Подробности

Блогосфера

Конный завод и усадьба В.Ф. Фон дер Лауница в Каргашино

26.03.2011

Отправляемся в Сасовский район Рязанской области, где недалеко от районного центра находится сразу два уникальных памятника архитектуры — Конный завод и усадьба В.Ф. Фон дер Лауница в посёлке Каргашино.



Сегодня рубрика "Забытые в прошлом" отправляется в Сасовский район Рязанской области, где недалеко от районного центра (город Сасово) находится сразу два уникальных памятника архитектуры Конный завод и усадьба В.Ф. Фон Дер Лауница в поселке Каргашино. С конным заводом в Каргашино связана подлинная трагедия, которую наша страна пережила в начале прошлого века во время гражданской войны и революции. Трагична судьба имения, трагична судьба его владельца – уникальный архитектурный комплекс лежит в руинах, сам барон В. Ф. Фон Дер Лауниц был застрелен революционным террористом, члены его семьи истреблены красными, а могила боевого офицера и государственного деятеля осквернена комиссарами после его смерти.

Это сейчас поселок Каргашино относится к Рязанской области, а еще в XIX веке он входил в состав Елатомского уезда Тамбовской губернии. Той самой, которая гордится одноименными волками и тем, что до последнего сопротивлялась советской власти. И перед тем, как начать смотреть на очередные руины взгляните на портрет Владимира Федоровича и прочитайте краткую историю его жизни.

Владимир Федорович Фон Дер Лауниц родился 10 (23) августа 1855 г. в селе Каргашино Тамбовской губернии. Окончив пажескую школу, он пошел по стопам отца, генерал-майора Федора Федоровича Фон Дер Лауниц, и поступил на военную службу. Служил в Александрийском и Гродненском гусарских полках, в 1877-78 г.г. участвовал в Русско-турецкой войне, где показал себя храбрым офицером. За отличие в делах (делами в то время полит корректно называли активное участие в военных действиях приведших к победе),с турками 3, 4, 5 января 1878 г. награжден орденом Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом, за переход через Балканы – орденом Св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость». По окончании войны добровольно остался служить в освобожденной от османского ига Болгарии. В 1880 г. вернулся в полк, а в 1886-м вышел в отставку в чине полковника.

Выйдя в отставку с военной службы и проживая в Харьковской губернии, В. Ф. Фон Дер Лауниц неоднократно избирался губернским предводителем дворянства и мировым судьей. Будучи председателем губернского земского собрания в Харькове, он проявил себя горячим поборником народного просвещения, боролся за увеличение количества школ и добился повышения ассигнований на школы до 200 000 рублей ежегодно. Принимал активное участие в церковной жизни, участвовал в крестных ходах. В селе Алексеевка Харьковской губернии и своем родном селе Каргашино В. Ф. Фон Дер Лауниц выстроил на свои средства церковноприходские школы и содержал их в дальнейшем также на свои личные средства.

В 1901 г. Владимир Федорович был призван на государственную службу и назначен Архангельским вице-губернатором, а 28 августа 1902 г. стал губернатором Тамбова. На этом посту он постоянно заботился о беднейших слоях населения, не чурался лично посещать дома бедняков. Много занимался благотворительность. В 1904 году, после начала Русско-японской войны, Фон Дер Лауниц подал прошение направить его в действующую армию, но получил от государя ответ, что его способности государственного деятеля нужнее дома. В подчиненной ему Тамбовской губернии он организовал мобилизацию и провел сбор пожертвований для защитников Отечества (причем первым и самым щедрым жертвователем был сам Владимир Федорович). Было собрано 300.000 рублей – громадные деньги по тем временам. Владимир Федорович организовал лазареты для раненых и увечных воинов. Один из этих лазаретов был им организован в своем собственном доме-усадьбе в селе Каргашино. Когда в 1905 году, во время первой русской революции, в Тамбовской губернии начались беспорядки, Владимир Федорович путем решительных и продуманных действий, делая основной упор на увещевание одураченных красными агитаторами крестьян, сумел остановить кровопролитие, предотвратив лишние жертвы. За свою деятельность на посту губернатора Тамбова В. Ф. Фон Дер Лауниц был приговорен революционерами к смертной казни, о чем было объявлено 14 октября 1905 г. в специальной прокламации. Двое его заместителей, вице-губернаторов, были застрелены членами боевой организации эсеров.

