поэмы»…
Как и большинство учителей, Николай Григорьевич помнит свой первый класс. Точнее, два класса, второй и четвертый. В Яхонтовской начальной школе Новодеревенского района молодому учителю доверили сразу полную нагрузку: кадров не хватало.
— Я сразу пришел к своей первой учительнице, Тамаре Степановне Кротковой. Она меня поддержала и помогала во всех вопросах. Я чувствовал ее поддержку и очень ей благодарен.
Начав преподавать в сельской школе, где не было электричества, Николай Григорьевич сегодня на уроках пользуется ноутбуком и интерактивной приставкой, принтером и прочей «техникой». Все это он считает очень нужным в работе, ведь дети приходят другие, современные, то есть очень даже «продвинутые» в техническом отношении. И важно, что в этом смысле учитель говорит с ними на одном языке.
Ерохину выпало осваивать новый федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы. Этому очень рады и коллеги, и директор школы, Надежда Петровна Вековищева. А Николай Григорьевич считает, что новый стандарт предоставляет учителю главное: право на творчество. Впрочем, самому Ерохину, по его признанию, никто и никогда не мешал творить, выдумывать и пробовать.
— Меня жена не устает спрашивать (а мы с Любовью Ивановной вместе уже сорок лет, и у нас двое взрослых сыновей, Эдуард и Владислав), зачем я каждый день готовлюсь к урокам, ведь я, как она думает, наизусть программу за годы в школе выучил, — улыбаясь, говорит Николай Григорьевич. — А я не могу иначе: с каждым набором дети приходят разные, непохожие на предшественников, и шаблоны для них не годятся.
Услышав это от собеседника, я подумала: не в таком ли восприятии ребенка взрослым секрет творческого и профессионального успеха и долголетия Учителя? Изначально видеть в ученике личность, признавать его непохожесть на остальных, а значит, индивидуально с ним работать. Плюс, конечно, терпение и настойчивость в работе, считает педагог.
Задача со многими неизвестными
— Я знаю, чему надо учить, чего и как добиться от ученика, и когда получаю нужный результат, осознаю, что задачу свою выполнил, — емко и лаконично выразил суть профессии учителя Николай Григорьевич Ерохин.
Он и обучение строит как непрерывный процесс вовлечения учеников в решение самых разных предметных (не только математических) задач. Самое интересное в таком подходе для ребенка — поиск решения, выбор правильного пути. Готовых вариантов учитель не предлагает — искать нужно всем вместе. Ученик не пассивно впитывает знание, а активно ищет его сам, обязательно делая при этом открытия. Главное, что обучение идет как бы незаметно для детей, часто через игровые элементы, что, с учетом возраста, оптимально для усвоения учебного материала по максимуму. И еще один, не менее, а может быть, и более важный, потому что касается практики, есть результат такого обучения: ученики Ерохина с первого класса учатся решать задачи и делать выбор, объясняя его, отстаивая свою точку зрения. Излишне говорить, насколько важны эти умения во взрослой жизни каждого из нас.
Первым в районе и уже много лет назад этот учитель начал давать интегрированные уроки. Он считает, что это один из способов решить проблему учебных перегрузок детей: «Когда ребята переключаются с одного вида деятельности на другой, они отдыхают». Рассказал мне Николай Григорьевич и о том, что во время самостоятельных работ на уроках звучит музыка. «Как, разве она не отвлекает учеников?» — была первая моя реакция. «Напротив, успокаивает, настраивает ребят на сосредоточенную работу, я в этом за годы работы убедился», — был мне ответ. В распоряжении учителя сегодня — солидная фонотека.
Об интеграции учебных предметов Ерохин узнал на курсах в Москве. Они были не единственными в его педагогической биографии. Он и училище закончит, и истфак. Вторая его специализация — учитель истории, несколько лет он преподавал и этот школьный предмет. Николай Григорьевич любит учиться, он открыт новому и стремится объять необъятное. А без этого, согласитесь, настоящего учителя не бывает.
Учиться? Только к нему!
— А дети вас чему-то учат, или только вы — их? — задала я трудный, как думала, вопрос собеседнику. Он же, вопреки моим ожиданиям, и не задумался с ответом.
— Конечно, дети меня учат. Они ведь такие маленькие и такие умные. Дети — непосредственные, а у взрослых это качество редко сохраняется в общении. А порой их поступки не по-детски мудры…
Ученики обо всем рассказывают своему учителю, полностью доверяя ему. Потому, может быть, Ерохин назвал мне главные заповеди для учителя: «Это, как у врачей, «Не навреди!», а еще «Воспитай!». Последнее возможно сделать прежде всего собственным примером. И Николай Григорьевич для своих учеников — такой пример.
— С родителями сегодня педагогам бывает порой сложнее, чем с детьми, как вы общаетесь с мамами и папами своих учеников?
— Я с ними строг (улыбается — Л.Т.). Но с первого дня стараюсь сделать все, чтобы мы были с ними в одном русле, и у нас были общие цели. Мне, может быть, проще, чем другим педагогам, ведь многие родители в прошлом — мои ученики.
В сегодняшнем первом классе большинство учеников, чьи родители сознательно отдали их «только Ерохину». Это для учителя, конечно, большая честь, но и большая ответственность.
— Неужели у вас за все годы работы в школе ни разу не возникало желания сменить профессию? — мне все-таки не давал покоя этот вопрос.
— Нет. Никогда.
И замолчал. Молчала и я, не решаясь узнать, почему. Николай Григорьевич понял это и попробовал мне, как учитель, объяснить:
— Здесь, в школе, я каждый день радуюсь. Чему? Да вот какую-то одну, пускай даже маленькую, ступенечку мои ребята преодолели — у меня радость. Я этим живу. Я перенес инфаркт. И только благодаря тому, что вернулся в школу, к детям, я жив.
— А как вы отдыхаете?
— Я когда набираю первый класс, то после уроков, дома, до Нового года молчу. А вообще люблю музыку, особенно классическую, книги, в первую очередь, историческую литературу.
Мир и лад в семье, понимание с близкими людьми, их поддержка помогают Николаю Григорьевичу быть по-настоящему счастливым учителем — влюбленным в свою работу.
…Был в начале нашей встречи в школе такой момент, когда Николай Григорьевич ненадолго вышел из класса, оставив меня с учениками. Все они, как по команде, с любопытством принялись меня разглядывать.
— Скажите, ребята, ваш учитель, Николай Григорьевич, — какой? — не растерялась я от такого внимания.
— Он хороший! — практически хором закричали первоклашки. Потом, уже по одному, «расшифровали». Добрый. Веселый. С ним интересно. Бывает строгим, «но чуть-чуть», только «когда надо».
Выяснилось, что и в школу, на уроки к Николаю Григорьевичу, этим детям приходить хочется. Заметно было по ответам, что говорят правду: они не научились хитрить по-взрослому.
Метки: образование, Николай Ерохин
17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах
14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей
26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова
26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения
26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя
26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»
26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая
25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»
25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции
25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта
25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью
25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали
25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе
25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города
24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей
24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения
24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок
24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова
24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств
24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона
23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога
23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя
23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года
23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют
22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани