18+ 
ВТОРНИК
16.10.2018 
Поиск

15.10.2018 15:54
Рязаньстат продолжает фиксировать рост зарплаты (фото)

15.10.2018 14:45
Рязанское землячество в Москве готово помогать родной земле (фото)

13.10.2018 18:03
Андрей Савичев покидает свой пост (фото)

13.10.2018 12:08
В Рязани проверили неопознанный торговый объект на улице Черновицкая (фото)

13.10.2018 10:43
В Рязани усилят контроль за незаконной парковкой на тротуарах улицы Соборной (фото)

12.10.2018 14:51
Сбербанк: Повышены ставки по вкладам в рублях и запущен промовклад «Рекордный» (фото)

12.10.2018 14:37
Директором Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» назначен Сергей Кислицин (фото)

12.10.2018 14:15
Рязанский бизнес получил безлимитный мобильный интернет (фото)

12.10.2018 12:34
В Рязани открыли мемориальную доску участнику восстания в Собиборе (фото) (карта)

11.10.2018 15:34
Движение по михайловской развязке открыли полностью (фото) (карта)

11.10.2018 14:44
В Рязани пройдёт фортепианный конкурс с премиальным фондом 3,6 миллиона рублей (фото)

11.10.2018 14:18
Россельхозбанк: Компания инвестирует в мясоперерабатывающий завод на Ставрополье (фото)

11.10.2018 10:01
Россельхозбанк: Компания поддержит развитие садоводства в Краснодарском крае (фото)

11.10.2018 09:55
В Рязани повысится плата за содержание жилья по договорам соцнайма (фото)

11.10.2018 09:07
Создано Управление капитального строительства Рязанской области (фото)

10.10.2018 17:40
Счётная палата проверила муниципальное предприятие Рязани «Детское питание» (фото)

10.10.2018 16:15
Солотчинский мост полностью откроют на следующей неделе (фото) (видео) (карта)

10.10.2018 16:00
Рязанских новосёлов ждут «Льговские сады» (фото)

10.10.2018 15:23
В рязанской Академии ФСИН рассказали о произошедшем пожаре (фото)

10.10.2018 11:57
Николай Любимов поговорил в прямом эфире с Владимиром Соловьёвым (фото)

10.10.2018 11:10
Главврачом городской станции «скорой» в Рязани стал Игорь Задоя (фото)

10.10.2018 09:59
В Рязани рядом с новостройками «Северной компании» появятся две школы (фото)

09.10.2018 23:21
Пожар в Академии ФСИН в Рязани ликвидирован (фото)

09.10.2018 15:22
Администрация Рязани рассказала, как финансируется дополнительное образование (фото)

09.10.2018 15:01
За костры в Дубках будут штрафовать (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Октябрь 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Экскурсия

Рязань

Музей дальней авиации

Познакомиться с историей военной авиации, посмотреть настоящие боевые самолёты возможно прямо на территории военной части в Дягилевском городке в Рязани.

Фото автора

В Рязани есть уникальный в своём роде музей, удалённый от центра города, но приближённый к небу. Музей дальней авиации базируется на территории гарнизона в Дягилевском военном городке, что вовсе не делает его закрытым, а, скорее, добавляет романтики. Ведь для попадания внутрь, нужно преодолеть КПП наравне с лётным составом. Потому, чтобы не получить от ворот поворот, попроситься в музей лучше заранее, собрав единомышленников (желательно группу).

В назначенный день и час визитёров встретят и проведут на территорию гарнизона. Экскурсоводы музея — пилоты дальней авиации в отставке, люди, не обделённые чувством юмора и готовые поделиться с гостями байками из лётной и приземлённой среды. Руководит предприятием майор в отставке, пилот с приличным лётным стажем Владимир Васильевич Самошин. Он как никто владеет информацией об истории музея, и для тех, кто не знал, но забыл, пояснит, что Беляков (неслучайно улица в его честь) — основатель гарнизона. А точнее — первой в стране штурманской школы, которая была создана на этом месте в 1940 году. Генерал-майор авиации Александр Беляков — тот самый штурман экипажа Чкалова, который первым на АНТ-25 совершил перелёт через Северный полюс в США и возглавил рязанскую школу штурманов. Название школы многократно менялось и сегодня зовётся «43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС».

Сама идея организовать при авиабазе музей принадлежит ныне здравствующему преподавателю центра подполковнику Юлию Николаевичу Ермакову. Инициативу одобрил командующий дальней авиацией, Герой Советского Союза авиации дальнего действия ныне здравствующий (23 декабря прошлого года ему исполнилось 98 лет) Василий Васильевич Решетников. Музей открыли накануне 30-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне — 28 апреля 1975 года. Над экспозициями работал назначенный руководителем и экскурсоводом Ермаков. К слову, бюст, что встречает посетителей, лепили как раз с него. Залы музея — это восточное и западное крыло второго этажа центрального и самого красивого здания гарнизона, и, конечно, площадка с семью настоящими самолётами у лётного поля. Налюбоваться ими вдоволь позволят, когда в головах посетителей уже осядет и сформируется полное представление о рязанцах, покоривших небо.