Незадолго до этого, в 1903 году, во время торжеств по случаю чествования православного святого Серафима Саровского Владимир Федорович, который был организатором празднества, спас жизнь императрице Александре Федоровне. На нее понесла лошадь, но Фон Дер Лауниц, со свойственной боевому кавалерийском офицеру выучкой и бесстрашием, остановил ее ценой собственной травмы, из-за которой он до конца жизни плохо владел правой рукой.

31 декабря 1905 г. указом императора Владимир Федорович был назначен градоначальником Санкт-Петербурга. По свидетельству очевидцев, к отправлению поезда собралось не менее 600 тамбовских бедняков, желавших проститься со своим заступником и благодетелем. Первейшей своей задачей на новом посту барон видел борьбу с криминальной волной, захлестнувшей город. Он закрыл множество игорных домов и притонов, поставил заслон на пути организованной преступности, беспощадно пресекая попытки взвинчивать цены на продукты питания. Кроме того, при нем 10 мая 1906 года в Таврическом дворце начала работу первая Государственная дума России, были организованы курсы по подготовке брандмейстеров, открыты высшие женские историко-литературные и юридические курсы, был основан Ортопедический клинический институт, на Театральной площади установлен памятник М. И. Глинке, открыта женская гимназия.

К этому моменту на Владимира Федоровича уже было совершено 14 покушений. В списке лиц, приговоренных революционерами к смерти, его имя стояло на третьем месте после имен Императора Николая Александровича и премьер-министра П. А. Столыпина. Друзья, обеспокоенные угрозами террористов в адрес барона, просили его оставить службу и уехать, но он наотрез отказывался: "Я нужен государю". 21 декабря 1906 года, после молебна по случаю освящения храма в честь св. Царицы Александры в Петербургском Институте экспериментальной медицины, Владимир Федорович был застрелен террористом Кудрявцевым прямо на пороге церкви. Своего губернатора провожал в последний путь весь Петербург. По прибытии на родину 27 декабря его останки несколько километров в страшную вьюгу несли на руках крестным ходом его крестьяне. Николай II, потрясенный кончиной Фон Дер Лауница, отправил его супруге телеграмму с соболезнованиями, а также повелел похоронить его в хрустальном гробу, а на могиле поставить трехметровый крест из черного гранита – символ Голгофы.


Средний сын барона, Александр, был произведен Императором в офицерское звание, и после начала Первой мировой войны ушел на фронт, где геройски погиб. Мария Александровна, в девичестве княжна Трубецкая, жена Владимира Федоровича, погибла в Харьковском централе в 1923-24 г. г. (точная дата ее смерти неизвестна). Старший сын Владимир, приговоренный в 1918 г. Лубянским трибуналом по обвинению в монархическом заговоре, бесследно исчез в советских концлагерях. А в 1921 году, несмотря на протесты крестьян, обращенные лично к Ленину, была осквернена могила Фон Дер Лауница, а также могила его геройски павшего в 1914 г. под Люблином сына Александра, тело которого было найдено матерью и перевезено с фронта для перезахоронения в родной земле. Могила барона была раскопана, само тело выброшено, а подаренный Николаем II хрустальный гроб отдали в колхоз – стирать в нем белье, где его позднее и разбили. Руководивший кощунством комиссар Янин, присланный из Петербурга, не постыдился стащить с ног барона сапоги, в которых потом щеголял еще несколько лет. Позднее власти неоднократно пытались снести черный гранитный крест, что стоял на могиле, в том числе и с помощью трактора – на кресте до сих пор видны зазубрины от троса. Но то ли не сильно старались, то ли крест оказался очень прочный.

