Подробности

Деньги

Пристегните ремни

23.03.2018

Зампред правления, куратор направления безопасности Сбербанка Станислав Кузнецов — об элементарной киберзащите.

Киберпреступность в первую очередь ассоциируют с хакерами, которые могут взломать IT-систему любой сложности. Но на самом деле взламывают чаще не машину, а человека. Около 80% попыток мошенничества (фрода), который мы фиксируем в банке, приходится на так называемую социальную инженерию. Новые «инженеры человеческих душ» используют простые, но эффективные способы манипуляции, под воздействием которых люди собственными руками отдают свои деньги. Расскажу о некоторых типичных схемах, возможно, эта информация поможет кому-то защитить себя от мошенников.

В группе риска граждане с высоким уровнем доверчивости, которые не задумываются о кибербезопасности. Когда такой человек получает СМС якобы от банка, в котором говорится, к примеру, что его карта заблокирована, он первым делом звонит по указанному в сообщении телефону. И попадает под психологическое воздействие профессионала на той стороне линии. В результате он выполняет полученные по телефону инструкции и сам переводит деньги преступникам.

Чуть сложнее схема, которую используют на сайтах объявлений. Клиент находит информацию о продаже интересующего его товара «по очень заманчивой цене». Однако при этом «продавец» просит перечислить ему аванс с карты на карту. После перевода мошенник, естественно, исчезает. А вернуть средства в таких случаях можно только по решению суда.

По этому сценарию мошенники «продают» что угодно: от шубы до трактора. Поскольку в подобных случаях люди сами со своих собственных устройств переводят деньги преступникам, даже продвинутой системе фрод-мониторинга сложно оценить проведенную операцию как подозрительную. Более того, когда банк подозревает неладное и звонит клиенту, чтобы предупредить его, это не всегда решает проблему. Многие клиенты так глубоко попадают под обаяние мошенников, что отмахиваются от предупреждений банка и подтверждают операцию.

Есть киберпреступные группы с узкой специализацией: например, псевдоброкеры, которые сначала уводят деньги у игроков на рынке, а потом связываются с ними под видом отдела по контролю финансовых активов и предлагают вернуть потерянные средства. Для этого они просят внести депозит на счет или заполнить анкету, а для этого нужно обязательно войти в интернет-банк, продемонстрировав свои пароли и логины мошенникам. Дальнейшее развитие событий, думаю, очевидно.

За прошедший год принципиально новых схем кибермошенничества практически не появилось. Вскрылись только новые, более замысловатые предлоги выуживания средств. Если раньше злоумышленник представлялся попавшим в беду родственником, которому срочно нужны деньги для урегулирования проблем, то сейчас преступник зачастую предлагает дешево купить биткоины. Кстати, криптовалютный бум вызвал всплеск махинаторства в этой сфере: доверчивых покупателей обманывают и с помощью мошеннических обменных площадок, и при продаже «с рук», то есть при переводе с карты на карту.

Объектами кибермошенников сегодня становятся не только частные, но и корпоративные клиенты банков. Недавно в одну из торговых компаний позвонил человек, представившийся сотрудником банка, и предложил удаленно обновить программное обеспечение терминалов. Хорошо, что клиенты перезвонили в банк, чтобы перепроверить информацию. В противном случае компания потеряла бы свои деньги.

Мы сталкиваемся с тысячами попыток мошенничества с использованием инструментов социальной инженерии в неделю. Системы фрод-мониторинга позволяют фиксировать подавляющее большинство подозрительных операций в режиме онлайн. Например, если пожилая женщина, которая живет в Саратове, вдруг оказывается во Владивостоке и хочет закрыть свой счет и получить деньги, это представляется нам весьма подозрительным, и мы берем такие операции под особый контроль. Однако это решает проблему лишь частично. Здесь уместна аналогия с автомобильной индустрией: производитель снабжает клиента ремнем безопасности, но пристегивать его во время движения должен сам водитель.

