Подробности

Город

Остров несбывшихся надежд

01.02.2012

единственная река, омывающая «величественный архитектурный комплекс Рязанского кремля», – это Трубеж. Правда, назвать ее полноводной можно только в горячечном бреду.

В пойме Трубежа и на Острове за несколько лет планируется создать развитую туристическую инфраструктуру европейского класса

«Живописные берега этой полноводной реки омывают величественный архитектурный комплекс Рязанского кремля. Местные жители любят посидеть теплым летним вечером на берегу с удочкой. Редко кто из рыбаков уходит домой без богатого улова. Плотва, лещ, язь, щука – обычная добыча. Но бывает и судак, и стерлядь попадается на крючок». Как вы понимаете, рыбачить на ее берегах решится разве что потенциальный самоубийца. Вышеприведенные строки были опубликованы в старом путеводителе по памятным местам Рязанской губернии. Дата издания – начало прошлого века.

А ведь я еще помню время, когда можно было, гуляя по вечернему городу, выйти на набережную и насладиться видом, открывающимся на Трубеж. Было это не в начале ХХ века, а всего каких-нибудь 40 лет назад. Правда, назвать Трубеж полноводным и тогда было трудно, но все-таки он производил впечатление реки, а не сточной канавы. И рыбаки на его берегах еще надеялись что-то выловить.

Полноводные… канавы

Проблемы с поймой Трубежа у рязанских властей начались не вчера и даже не позавчера. Как, впрочем, и вообще с экологией. Надо сказать, отношения с охраной природных ресурсов в областном центре традиционно сложные. Традиция эта давняя, идущая еще с екатерининских времен, когда при перестройке Рязани по новому генеральному плану очистные канавы были выведены напрямую в малые реки. Именно тогда вся городская грязь, включая канализационные стоки, потекла в Павловку, Плетенку, Лыбедь, Дунайчик и, естественно, Трубеж. Шло время, город рос, количество отходов увеличивалось. А созданием элементарных канализационных коллекторов рязанские власти так и не озаботились. Правда, периодически возникали амбициозные проекты, поражавшие воображение своими масштабами и заманчивыми перспективами. Иногда под них даже выделялись какие-то средства. Например, в конце XIX века на создание подземной канализационной системы, отводившей все стоки в специальные «отстойные резервуары с последующей переработкой», из городской казны были выделены немалые деньги. Куда они делись, местные архивы умалчивают, только грандиозный проект так и остался нереализованным.


Через три года здесь будет…

К истории вопроса мы обязательно вернемся – уж больно она показательна. Однако дела сегодняшние тоже не перестают удивлять. Совсем недавно рязанские власти в очередной раз обсуждали проект «Развитие туристско-рекреационной зоны в районе реки Трубеж в историческом центре Рязани». Рабочее название – «Речные ворота Рязани».

Цель проекта – «развитие туристической отрасли Рязанской области путем формирования условий для речного круизного туризма в регионе, обеспечения активного включения Рязани в программу развития водного туризма, в том числе международного». В процессе реализации проекта предполагается решить следующие задачи: создание условий для захода круизных туристических теплоходов непосредственно к историческому центру Рязани, где обеспечивается шаговая доступность основных достопримечательностей города; дальнейшее развитие областного центра за счет концептуального преобразования исторического центра города; повышение туристической привлекательности Рязани и области, качества обслуживания туристов и экскурсантов; создание вокруг Рязанского кремля зоны многофункциональных объектов современного сервисного обслуживания туристов и экскурсантов; улучшение экологического состояния реки Трубеж и прилегающей территории; привлечение частных инвестиций в развитие туристической инфраструктуры Рязанской области; создание новых рабочих мест в туристической отрасли, увеличение поступлений в бюджет за счет роста количества туристов и экскурсантов, а также развития индустрии туристического сервиса. Попросту говоря, предполагается создание в пойме Трубежа и на Острове развитой туристической инфраструктуры европейского класса. С этнографическим музеем, музеем деревянного зодчества, «звездочным» гостиничным комплексом, яхт-клубом и прочими ресторанами, каруселями и диснейлендами.

