По-варварски |
24.02.2010 |
---|
Создатели спектакля «Жадный Джамба» сыграли с классической трагедией «Скупой рыцарь» странную шутку, приоткрыв глаза зрителю на то, каким в их представлении является творчество Пушкина.
Место действия трагедии перенеслось в далёкую Африку, где под звонкий стук барабана развернулась фантасмагория человеческих жизней. По мнению создателей данной версии «Скупого рыцаря» Дениса Ширко и Ильи Дель, её вполне можно назвать «варварской». Впрочем, и простые зрители, и признанные знатоки Пушкина отнеслись к ней с нескрываемой теплотой.
За день до премьеры в Рязани Илья Дель и его семья, которая напрямую ассоциируется со Скопинским молодёжным театром «Предел», рассказали о новом для рязанцев спектакле.
— Илья, расскажи, как создавался спектакль?
— С этим материалом я уже давно работаю, ещё со времён когда был студентом ГИТИСа, это 2003-2004 годы. Папа мне привёз барабан, я учился на нём играть, и мы сделали «Скупого рыцаря». Потом мы этот спектакль забросили, потому что были другие занятия. Совсем недавно мы с другом Денисом Ширко (режиссёром из Санкт-Петербурга, артистом, сценаристом) сидели на кухне и думали, что бы такого сделать. Тут я вспомнил, что читаю Пушкина под барабан. Через три дня был фестиваль «Монокль» в Петербурге. Мы уехали в Скопин, три дня порепетировали, потом вернулись, показали спектакль на фестивале и победили. В принципе тогда жизнь этого спектакля и началась.
— Как принимают спектакль в других городах?
— Спектакль направлен больше на молодёжь — ей легче его воспринимать, потому что там ритмы, современная музыка. Спектакль приобретает клубную атмосферу и играется в клубах.
— Почему тогда в Рязани выбрали классическое помещение камерного зала филармонии?
Илья Дель: Мы не выбирали: куда пригласили — туда и приехали.
Владимир Дель: Слава Богу, что в камерном зале Рязанской филармонии нам позволили показать спектакль. Получается, зал вписался в программу молодёжного театра.
Ирина Дель: У нас есть дружеское соглашение с камерным залом Рязанской филармонии, директору которой мы очень благодарны. Нам предложили хотя бы раз в месяц показывать здесь какой-нибудь спектакль, «Джамба» — это уже третий. Илья — это вроде как наш ученик.
— На афишах «Джамбы» говорится, что спектакль сделан в эстетике «раста». Это из-за барабанов?
Илья Дель: Мы зацепились за африканские корни Пушкина. Ганнибал родом из Эритреи, сейчас там Пушкину, кстати, поставили памятник, в Эфиопии он — национальный герой. И сомалийские пираты, которые сейчас там воюют, это в какой-то степени как раз тема «Скупого рыцаря».
Владимир Дель: Мне кажется, что в пушкинском тексте трагедии есть бешенный темперамент поэта, есть его гений, который позволяет с его произведениями обращаться очень смело, то есть оно принимает новаторство. То, что мы делали с Моцартом и Сальери, — этого не ожидал никто: когда Моцарта играл восьмилетний мальчик, а Сальери был взрослым. К слову, Чехова сложнее перекручивать и играть под барабаны.
Илья Дель: Я вот недавно вернулся из Пскова. Там проходит единственный пушкинский фестиваль, куда привозят спектакли со всей России, там собирались серьёзные пушкинисты, начитанные, с бакенбардами… Они «Джамбу» приняли. То есть даже такая варварская версия обращения с вольным классическим материалом настоящими пушкинистами принимается.
— Илья, все в школе читали Пушкина, и у каждого в сознании сформировался свой образ поэта. У тебя было так же?
— Я уже в 7 лет знал наизусть все «Маленькие трагедии». Для меня, там, где Пушкин, — там всегда невероятное хулиганство. Потому что иначе — скучно.
— На твой взгляд, у Пушкина нет скучных произведений?
— Нет. Таких, как, например, у Островского…
— Как ты думаешь, зрители переосмысливают Пушкин во время «Джамбы»?
— Я хотел бы на это надеяться. Потому что это, скорее, зрелище для эстетов, которые знают Пушкина хорошо, то есть понимают, о чём речь.
— Форма моноспектакля был выбран не случайно? Ты не хочешь пустить на сцену кого-то ещё или есть какие-то другие причины?
— Ну почему же… Сейчас мы делаем версию, чтобы в мае повезти её в Париж. Понятно, что этот спектакль сделан больше с посылом на Восток, здесь ещё мало африканского колорита, а вот на Западе это будет спектакль уже с настоящими африканскими барабанщиками. И мы выводим на сцену ещё одного парня — маленького Алекса, с маленьким барабанчиком. И будем разыгрывать эту историю уже на двоих.
— А почему был выбран второй человек, настолько отличающийся от тебя?
Илья Дель: Во-первых, он замечательный артист. Во-вторых, он владеет французским языком, а нам этот спектакль надо будет играть на французском, мне тоже надо будет овладеть. В-третьих, мне кажется интересно, когда есть большой Джамба и маленький Джамба.
Владимир Дель: Раньше Илья играл этот спектакль в форме мощной чёткой трагедии, и там сочувствуешь героям. А сейчас Илья приобрёл много разных умений — танцевальных, артистических, и ему действительно в этом спектакле становится тесно. А с другой стороны, спектакли сегодня тяготеют к внешней форме, призывая посмотреть визуальный театр, то есть картинку.
Илья Дель: Вот ты спрашивал, хотел бы я, чтобы зритель что-то переосмыслил и пережил… В данной версии, может, и нет, но хотелось бы, чтобы он вошёл в этот ритм, вместе со мной искупался бы в этом материале.
Владимир Дель: Когда возникает внешняя форма, она требует какого-то знака, символа — понятного, яркого. Участие этого карлика — есть знак, символ. Всё это вырастает в метафору: кто есть кто из нас в этом мире, кто более благополучен.
Ирина Дель: По-моему, в спектакле появился ещё некий налёт межнациональности, глобальности сегодняшнего мира, фантасмагории человеческой первобытности.
Владимир Дель: Я бы даже сказал — Вавилон. Восток, Запад, сегодня, вчера — всё перемешивается.
Илья Дель: Трагедия заканчивается, а мы в конце танцуем, — это говорит о том, что мы перестали видеть, что творится на самом деле. Грубо говоря, мы танцуем в клубе, а в это время умирает мама.
Метки: театр «Предел», Илья Дель, Владимир Дель, Ирина Дель
27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах
27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей
26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова
26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения
26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя
26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»
26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая
25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»
25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции
25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта
25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью
25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали
25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе
25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города
24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей
24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения
24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок
24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова
24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств
24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона
23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога
23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя
23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года
23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют
22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани