До мая 2008 года на участке Гуреевский — Голованова Дача еще сохранялось пассажирское сообщение. Чуть ли не последняя пассажирская узкоколейка, принадлежащая РЖД, продолжала возить людей.
Два или даже один раз в неделю — но оно было. В мае прошлого года поезд был отменен. Я, пожалуй, оставлю бесплодные попытки сохранять хронологию, и буду оформлять отчёты по мере готовности. Иначе ничего не получится.
Итак, краткий рассказ об очередной сумасшедшей поездке. Эти выходные было решено посвятить узкоколейке. Когда на неделе я планировал маршрут, я собирался в Васильевский Мох. Но неделя была замороченная, в субботу куда-то срываться сил не было никаких - поэтому мы с Пашкой синхронно забили на субботу, и решили метнуться куда-нибудь одним днем, в воскресенье. И для однодневной поездки была выбрана Голованова Дача. Надо сказать, мы не ошиблись в выборе.
Ну или так: в последнее время всё, что мы ни затеваем - получается на пять. Это настораживает :) Ну да неважно. Вообще, потрясающее ощущение, когда ты можешь проснуться утром, и подумать: "А куда бы смотаться?". Решить смотаться за 250км, взять ключи от машины и рвануть. Кайф.
В общем, Голованова Дача. Наверное, уже баянное место в среде московских кэшеров и им сочувствующих... Но, наверное, все равно стоит рассказать - пусть будет.
Еще 10-15 лет назад сравнительно недалеко от Москвы действовала удивительная железная дорога - Мещерская магистраль, последняя крупная узкоколейка, принадлежавшая МПС.
История линии началась в 1893 г, когда для для вывозки леса московским обществом подъездных путей была сооружена временная Ока-Пенкинская линия от берега Оки напротив Рязани до Ласково и далее на восток в район нынешнего Пенкинского кордона. Через несколько лет общество получило дозволение начать строительство линии Рязань-Тума, которая в 1901 г. дошла до Владимира, пересекая всю Мещеру с юга на север.
Долгое время рязано-владимирская линия была единственным транспортом в глухих лесных районах. Эта дорога была воспета Паустовским во многих своих произведениях, стала настоящим символом рязанской Мещеры. После войны были планы перешить линию на широкую колею, но это было сделано только на участке Тумская-Владимир. Самая старая южная часть осталась узкоколейной.
Развитие автотранспорта, сооружение постоянного моста через Оку и асфальтовой дороги Рязань-Клепики-Касимов, нанесли Мещерской магистрали удар, от которого она не смогла уже оправиться. Сначала был отменен пассажирский поезд, а затем линия стала укорачиваться с юга - до Варских, затем до Солотчи. После 1995 г. от Тумы была отрезана и Солотча - с перегона украли рельсы. К 1999 г. все было кончено - рельсы сняты почти на всем протяжении дороги. Остался лишь участок Тумская-Гуреевский и ветка от Гуреевского до Головановой Дачи, так и не имеющей нормальной дороги на "большую землю".
До мая 2008 года на участке Гуреевский - Голованова Дача еще сохранялось пассажирское сообщение. Чуть ли не последняя пассажирская узкоколейка, принадлежащая РЖД, продолжала возить людей. Два или даже один раз в неделю - но оно было. В мае прошлого года поезд был отменен. Головановка осталась практически без связи с внешним миром. Единственная дорога, ведущая в поселок - разбитая лесная колея, проходимая разве что для вездеходов. Если что - даже скорая помощь может не пройти. Не говоря уж о снабжении продуктами. Мобильной связи в поселке нет. Как там до сих пор функционирует электричество - я не знаю. И это даже не глушь сибирская, 250км от Москвы...
Руководство Горьковской железной дороги не планирует, насколько я понял, возобновлять пассажирское движение по этой ветке - путь, как утверждают чиновники, в аварийном состоянии, затраты на поддержание пути и подвижного состава огромные, прибыли никакой, финансирование из областного бюджета отсутствует. А на жителей не такого уж отдаленного поселка, потерявшегося в Мещерских лесах, как всегда у нас... По крайней мере, линию пока, за год, не разобрали, хоть какая-то надежда.
И так бы и остался этот поселок одним из множества деревень и поселков, брошенных жителями и разграбленных мародерами... но Головановке повезло. На разъезде Гуреевский, откуда идет ответвление на Головановку, вот уже более 30 лет живет и работает Сергей Никулин - обходчик, всю жизнь практически отдавший узкоколейке, и не мыслящий себе другой жизни. Человек, который продолжает считать эту ветку своей подопечной.
В свое время, в 70-е - 80-е годы практически каждый работник узкоколеек имел в собственности (ну не в собственности, конечно - они считались служебными) маленькую мотодрезину, т.н. "пионерку" - на такой можно и выезжать на плановые осмотры полотна, и в лес за грибами... Но в конце 80-х, из-за участившихся случаев аварий - столкновений тепловозов с дрезинами - руководство постановило все мотодрезины у сотрудников изъять. И если на промышленых узкоколейках этот указ выполнялся без особого рвения - месяц назад мы в Нелидово видели такую в каждом дворе, но об этом еще будет отдельный рассказ - то на пассажирских подходили более строго. Много пионерок было сдано и отправлено в утиль.
Но Сергей Алексеевич свою пионерку сохранил. Кто же знал, что через два десятка лет она станет единственным транспортным средством на его участке? И вот теперь, когда пассажирское движение на Головановку умерло, Сергей с его мотодрезиной остается единственным, кто способен в любое время года оперативно добраться до поселка. И лишь благодаря ему жизнь в поселке хоть как-то теплится. Сергей исправно возит жителей поселка, насколько я понял - забесплатно или за смешные деньги, и считает это своей работой. Пионерка старая, движок требует замены, взять новый - негде и не на что, но пока она работает - Никулин ездит. Приезжало в прошлом году местное телевидение, делало про него репортаж, а толку? Ему бы новый движок...
Но самое главное, что при всём при этом Сергей - не мрачный, задавленный жизнью депрессивный провинциал, а вполне адекватный дядька, с чувством юмора и азартом, с пониманием относящийся к кэшерам и им сочувствующим, любителям железных дорог и просто охотникам за новыми ощущениями, которых он с удовольствием возит на своей дрезине, иногда делая за выходные по два круга до Головановки. Конечно, москвичи катаются не бесплатно - но по его словам, все равно не окупаются его поездки. Так что все равно на энтузиазме катается. Но надо сказать, что желающих прикоснуться к тому, чего уже практически не осталось, достаточно. Все-таки, благодаря геокэшингу и подобным ресурсам в интернете, все больше интересных мест родного края становится известно тем, кто интересуется. И хоть как-то, пусть стихийно, но внутренний туризм начинает самоорганизовываться, что не может не радовать. Жаль, что я не знал о существовании таких узкоколеек лет десять назад. И где я был год назад, когда в мае месяце был в Рязановке? Если бы подорвался тогда - мог бы успеть на последние поезда из Гуреевского... Но что делать, теперь можно только попытаться представить, как оно здесь было в те годы, когда здесь кипела жизнь, каждый день ходили паровозики.... Для этого нужно позвонить Сергею и договориться о поездке, затем сесть в машину и проехать 250км. По крайней мере, на самый медленный поезд РЖД мы успели попасть в этом году, сколько еще проживет ветка - неизвестно... А в эти выходные нам предстояло еще большее приключение. Поездка по линии, по которой самые медленные поезда уже не ходят.
Все-таки наши поездки в последнее время неудачными не получаются. Почему-не знаю, судьба такой. Даже погода подстраивается под нас.