Надо сказать, что обсуждение проходило очень по-деловому. Назывались сроки (на реализацию всего проекта отводилось 3 года), конкретные цифры (в целом стоимость создания «туристической жемчужины» оценивается официальными экспертами примерно в 1,5 миллиарда рублей). Источники финансирования, оказывается, также определены. «Финансирование проекта предполагается обеспечить на 72% (примерно на сумму 1 млрд руб.) частными инвестициями, на 15,3% (или 213 млн рублей) – средствами из  федерального бюджета.  10,6% (или 148 млн рублей) будет выделено из областных источников, 2,1% (29 млн рублей) – из муниципальной казны». Что ж, остается только восторженно аплодировать. Только если учесть, что за последние 4 года подобного рода обсуждения проходили как минимум три раза, желание подбрасывать в воздух чепчики как-то исчезает. Если говорить серьезно, то при реализации данной идеи власть неизбежно сталкивается с четырьмя глобальными проблемами: экологической, технологической, юридической и финансовой. С экологией у рязанских властей всегда были, мягко говоря, натянутые отношения. 4 года назад на основании наблюдений главной географической обсерватории им. Воейкова Рязань вошла в список тридцати самых загрязненных городов России. Думаю, что и сегодня ситуация остается примерно на том же уровне.

Предполагаемые источники финансирования проекта


Трубежу – труба?

Но вернемся к Трубежу. Конечно, отрадно, что рязанские власти наконец-то поняли, что демонстрировать гостям города сточную канаву в самом сердце Рязани, в кремле, не просто стыдно. Это позор… Официальная экологическая экспертиза, проведенная в 2008 году, отнесла состояние водных ресурсов Трубежа к разряду А 4-го класса качества, определяемого как «грязное». Медь, органические вещества, азот, железо, нефтепродукты – содержание этих веществ существенно превышает норму. Загрязненность ими определяется как «характерная среднего уровня». Главным источником загрязнения Трубежа, как свидетельствуют наблюдения Рязанского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, являются неочищенные поверхностные сточные воды Рязани, поступающие по системе ливневой канализации.

Однако независимые эксперты считают, что уровень опасности явно занижен. Так, в пробах донного грунта, взятых в 2000 году, были обнаружены соли тяжелых металлов, в воде – фенол и техногенный цезий. Но даже если исходить из официальной классификации, почва и донные отложения необходимо рекультивировать – вывезти зараженный грунт и захоронить на специальном полигоне, который в Рязани отсутствует. Этим, собственно, и мотивируется практически полное бездействие рязанских властей, несмотря на включение Трубежа в областную и федеральную экологические программы.

В последний раз очистка реки от мусора и древесно-кустарниковой растительности проводилась в 2008 году (это примерно то же самое, что больному раком легких прописывать таблетки от кашля). Работы велись на субвенции из федерального бюджета. О новом масштабном проекте по расчистке и регулированию русла Трубежа в районе Рязанского кремля было заявлено в конце 2009 года. Сообщалось, что проект, получивший поддержку на федеральном уровне, должен быть профинансирован совместно федеральным бюджетом и бюджетом области. Однако до сего дня все остается на своих местах. Между тем совершенно очевидно, что без решения экологических проблем поймы Трубежа говорить о каком-то масштабном туристическом проекте просто смешно. Так, может быть, стоит сначала озаботиться приведением в порядок городской ливневой канализации (проблема остается неразрешимой с середины 50-х годов прошлого века), а уж потом ставить грандиозные задачи создания «туристической жемчужины» европейского класса? Хотя ливневая канализация – это как-то не амбициозно, а тут круизные теплоходы, гостиницы, яхт-клубы… Есть чем «засветиться» на федеральном уровне. Только вот о горнолыжной трассе мирового класса в Солотче мы уже заявляли на всю страну, да и не только о ней…

«Условное равновесие»

Организация полноценных водных подходов к кремлевской пристани и строительство на берегах Трубежа речного вокзала – идея не новая. С подобной инициативой еще в советские времена неоднократно выступал Рязанский речной порт. Однако до 2009 года городские и областные власти подобные предложения даже не рассматривали. Структура кремлевского холма находится в «условном равновесии». Проще говоря, сам холм – это гора «культурного слоя» или наслоения разных эпох, буквально пронизанные родниками, плывунами. При масштабных грунтовых работах возникает опасность разрушения кремлевского вала и угроза сохранности всего архитектурно-исторического комплекса. По мнению некоторых специалистов, он и так стоит только благодаря чуду.

Сторонники проекта утверждают, что современные технические средства позволяют надежно укрепить берег и свести непредвиденные риски практически к нулю. Только вот верится в это с трудом. Уже полвека в Рязани идет речь о создания гидродинамической модели территории кремлевского холма, которая жизненно необходима. За это время власти так и не смогли изыскать копеечные по меркам бюджета средства на данную работу. Насколько мне известно, в предлагаемом проекте о ней также не сказано ни слова, а без этой модели любые самые современные технические работы будут вестись вслепую. К тому же вмешиваться в сложившийся природный баланс даже с самыми «продвинутыми» технологиями чрезвычайно опасно.

В качестве примера можно привести активное строительство вдоль трассы Московского шоссе. Специалисты предупреждали, что в результате такого вторжения произойдет заболачивание территории в пойме рек Плетенка и Павловка. Между поселком Мервино, Мервинскими выселками, Ситниками и Храпово возникнет болото. Специалистов, как это у нас водится, не послушались… В результате все населенные пункты, расположенные в пойме этих рек на расстоянии пяти километров вверх по течению, находятся сегодня в потенциальной зоне подтопления, а заливные луга и перелески практически уничтожены разрастающимся болотом.

Тень на плетень

Организация полноценных водных подходов к кремлевской пристани и строительство на берегах Трубежа речного вокзала – идея не новая. С подобной инициативой еще в советские времена неоднократно выступал Рязанский речной порт

Юридический и финансовый аспект проблемы взаимосвязаны, так что рассматривать их необходимо в комплексе. Как уже было сказано, львиную долю средств (72%, это примерно миллиард рублей) на реализацию проекта предполагается получить за счет частных инвесторов. Что ж, наверно, это вполне резонно, если учитывать прибыль, которую сулит столь масштабный проект. Только вот одна загвоздка, о которой в проекте упоминается вскользь. «Пойма Трубежа и Остров находятся в федеральной охранной зоне Рязанского кремля».

Да не в федеральной охранной зоне они находятся, господа, что тут тень на плетень наводить… Входят они в состав сразу трех федеральных памятников – архитектурного, исторического и археологического. А это, в свою очередь, означает невозможность передачи данной территории в собственность какому-либо частному лицу. По закону «Об охране памятников» любое строительство здесь должно пройти массу экспертиз и согласований. И даже в случае положительного решения оно ограничено целым рядом требований по высотности, изменению исторического ландшафта и выемке «культурного слоя». А теперь скажите, какой частный инвестор в здравом уме и твердой памяти, зная наши российские бюрократические реалии, рискнет вложить немалые средства в такое юридически сложное дело, не имея гарантий и понятных сроков окупаемости? Хотя в 90-е годы на улице Некрасова, на той же территории трех федеральных памятников, возвели целый элитный микрорайон и, насколько мне известно, вообще без всяческих согласований. Но время, согласитесь, было несколько другое, да и масштаб не тот.


Обоснованные опасения

Кроме всего прочего, есть еще и социальная проблема. Рабочее название архитектурно-туристического комплекса, который планируется создать на Острове, – «Кремлевский посад». Он предполагает развитие территории поселка за счет строительства рекреационной зоны с современной инженерной инфраструктурой, отвечающей исторической концепции музея-заповедника. Предполагается строительство торгово-развлекательного центра и яхт-клуба. Но сначала нужно расселить жителей поселка. В настоящее время на Острове расположено 23 одно- и двухэтажных дома, построенных с 1948 по 1972 год. Общая площадь жилья составляет около 5 тысяч квадратных метров. Для того чтобы предоставить людям другое жилье, потребуется, по самым грубым подсчетам, около 180 миллионов рублей. Эти деньги в проект не заложены, то есть их должна будет изыскивать городская администрация. Возникают вполне обоснованные опасения, что людей (как это у нас неоднократно бывало) постараются расселить с наименьшими затратами. А они и так всю жизнь живут в домах барачного типа и на заселение в аналогичные условия вряд ли согласятся.