Конный завод и усадьба В.Ф. Фон дер Лауница в поселке Каргашино



Если баташовский комплекс в Гусь-Железном являл нам пример оригинального соединения классики с псевдоготикой, то в Каргашине классика оказалась изгнанной, в архитектуре полностью возобладала та романтическая средневековая (псевдоготическая) образность, высшие образцы которой на исходе XVIII века дали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.



Если бы мы совершали свое путешествие по Большому Рязанскому кольцу против часовой стрелки, то увидели бы одну из известных построек Баженова в селе Красном Михайловского района. Это – скотный двор, псевдоготический, от которого, возможно, и пошла традиция строить конные дворы в этом экзотическом стиле. Нечто подобное каргашинскому конному двору мы увидим в Старожилове, потом в Кирицах. Четыре громадных двора, и все в духе псевдоготики. Это что-нибудь да значит. Конечно, здесь было известное подражание, создавшее своеобразную традицию, но в основе, видимо, лежало представление, что формы безордерной свободной архитектуры очень подходящи для деловой помещичьей усадьбы. На первом плане был не чопорный аристократизм высокого стиля, а именно нечто родственное органическим формам природы. В каргашинском конном дворе эта особенность выражена очень явно.



Поражает сам размах усадьбы, возникшей в довольно-таки глухом углу, на стыке Рязанской и Тамбовской губерний. К усадьбе ведет от села длинная аллея, от которой под прямым углом вправо отходит дорога прямо к постройкам. Направо от дороги – жилые корпуса, за ними большой пруд, сады, парк. Налево – конный двор. Остальные хозяйственные постройки разбросаны сравнительно далеко друг от друга. Большое количество деревьев придает всему комплексу очень живописный характер. Ансамбль усадьбы заставляет вспомнить Царицыно.



История каргашинской усадьбы, к сожалению, не очень ясна. Известно лишь, что застройка велась в несколько приемов на протяжении чуть ли не всего XIX века. Возможно, поэтому весь комплекс представляет как бы сумму ансамблей. Жилой дом, конный двор – все это ансамбли в ансамбле. Первое впечатление от построек такое, что это рядовые кирпичные сооружения провинциально-вокзального типа, однообразие одноэтажных корпусов которых прерывается там и сям башнеобразными объемами. Но вокзальная архитектура XIX века обычно стандартно безлика. Каргашинский же комплекс – несомненно, незаурядное произведение, навеянное, конечно, баженовскими образцами. Главный корпус конного двора представляет протяженную композицию из трех башенных объемов, соединенных одноэтажными перевязями.



Мощный центральный объем – двухъярусный и увенчан восьмериком, несущим фигурный купол с изящным шпилем. Большим окнам второго яруса и их наличникам придана килевидная форма, которая повторена в верхних частях боковых башен и в примыкающей к главной части одноэтажной постройке. Все остальные проемы, их обрамления, а также многочисленные ложные наличники, кокошники, сандрики, вымперги варьируют готические стрельчатые формы, выложенные в белокаменной технике, что на кирпичном фоне создает богатую живописную игру. Поля разнофигурных фронтонов тоже декорированы геометрическими и растительными выкладками, иногда довольно затейливыми, а на пилястрах угловых башен мы видим ромбы, пересеченные пучками копий, – своеобразную эмблему аристократизма. Завершающие постройку зубцы и фиалы – это не просто детали, но маленькие произведения искусства.



Как бы то ни было, совершенно точно можно сказать, что архитектор (или архитекторы) вдохновлялись лучшими образцами «русской готики». Многочисленные белокаменные детали создавали торжественный настрой, а тянущиеся вверх шпили и башенки придавали постройке легкий и воздушный вид. Художественный стиль, в котором решена усадьба, несколько вычурный, но, возможно, именно это придает ей такое изящество.