Отдельно необходимо упомянуть о вирусном заражении телефонов. Вредоносное ПО на смартфонах — по нашей статистике, это вторая по масштабу киберугроза после социальной инженерии. Особенно это касается наиболее популярной платформы — Android. Заражение телефона вредоносной программой может произойти при переходе по ссылке в сообщении, при открытии фотографии и просто при серфинге в интернете. Вредоносы без участия клиента направляют СМС-команды на перевод, перехватывают СМС с кодом подтверждения и автоматически пересылают их в банк. При этом вирус может скрывать СМС-сообщения от владельца телефона. Чтобы снять деньги со счета, атакующим не надо знать ни номера карт, ни логины, ни пароли: только баланс, который они всегда могут получить, отправив СМС-запрос в банк. Причем современные вирусы идут в ногу со временем и ориентируются на самые модные сервисы. К примеру, они умеют рисовать в телефоне окна, схожие с самыми популярными сайтами, с их помощью перехватывать данные карты и затем привязывать ее к мобильному платежному сервису. После этого мошеннику не составляет никакого труда воспользоваться чужим электронным кошельком.

Решить проблемы с вредоносными программами помогает мобильное банковское приложение со встроенной антивирусной защитой. Как же бороться со взломом человека? Это одновременно и просто, и сложно. Просто — потому, что правила кибербезопасности хорошо известны: не сообщать никому и никогда свои конфиденциальные данные, не переходить по ссылкам с незнакомых ресурсов, использовать только официальные приложения — и так далее. Сложно — потому, что одно дело знать правила, и совсем другое их соблюдать. Это вопрос культуры кибербезопасности: на уровне человека, семьи, организации и общества в целом. А вот как ее повысить — тема для отдельного разговора. Впрочем, надеюсь, что этот небольшой монолог внесет свой вклад в нашу общую киберкультуру и кому-нибудь позволит увидеть свои риски прежде, чем они реализуются в реальности.



Метки: банки


Поиск

17:24
Начальник управления транспорта Рязани покинул свой пост

15:25
Крупный пожар в Рязани локализовали

14:09
На тушение крупного пожара в Рязани направлены дополнительные расчёты

12:15
В сентября рязанцы потеряли в доходах

11.11.2018 18:49
Рязанская область поставила новый рекорд по числу участников Географического диктанта

10.11.2018 17:30
В рязанском Лесопарке появится горка за 800 тысяч рублей

10.11.2018 15:48
Рязанское училище ВДВ начало праздновать столетие

09.11.2018 22:16
Рязанец Андрей Канаев выиграл молодёжное первенство Европы по тхэквондо

09.11.2018 17:36
Рязанская полиция отметила свой праздник

09.11.2018 16:11
Tele2 сфокусируется на продажах 4G-устройств

09.11.2018 13:36
В 2019 году на «Дикой Мяте» рязанцы смогут послушать Басту и «Мумий Тролля»

09.11.2018 12:55
Рязань может стать местом проведения чемпионата Европы по воздухоплаванию в 2021 году

09.11.2018 11:56
Рязанские производители молока отличились на «Золотой осени – 2018»

09.11.2018 10:40
Рязанцам предложили «однодвушки» и «двутрёшки»

08.11.2018 17:43
Рязанская «Единая Россия» обновила политсовет

08.11.2018 15:20
Здание бывшего «Детского мира» в Рязани закрывать не планируют

08.11.2018 14:50
В Рязанской НПК прошла церемония посвящения молодых специалистов в нефтяники

08.11.2018 13:53
«Автоимпорт»: Рязанцам представили городской кроссовер LADA XRAY Cross

08.11.2018 13:08
Сбербанк: Компания в свой день рождения устроит клиентам «Зелёный день»

08.11.2018 11:40
Здание бывшего «Детского мира» в Рязани могут закрыть из-за нарушений пожарной безопасности

08.11.2018 10:18
Китайцы заинтересовались рязанскими роботами и беспилотниками

07.11.2018 16:13
В Рязани выступит «Рекорд Оркестр»

07.11.2018 12:57
Рязанцы не гнушаются банкротиться

07.11.2018 11:56
Рязанцы уже успели заплатить налоги на 820 миллионов рублей

07.11.2018 10:45
Десять рязанских банков подняли ставки по ипотеке

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30