Возникает закономерный вопрос: стоит ли при всех возможных сложностях браться за столь трудновыполнимый и дорогостоящий проект, когда есть масса сопутствующих нерешенных проблем? Может, лучше сконцентрировать усилия, чтобы скорее решить эти вопросы, а уж потом, подготовив почву, заявлять об амбициозных намерениях? Честно скажу: не знаю… Это вопрос стратегии. Если быть уверенным, что решение масштабной задачи поможет справиться с более мелкими проблемами, то, наверное, такой путь был бы логичен и эффективен. Только вот у нас в Рязани, к огромному сожалению, амбиции власти пока приводили к довольно печальным результатам. Может, на сей раз будет по-другому…

Подготовил Михаил Колкер


Мнение

Вячеслав МАКАРОВ, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области:

– Прежде чем принять решение и составить план реализации любого крупномасштабного проекта, нужно провести максимально широкий градостроительный анализ, который даст точное представление, что делать, когда, в какие сроки… Подобные анализы редки в России вообще, не говоря уже о Рязани. Проект «Речные ворота» – один из элементов комплекса существующих сегодня градостроительных задач. Несколько предпроектных проработок, касающихся «Речных ворот», уже сделаны. Но говорить о каких-либо серьезных планах со сроками предполагаемых мероприятий пока рано. Реализация данного проекта связана с определенными юридическими и организационными сложностями. На мой взгляд, в них нет ничего невыполнимого, однако все нюансы должны быть скрупулезно отработаны. Очистке Трубежа правительство Рязанской области придает сегодня большое значение. Нет никаких сомнений в том, что Трубеж должен стать местом прибытия круизных туристических судов. Однако, на мой взгляд, задачи по реализации данного проекта должны решаться поэтапно, что, в принципе, уже заложено самими разработчиками. Но о какой-то подгонке к определенным датам здесь, конечно, не может быть и речи.

Вячеслав КОРОСТЫЛЕВ, член правления Союза краеведов России, почетный гражданин города Рязани

– Малообоснованные амбициозные начинания, особенно в области культуры, редко приводят к положительным результатам. Конечно, создание этно-графического музея – дело благое. Другой вопрос, кто и как будет его создавать. Безусловно, у нас в городе есть очень компетентные специалисты в этой области. Однако сомневаюсь, что к их мнению будут прислушиваться. Когда во главу угла ставятся коммерческие и политические задачи, культура традиционно отходит на второй план и ей отводится роль «сопутствующего фона». Даже если данный проект и осуществится, то, скорее всего, на первом месте в нем будут стоять разного рода боулинги, торговые центры, рестораны и яхт-клубы. Хотя рядом с действующими храмами Рязанского кремля такое соседство будет выглядеть довольно сомнительно. Но они приносят большую прибыль, так что о приоритете и говорить нечего. Возможно, было бы продуктивнее изыскать средства на поддержку и развитие уже имеющегося культурного наследия региона, чем создавать очередную дорогостоящую «потемкинскую деревню». Если проект будет окончательно утвержден на уровне регионального правительства, с конкретными этапами и сроками их реализации, он, на мой взгляд, должен быть вынесен на общественное обсуждение.



Метки: туризм, Трубеж, инвестиции, Вячеслав Коростылёв, Вячеслав Макаров, история


Поиск

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

13.04.2024 09:58
Переданы в суд дела о мошенничестве при закупке коммунальной техники в Рязани

12.04.2024 16:36
Руководителем МУП «РМПТС» стал Денис Гаврилов

12.04.2024 14:17
В Рязани число камер для системы «Безопасный город» увеличат до 1500

12.04.2024 10:18
И.о. ректора РГУ стала Лариса Лазуткина

12.04.2024 09:15
В «Метропарке» построят школу для 3 тысяч учеников

11.04.2024 16:48
В Рязани стартовало предварительное голосование «Единой России» по довыборам в облдуму

11.04.2024 15:32
Автобусный маршрут «Рязань–Домодедово» возобновят 15 мая

11.04.2024 15:12
Рязанское МУП «УРТ» объявило закупку запчастей на 114,8 миллиона рублей

11.04.2024 14:57
Музыкальный театр Рязани отремонтируют в 2024 году

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30