18+ 
ЧЕТВЕРГ
21.09.2017 
Поиск

20.09.2017 18:12
В рязанской исправительной колонии запустили научный эксперимент (фото)

20.09.2017 16:07
Владимир Путин предложил избранным губернаторам открыто формировать команды (фото)

20.09.2017 15:20
Смотри там, где хочется: ТТК запускает услугу «Мультискрин» (фото)

20.09.2017 14:30
Депутатам Рязгордумы объяснили, почему ЖК «Метропарк» должен иметь такое название (фото)

20.09.2017 13:39
Депутаты Рязгордумы решали, как назвать безымянное шоссе в районе Мервино (фото)

20.09.2017 13:14
Для пользователей платных парковок в Рязани введут систему абонементов (фото)

20.09.2017 10:36
В Рязани открылся Центр детского развития современного формата «Новые горизонты» (фото)

20.09.2017 10:20
Сбербанк: Пресечена деятельность мошеннического call-центра (фото)

20.09.2017 10:05
РЭСК вошла в десятку лучших энергосбытовых компаний России (фото)

20.09.2017 09:16
«Ауди Сервис Рязань»: Годовое техобслуживание или зимние колёса в подарок покупателям (фото)

19.09.2017 17:50
Олег Ковалёв назначен сенатором от Рязанской области (фото)

19.09.2017 17:43
В Рязани вынесли приговор бывшему сотруднику управления капитального строительства (фото)

19.09.2017 16:37
Остаётся неизвестной судьба представительства правительства Рязанской области

19.09.2017 15:26
Сформирована и озвучена новая команда правительства Рязанской области (фото)

19.09.2017 14:40
Вице-губернатор Рязанской области Сергей Филимонов стал зампредом регионального правительства (фото)

19.09.2017 13:39
Михаил Михайлов: «Северная компания» открывает ворота в Мещеру» (фото)

19.09.2017 12:54
Вице-губернатором Рязанской области стал Игорь Греков (фото)

19.09.2017 10:03
Вступили в силу первые изменения в структуре органов власти Рязанской области

19.09.2017 09:12
Слушания по правилам застройки Солотчи перенесли в помещение побольше

18.09.2017 20:58
В администрации Рязани начались кадровые перестановки (фото)

18.09.2017 17:10
Николай Любимов официально вступил в должность губернатора Рязанской области (фото)

18.09.2017 14:45
«МегаФон» представил госсектору новые цифровые разработки (фото)

18.09.2017 13:57
В Рязани оспаривается реклама с изображением Михаила Галустяна

18.09.2017 13:24
Под Рязанью прошёл XXIX автокросс «День урожая» (фото)

18.09.2017 12:34
Дмитрий Андреев обратился за помощью к Владимиру Путину, Валентине Матвиенко и Юрию Чайке (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2017   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Медиакратия

Регион

В нашей области живут потомки древней шумерской цивилизации

07.09.2015

На территории Рязанской области проживает примерно 150 семей езидов.

В области насчитывается 30 национальных общественных организаций, объединений и национально-культурных автономий. Одна из самых малочисленных национальностей, проживающих на территории региона, — езиды. Мало кому известно, что езиды — прямые потомки древней шумерской цивилизации, возникшей в южной Месопотамии примерно в IV тысячелетии до нашей эры.

Дошедшие до нас сведения о шумерах очень скупы, их традиции, вероучение окутаны тайной, а крошечные остатки материального наследия с трудом поз­воляют пролить свет на одну из самых ранних культур человечества. И тем интереснее для меня была встреча с одним из далеких потомков шумеров, возглавляющим культурный центр «Езиды» в Рязани, Гасаном Тосуновичем Алояном

Небольшой чистый кабинет, аскетическая обстановка, над столом герб Российской Федерации, на стене картина с изображением культового сооружения, увенчанного остроконечными куполами.
— Это наша главная святыня — храм Солнца в Лалеше, на севере Ирака, где находится историческая родина езидов, — перехватывает мой взгляд Гасан Тосунович. И вручает мне свою визитную карточку, где в правом углу вписано в круг изображение павлина. Хвост птицы напоминает расходящиеся в сторону лучи. Символика езидов вобрала в себя элементы древнего вероучения зороастризма, последователи которого поклонялись свету и огню. А в образе павлина изображается верховный ангел. Как и христиане, езиды молятся единому Богу-творцу.

— Сейчас священный Лалеш и все проживающие в Ираке езиды находятся под угрозой, исходящей от экстремистской организации Игил, — рассказывает Алоян. — Святыню охраняют отряды самообороны и миротворцы, но мы все очень переживаем. Четыре года назад я совершил паломничество в святые места и счастлив, что собственными глазами увидел храм, построенный нашими предками.