Я же не знал, что с Сергеем надо договариваться заранее... Уже едучи по трассе, километрах в 100 от Москвы, набираю его номер... подходит его жена, Сергея нет, он уехал в Головановку. А сегодня еще поедет? - Поедет, часа в два. Там с ним договорились кто-то, из Москвы кажется. Вы тоже хотите поехать? - Да, хотим, и как раз часа в два будем у вас. Ну вроде все хорошо, придавливаю газ, ЖПС показывает время прибытия 2:10... Через минут двадцать перезванивает сам Сергей. Вы звонили? - Да, я. Хотели в Головановку доехать сегодня. - А зачем? Вот тут я не сразу нашелся, что ответить... Интересно, потому что.... Сергей говорит, что не сможет нас взять, у него сейчас приезжают пассажиры и мест не будет. Я уже приготовился расстроиться по полной программе - но Сергей сделал мне выговор за то, что я заранее не созвонился, узнал, что нас всего двое и мы уже проезжаем Шатуру, и проворчал "Ну ладно, приезжайте". УРА!!!!!! Как раз к двум часам мы вылетаем по накатанной колее вдоль путей к бывшей платформе Гуреевский, пионерка с прицепленной к ней платформой уже стоит под парами. Пассажирами сегодня компания из Рязани, трое ребят и девушка, таких же приключенцев. Успеваем загнать машину во двор, пошвырять фотоаппарат и камеру в рюкзачок - и прыгаем на импровизированный поезд. Поехали!
Нет, я, конечно, догадывался, что поездка на дрезине - это интересное ощущение. Но не предполагал, что настолько! Под стрекотание мотоциклетного движка маленькая легкая дрезина и прицепленная к ней платформа размером с обеденный стол разгоняется до 50 км/ч, причем весьма шустро. И это несмотря на машиниста с 6-ю пассажирами! И это не лихачество, просто движок от "Днепра" с воздушным охлаждением, чем быстрее едет - тем лучше охлаждается... Нас провожает стоящий на вечном приколе старый снегоочистительный вагон, мы проходим стрелку и уходим на путь в сторону Головановской Дачи. Скрывается за поворотом станция Гуреевский, впереди 25км заброшенной линии. Мама дорогая! На спидометре скорость подползает к 50, а эта конструкция, громыхающая и раскачивающаяся на стыках, не имеет даже нормальных ручек, чтобы держаться! Тот, кто придумал Американские Горки - просто никогда не ездил на дрезине по старой узкоколейке :) Честно говоря, всю дорогу туда я сидел, вцепившись в сиденье, фотографировал дорогу впереди вслепую, с вытянутой вверх руки. Но человек привыкает ко всему, и на обратном пути я в течение всей поездки стоял в полный рост - ну блин, где еще доведется, стоя на раскачивающейся платформе, пролетая по стремным мостикам над ручьями, ощущать как бъет в лицо ветер, пахнущий земляникой, как хлещут по морде ветви кустов, вплотную подступивших к полотну? Сидя неинтересно пролетать под арками из согнувшихся над колеёй берез... Я думал, что самое сильное железнодорожное ощущение - стоять у раскрытой двери заднего тамбура, глядя вниз на убегающие из-под вагона шпалы. Дрезина оказалась сильнее.
Поначалу, первые километры, вокруг нас расстилаются старые и новые вырубки и гари. Километров через десять проезжаем маленький островок жизни - полуживую деревню Сосы. А после неё начинаются сплошные леса. Пахнет соснами, травой и моторным маслом. С левой стороны взлетает шуганутая сова с размахом крыльев в полметра. Километров через несколько с другой стороны тяжело поднимается и ломится куда-то через редколесье журавль... Та самая Мещера, те самые леса. Красивые.
Через полчаса первая и единственная остановка на нашем пути. Пустая деревня Курша 1-я. Всплывает в памяти название Курша... да-да, именно, Это та самая трагическая Курша... Только трагедия произошла в Курше II, это, в 7 километрах отсюда. А здесь, в Курше I, была станция и тоже достаточно крупный поселок, от которого осталось пять-шесть домов. Сейчас все дома стоят пустые, но, по словам Сергея, летом сюда приезжают грибники-ягодники, живут здесь некоторое время. Пусто, тихо, трава по пояс.. остатки станции - "зал ожидания" и станционный двухочковый. Сергей уходит в бывший станционный домик за маслом, у нас есть время побродить по пустому поселку минут десять.
Деревня Сосы (9км)
Остановка в Курше-I
Курша. Брошенные дома.
Курша. Брошенные дома.
Курша. Брошенные дома.
Курша. "Станция".
Ну вот, движок покормлен, двигаемся дальше. Небольшой перегон, пять-семь километров, и мы вылетаем из леса на открытое пространство - поселок Голованова Дача. Когда-то здесь жило довольно много народу, были обширные лесные участки, деревообрабатывающая фабрика... сейчас поселок выглядит пустынным. Хотя домики видно, что обитаемые - за все полчаса пребывания в поселке мы не встретили ни одного человека. Жаль, времени у нас было немного, Сергею не улыбалось торчать там час пока мы будем шариться по окрестностям... Успели только посмотреть разворотный треугольник в тупике, искупаться в местном пруду - мелком, теплом, с песчаным дном... Вообще, атмосфера совершенно особенная в этом месте. Так и чувствуется оторванность от цивилизации - не знаю, то-ли тишиной, то-ли неподвижностью какой-то...
Рельс. Старый.
Поселок Голованова Дача
Маневры "поезда" на развороте.
Заколоченный вокзал.
Пока мы бродили по поселку, Сергей сбегал, проведал свой летний дворец :)), развернул поезд, и мы трогаемся в обратный путь. Но перед тем, как отправиться, мы все-таки упрашиваем его открыть заколоченное здание вокзала. А вокзал здесь был немаленький, ненамного меньше чем в Жарковском. В этом же здании, в другом его крыле, жил начальник станции. Внутри вокзала - разруха, на полу кипами валяются выброшенные из шкафов сборники тарифов на ж/д перевозки, датированные 60-ми годами, журналы регистраций поездов, где я видел записи начала 50-х гг, обломки старой флюгарки... Сергей говорит, что приезжали год или два назад делегация из Переяславского музея, забрали у него очень много - и старые флюгарки от стрелок, и вывеску с вокзала в Головановке, и один из старых вагонов увезли. Конечно, пусть хоть что-то сохранится в музее. Но тем не менее, грустно как-то - даже вокзал без вывески... Рязанцы зачем-то уперли целую пачку старых брошюр и тарелку от уличного фонаря. Зачем она им?
Трогаемся обратно. Времени уже много, поэтому летим быстро и без остановок, до Гуреевского долетаем минут за сорок. Я не ошибся - воздух в лесу действительно пахнет земляникой, не показалось. Я стоял в на задке дрезины и старался надолго сохранить в себе это ощущение полета на фантастической шайтан-машине через лес, когда еще доведется. Не знаю, когда еще удастся прокатиться на чем-то подобном, поэтому мой величайший респект Сергею за то, что он есть и за то, что он делает для всех. Есть такие люди - такие как Никулин, как Красинец, например... энтузиасты. Побольше бы таких...
В Гуреевском мы прощаемся с Сергеем. Спрашиваем - а как зимой, ездите? - Конечно. - А дорогу не заметает? - Ну как... бывает.. Выйдешь, лопатой поработаешь, остальное перед собой пихаешь. А вообще у старого железнодорожника все продумано, у него лежит и специальная рамка, позволяющая ехать по рельсам и на велосипеде, и на мопеде. Говорит, на велосипеде с этой рамой от Курши за полтора часа добирался...
Наблюдаем, как пионерку ставят в гараж. Сергей отказывется от нашей помощи, у них с женой уже процесс отработан до мелочей, два движения - и дрезина уже развернута на 90 градусов и закатывается в сарайчик. Очередное приключение заканчивается.
Сергей Алексеевич и его "Пионерка"
Парковка локомотива
Мы покидаем разъезд Гуреевский со странным ощущением. Сколько еще проживет маленькая, затерявшаяся в лесах железная дорога с одиноким машинистом? Пойдет ли еще когда-нибудь пассажирский поезд по этой колее? - Вряд ли... По крайней мере я постарался увидеть, запомнить, и передать на фотографиях этот кусочек старой жизни, осколок былого величия. Чем я могу помочь умирающей дороге? Не знаю... Даже если три-четыре человека прочитают этот отчет до конца и узнают о ее существовании - наверное, уже хорошо. А мы выезжаем с территории бывшего вокзала и направляемся дальше на восток. У нас в запасе еще полдня прекрасноо теплого летнего воскресенья, было бы обидно не потратить их с пользой. Но об этом - во второй части.
Продолжение следует...
Огромное спасибо за интересные места и за отдельные абзацы отчета, которые я передирал целиком, ибо лучше не скажешь, пользователюaf1461, неутомимому путешественнику и любителю родного края.
Очень интересный материал по теме: http://transphoto2007.livejournal.com/16778.html