Подробности

Деньги

Пристегните ремни

23.03.2018

Зампред правления, куратор направления безопасности Сбербанка Станислав Кузнецов — об элементарной киберзащите.

Киберпреступность в первую очередь ассоциируют с хакерами, которые могут взломать IT-систему любой сложности. Но на самом деле взламывают чаще не машину, а человека. Около 80% попыток мошенничества (фрода), который мы фиксируем в банке, приходится на так называемую социальную инженерию. Новые «инженеры человеческих душ» используют простые, но эффективные способы манипуляции, под воздействием которых люди собственными руками отдают свои деньги. Расскажу о некоторых типичных схемах, возможно, эта информация поможет кому-то защитить себя от мошенников.

В группе риска граждане с высоким уровнем доверчивости, которые не задумываются о кибербезопасности. Когда такой человек получает СМС якобы от банка, в котором говорится, к примеру, что его карта заблокирована, он первым делом звонит по указанному в сообщении телефону. И попадает под психологическое воздействие профессионала на той стороне линии. В результате он выполняет полученные по телефону инструкции и сам переводит деньги преступникам.

Чуть сложнее схема, которую используют на сайтах объявлений. Клиент находит информацию о продаже интересующего его товара «по очень заманчивой цене». Однако при этом «продавец» просит перечислить ему аванс с карты на карту. После перевода мошенник, естественно, исчезает. А вернуть средства в таких случаях можно только по решению суда.

По этому сценарию мошенники «продают» что угодно: от шубы до трактора. Поскольку в подобных случаях люди сами со своих собственных устройств переводят деньги преступникам, даже продвинутой системе фрод-мониторинга сложно оценить проведенную операцию как подозрительную. Более того, когда банк подозревает неладное и звонит клиенту, чтобы предупредить его, это не всегда решает проблему. Многие клиенты так глубоко попадают под обаяние мошенников, что отмахиваются от предупреждений банка и подтверждают операцию.

Есть киберпреступные группы с узкой специализацией: например, псевдоброкеры, которые сначала уводят деньги у игроков на рынке, а потом связываются с ними под видом отдела по контролю финансовых активов и предлагают вернуть потерянные средства. Для этого они просят внести депозит на счет или заполнить анкету, а для этого нужно обязательно войти в интернет-банк, продемонстрировав свои пароли и логины мошенникам. Дальнейшее развитие событий, думаю, очевидно.

За прошедший год принципиально новых схем кибермошенничества практически не появилось. Вскрылись только новые, более замысловатые предлоги выуживания средств. Если раньше злоумышленник представлялся попавшим в беду родственником, которому срочно нужны деньги для урегулирования проблем, то сейчас преступник зачастую предлагает дешево купить биткоины. Кстати, криптовалютный бум вызвал всплеск махинаторства в этой сфере: доверчивых покупателей обманывают и с помощью мошеннических обменных площадок, и при продаже «с рук», то есть при переводе с карты на карту.

Объектами кибермошенников сегодня становятся не только частные, но и корпоративные клиенты банков. Недавно в одну из торговых компаний позвонил человек, представившийся сотрудником банка, и предложил удаленно обновить программное обеспечение терминалов. Хорошо, что клиенты перезвонили в банк, чтобы перепроверить информацию. В противном случае компания потеряла бы свои деньги.

Мы сталкиваемся с тысячами попыток мошенничества с использованием инструментов социальной инженерии в неделю. Системы фрод-мониторинга позволяют фиксировать подавляющее большинство подозрительных операций в режиме онлайн. Например, если пожилая женщина, которая живет в Саратове, вдруг оказывается во Владивостоке и хочет закрыть свой счет и получить деньги, это представляется нам весьма подозрительным, и мы берем такие операции под особый контроль. Однако это решает проблему лишь частично. Здесь уместна аналогия с автомобильной индустрией: производитель снабжает клиента ремнем безопасности, но пристегивать его во время движения должен сам водитель.