— Гасан Тосунович, известно ли вам, как езиды попали на территорию Рязанской области?
— Большинство представителей нашего народа приехало в область из Армении. Помните, в 1988 году там произошло страшное землетрясение. Многие общины езидов пострадали, и русские люди, пришедшие на помощь братской Армении, пригласили езидов перебраться в более благополучные республики и регионы Советского Союза. Так большинство из нас оказалось в Нижегородской, Тверской, Ярославской, Московской областях, Краснодарском крае. Гостеприимно приняла нас и Рязанская область, где мы не встретили никаких межнациональных трений. Что же касается миграции езидов в Армению и Грузию из регионов Ближнего Востока, то она имеет многовековую историю. История эта большей частью трагическая, связанная с гонениями на езидов со стороны радикальных исламистов, попыткой провести насильственную исламизацию наших общин. Мы вынуждены были покинуть территории исконного проживания, чтобы сохранить свой народ, религию, культуру. В Советском Союзе мы ничем не отличались от представителей других национальностей, учились, работали, защищали страну, воевали в Великую Отечественную. В моей семье хранится ценная реликвия — наградной пистолет от маршала Георгия Жукова, подаренный полководцем одному из родственников за боевые заслуги.

— Какова численность езидов в Рязанской области? Слышал, что в их среде сильно развита клановость, а браки с представителями других национальностей не поощряются.
— В области проживает примерно 120–150 семей езидов, в основном выходцы из Армении, Грузии. Больше всего — в муниципальных районах. Но семья в нашем понимании — это не три–пять человек, а намного больше, в нее входят близкие и дальние родственники. Так что если говорить об общей численности, то она может доходить до пяти тысяч человек. Мы еще только начинаем заниматься переписью. Какого-то единого уклада жизни нет, люди работают во всех сферах — и в промышленности, и в сельском хозяйстве, есть служащие банков, юристы, спортсмены. Кстати, среди спортсменов выдающихся результатов добился Паша Авдалян — чемпион мира, двукратный чемпион Европы, четырехкратный чемпион России по кикбоксингу. Сейчас тренирует молодежь, а скоро у него свадьба, и весь обряд бракосочетания мы будем проводить по нашей древней традиции.

В семье езидов развит культ старейшин. Но таких ограничений, чтобы сочетались браком только внутри общины, у нас нет, эти пережитки прошлого давно забыты. Как говорится, сердцу не прикажешь. Здесь, в нашем культурном центре, мы не только встречаемся, общаемся, проводим досуг, но и оказываем всяческую поддержку землякам, когда она требуется. В этом году команда езидов выиграла межнациональный турнир по футболу «Мяч добра».

По словам Гасана Алояна, местные езиды полностью адаптировались в нашем обществе. Они свободно говорят на русском языке и ничем не отличаются от коренных рязанцев, разве что восточной внешностью. Культовых сооружений и мест в Рязанской области у них нет. Многие езиды ходят в православные храмы, имея на то благословение священнослужителей, хотя и остаются некрещеными. Свое древнее вероучение езиды передают из уст в уста, из поколения в поколение, поэтому так важно для них знать родной язык — эздики, который принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Дело в том, что письменных религиозных текстов у езидов очень мало. Имеющиеся священные книги хранятся на севере Ирака, в Лалеше. Поэтому непосвященному трудно проникнуть в смысл вероучения. Однако доброжелательность, терпимость к другим этносам и конфессиям пронизывают всю культуру потомков древних шумеров. Среди их молитв есть и такая: «Боже, сперва дай счастья и благо 72 народам, а потом нам, езидам». Это обращение к Всевышнему исходит из представления о том, что, когда езиды пришли в мир, уже существовало 72 народа.

Гасан Тосунович поведал мне, что человеку из их общины, который сделал что-то хорошее и доброе, принято говорить: «Ты как джамер», то есть шумер. Культ предков связан с представлением об их чистоте, праведности, веротерпимости. Сейчас Гасан Тосунович работает над книгой по истории и культуре езидов, в ней будет представлен и алфавит их древнего языка.

Община езидов входит в ассоциацию народов Рязанской области. От Губернатора области ей вручена медаль «Милосердие» за благотворительную деятельность.

Поговорив по душам с моим собеседником, я, конечно, не мог не спросить его о том, какие преимущества он видит в многонациональном государстве. Алояну, как представителю малой народности, рассуждать на эту тему было легко.
— Ты знаешь, я на собственном опыте понял одно. Когда много народов живет вместе, они берут друг у друга все самое лучшее. Кто-то обладает терпением, кто-то кипучей энергией, кто-то упорством в достижении цели, одни спокойны и сосредоточенны, другие подвижны и темпераментны, а вместе они — это и есть гармония. У одних можно поучиться уважению к старшим, у других — гостеприимству, у третьих — щедрости и альтруизму. В Армении, если ты придешь в дом и постучишь в дверь, тебя обязательно примут как гостя. Если что-то случилось, они с тобой переживают, как будто у них горе. Если у тебя радость, они разделят ее, как близкие люди. Добрая черта. И мы, езиды, многому у армян научились за всю историю совместного проживания. Российская культура интернациональна. Она не подавляет традиции других национальностей, а вбирает их в себя, как земля впитывает воду, и создает культуру наднациональную, предназначение которой — быть двигателем развития цивилизации. Я узнал что-то от других, принял это и сделал своим. Он получил что-то от меня, впитал и живет с этим дальше. А все вместе мы стали богаче, я так понимаю. Поэтому развитие многонационального государства происходит всегда быстрее. Но многое зависит от того, какая национальность является государствообразующей. Русские сохраняют свою культурную традицию. И благодаря этому обеспечивают неприкосновенность культур других национальностей. К примеру, нам, езидам, не нужно искать какую-то территорию, чтобы всем воссоединиться. Мы уже дома.

Дмитрий Соколов



Метки: история


Социальные комментарии Cackle