К сожалению, за годы советской власти этот архитектурный комплекс был почти разрушен. Полностью не сохранилось ни одного здания. Нет ни малейших известий о том, что когда-либо, пусть в отдаленном будущем, будет начата реставрация усадьбы, или она хотя бы будет признана памятником архитектуры. Даже на фотографиях, сделанных за последние несколько лет, видно, как разрушаются строения. Видимо, еще лет через 10-15 от конного завода Владимира Федоровича Фон Дер Лауница не останется совсем ничего. Часть зданий захватили местные «сквоттеры» под склады сена. Усадебный ансамбль такого размаха и выразительности требует изучения и хотя бы сохранения. Безумно грустно наблюдать свалку мусора в великолепном конном дворе. Такая красота заслуживает большего...



К настощему времени здание претерпело множество обезобразивших переделок, но и даже сегодня здесь ещё есть, чем впечатлиться.

Как добраться?
Двигайтесь по Новорязанскому шоссе М5 почти до Шацка. Примерно за 5 километров до Шацка поверните на дорогу Р-124, ведущую в Касимов. После Сасово ищите указатель направо к селу Фроловское. Увидев указатель - поворачивайте налево на дорогу без указателей. Проехав примерно 4 км вы попадёте в село Каргашино. Руины конезавода будут видны еще с дороги.

Летние фото принадлежат [info]misha_grizli
Зимние фото принадлежат [info]4044415
В составлении поста использована энцеклопедия Вагнера Г.К., Чугунова С.В. "Рязанские достопамятности" М., 1989
__________________________________________

В прошлых выпусках рубрики "Забытые в прошлом"

Храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского
Церковь во имя введения во храм пресвятой Богородицы



Метки: история, Каргашино, Сасовский район


Поиск

12:55
Рязанцы оценили комедию иллюзий нижегородского детского театра

22.11.2024 17:24
«Зелёный сад» строит новый участок дороги в Московском районе

22.11.2024 16:50
И.о. начальника управления энергетики и ЖКХ Рязани назначен Михаил Палачёв

22.11.2024 15:56
Объявлен новый тендер на строительство Южного обхода Рязани

22.11.2024 13:44
Рязанцы выступили против нового проекта застройки микрорайона в районе улицы Совхозной

22.11.2024 13:38
Рязанцы оценили «Приключения Ходжи Насреддина» в исполнении молодёжного театра из Уфы

22.11.2024 12:12
Рязанская область в 2023 году стала лидером по борьбе с нелегальными свалками

22.11.2024 10:53
Рязанским студентам планируют помогать с будущим трудоустройством

21.11.2024 17:58
В Генплан Рязани внесут изменения относительно участка в Дягилево

21.11.2024 15:37
Рязань занесена в Коллекцию брендов регионов России

21.11.2024 14:15
Объявлены тендеры на транспортировку мусора в Рязанской области за 2,7 миллиарда рублей

21.11.2024 12:34
Рязанцы оценили спектакль «Выше ноги от земли» театра драмы из Великого Новгорода

21.11.2024 10:22
В Рязанской области ветер усилится до 27 метров в секунду

20.11.2024 16:44
Рязань передаст в областную собственность спортплощадку на улице Зубковой

20.11.2024 15:35
«Зелёный сад» принял участие в ярмарке вакансий в Рязанском политехе

20.11.2024 14:09
В Пронском и Рязанском районах построят малоэтажные жилые комплексы

20.11.2024 12:54
Рязанцы оценили спектакль кемеровского театра «Земля Эльзы»

20.11.2024 10:48
Не стало рязанского баскетбольного тренера Юрия Панова

20.11.2024 10:02
Мэрия Рязани изымает участок под аварийным домом на улице Баженова

19.11.2024 17:04
Продажи квартир в посёлке «Новая Солотча» стартуют в ближайшее время

19.11.2024 15:08
В Рязани планируют делать операции на открытом сердце

19.11.2024 12:11
В Рязанском театре на Соборной провели фестиваль «Школьной классики»

19.11.2024 10:59
Рязанское УФАС признало незаконным продление мэрией города договора с ООО «Интерстрой»

18.11.2024 17:09
На новогодние подарки рязанским детям-льготникам потратят 22,4 миллиона рублей

18.11.2024 16:08
В Сараях ищут подрядчика для строительства 30 домов для работников сельхозпредприятий

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30