Отдельно необходимо упомянуть о вирусном заражении телефонов. Вредоносное ПО на смартфонах — по нашей статистике, это вторая по масштабу киберугроза после социальной инженерии. Особенно это касается наиболее популярной платформы — Android. Заражение телефона вредоносной программой может произойти при переходе по ссылке в сообщении, при открытии фотографии и просто при серфинге в интернете. Вредоносы без участия клиента направляют СМС-команды на перевод, перехватывают СМС с кодом подтверждения и автоматически пересылают их в банк. При этом вирус может скрывать СМС-сообщения от владельца телефона. Чтобы снять деньги со счета, атакующим не надо знать ни номера карт, ни логины, ни пароли: только баланс, который они всегда могут получить, отправив СМС-запрос в банк. Причем современные вирусы идут в ногу со временем и ориентируются на самые модные сервисы. К примеру, они умеют рисовать в телефоне окна, схожие с самыми популярными сайтами, с их помощью перехватывать данные карты и затем привязывать ее к мобильному платежному сервису. После этого мошеннику не составляет никакого труда воспользоваться чужим электронным кошельком.

Решить проблемы с вредоносными программами помогает мобильное банковское приложение со встроенной антивирусной защитой. Как же бороться со взломом человека? Это одновременно и просто, и сложно. Просто — потому, что правила кибербезопасности хорошо известны: не сообщать никому и никогда свои конфиденциальные данные, не переходить по ссылкам с незнакомых ресурсов, использовать только официальные приложения — и так далее. Сложно — потому, что одно дело знать правила, и совсем другое их соблюдать. Это вопрос культуры кибербезопасности: на уровне человека, семьи, организации и общества в целом. А вот как ее повысить — тема для отдельного разговора. Впрочем, надеюсь, что этот небольшой монолог внесет свой вклад в нашу общую киберкультуру и кому-нибудь позволит увидеть свои риски прежде, чем они реализуются в реальности.



Метки: банки


Поиск

21:49
Николай Любимов выехал на лесной пожар в Рыбновском районе

17:58
Угрозы перехода огня на населённые пункты в Рыбновском районе нет

16:45
Ростелеком: Стартовал конкурс добрых дел «Классно быть хорошим»

16:40
Состав участников фестиваля «Нашествие» полностью укомплектован

13:52
На АМК «Рязанский» вновь проводят выемку документов

11:58
К концу лета сделают альтернативную дорогу к музею-заповеднику Сергея Есенина

11:05
Минобрнауки РФ подтвердило аттестацию кандидатов на пост ректора РГРТУ

09:26
«ИнтерАвто» предлагает рязанцам Volkswagen Polo Connect с выгодой до 165 тысяч рублей

24.06.2019 16:04
Абонентам МегаФона доступен кэшбэк в 100%

24.06.2019 15:30
РязГМУ выпустил в свет 22 отличника из 400 лечащих врачей

24.06.2019 14:39
VELLCOM group наполняет дворы своих домов уютом

23.06.2019 13:12
Выпускникам Рязанского училища ВДВ вручили дипломы

22.06.2019 16:21
Лесной пожар на полигоне в Сельцах локализовали

22.06.2019 15:32
Tele2 строит сеть быстрее всех в отрасли

22.06.2019 12:58
В Рязани прошла акция «Горсть памяти»

21.06.2019 17:18
На реконструкцию торговых рядов Касимова предусмотрено ещё 100 миллионов рублей

21.06.2019 16:42
Ауди Центр Рязань поздравил жителей «Нового Сёмкино» с Днём посёлка

21.06.2019 16:18
Сбербанк: Средства корпоративных клиентов защищает интеллектуальная система мониторинга киберугроз

21.06.2019 15:58
Федеральные эксперты ОНФ оценили благоустройство парка Рязани

21.06.2019 15:24
Администрация Рязанского района возложила ответственность за перебои с водой в Варских на самих жителей

21.06.2019 15:13
Ростелеком: Определены призёры федерального этапа конкурса «Вместе в цифровое будущее»

21.06.2019 14:34
Крупный природный пожар под Рязанью тушат с помощью вертолётов

21.06.2019 12:58
Жители Варских пожаловались на продолжительные перебои с водоснабжением

21.06.2019 10:35
Рязань принимает первый российско-китайский муниципальный форум

20.06.2019 17:37
Сбербанк: Представлено исследование об основных киберугрозах современности

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30