История покорения берёт начало в восточном крыле. Для погружения экскурсантам запускают трёхминутный сюжетик о попытках человека взлететь из кинофильма «Воздушное приключение». В целом же за 42 года внешне музей почти не изменился, признаётся Самошин. Но от него и не ждёшь мультимедийности. Рязанский музей дальней авиации пока ещё хранит атмосферу прошлого, а вовсе не пережитки. Расскажут тут о полёте холопа Никиты с Распятской колокольни на деревянных крыльях, который при этом остался жив, но голова его долго на плечах не продержалась — царь Иван Васильевич велел её удалить. Поведают про Крякутного, который якобы первый оторвался от земли на воздушном шаре в 1731 году. Укажут на портреты людей, которые влияли на авиационную науку: отца русской авиации Николая Жуковского, создателя первого в мире самолёта Александра Можайского, изобретателя всего на свете Михаила Ломоносова, члена общества воздухоплавателей Дмитрия Менделеева и, конечно же, Константина Циолковского.

В одном масштабе для сравнения здесь висят самолётики Можайского и братьев Райт. Попытку взлёта пионеру авиации не зачли, в приоритете оказались братья Райт — Уилбур и Орвилл, которые пробыли в воздухе 8 секунд и пролетели при этом 36 метров. И, как известно, 17 декабря 1903 года считают днём рождения авиации. Здесь же и стенд первых русских лётчиков в активной фазе летания. Учились они во Франции, а демонстрировали своё умение на самых больших и ровных в то время полях — ипподромах. Михаил Ефремов, получив документ (brevet №31) об окончании лётной школы, стал 31-м в мире дипломированным лётчиком и первым из русских, кто овладел лётными навыками.

С фотографии смотрит и первая жертва русской авиации — капитан Лев Мациевич, который выпал из разрушающегося самолёта над Санкт-Петербургом. Трагическую картину наблюдал актёр питерского театра Глеб Котельников: тогда-то и пришла ему в голову гениальная мысль о парашюте. В региональном архиве удалось найти снимок первого полёта самолёта рязанского лётчика Адама Габер-Влынского. Говорят, он ругался так, что ему завидовали все ломовые извозчики Питера.

В металле для наглядности можно увидеть и первую мёртвую петлю, которую продемонстрировал Пётр Нестеров. С тех пор все международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных поршневых самолётах проходят на Кубок Нестерова. Он же и автор первого воздушного тарана — 8 сентября 1914 года, в начале Первой мировой, Нестеров протаранил австрийский альбатрос. Это был первый результативный воздушный бой, но со смертельным для пилота исходом. Интересно, что в Рязани проживал единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана и остался жив. Им был Герой Советского Союза Борис Ковзан, начальник Рязанского аэроклуба, а жил он на улице Грибоедова.

Доминирует надо всей экспозицией, нависая под самым потолком, «Илья Муромец». С этого самолёта и принято вести отсчёт всей дальней авиации России. Конструкцию этого аэроплана разработал недоучившийся студент Киевского политехнического института Игорь Сикорский, который увлёкся авиацией, отучился во Франции, привёз оттуда два двигателя и занялся конструированием. Воплотит он свои мечты уже в Америке. К слову, на вертолёте Сикорского до сих пор летают президенты США.

А заметили его ещё на родине, когда Сикорский с друзьями гоняли на выставки свои первые самолёты. Председатель акционерского общества Русско-балтийского вагонного завода Михаил Шидловский пригласил его на роль главного конструктора на только открывшееся на предприятии авиационное отделение для разработки многомоторных самолётов, хотя в эту затею не верил даже сам отец русской авиации. С самолётом Сикорский справился довольно быстро — назвали его «Гранд», и когда он трансформировался до четырёх моторов, то получил название «Русский витязь», в котором успел полетать и сам император Николай II.

Осенью 1913 года взлетает совсем новая машина Сикорского с именем уже конкретного богатыря — «Илья Муромец». Аппарат служил и для пассажироперевозок — на борту имелись столики и кресла из плетёных ивовых прутьев, комната отдыха и даже туалет.

Военные увидели в «Илье Муромце» бомбардировщика, заказали крупную партию. Сикорский, чтобы проверить, как поведёт себя машина на дальних перелётах, летит из Петербурга в Киев. С вынужденной пересадкой «Илья Муромец» триумфально приземлился в назначенном месте, а уже на банкете в честь перелёта Сикорский узнаёт об убийстве эрцгерцога Фердинанда. И уже через месяц в воздушные бои Первой мировой вступают «Муромцы». Сикорский и Михаил Шидловский убеждают царя в необходимости подчинить все аэропланы одному человеку. Согласившись с доводами, Николай II 23 декабря 1914 года издаёт Указ о создании эскадры воздушных кораблей. Уже в постсоветское время эта дата стала днём рождения дальней авиации. Михаил Шидловский стал первым в стране авиационным генералом.

В рязанском музее можно разглядеть самодельную, но идентичную реальной носовую часть кабины пилота «Ильи Муромца», а также макеты бомб легендарного самолёта. Макет аэродрома в Яблонне под Варшавой, где базировалась эскадра боевых воздушных кораблей. Модель штурмовика Ил-2 со стола Сергея Ильюшина. Собирая экспонаты в музей, Юлий Ермаков наведался к авиаконструктору, который прямо-таки с порога заявил — «Что я тебе дам? У меня последние штаны забрали». Потом поглядел на свой рабочий стол, затем на расстроенное лицо гостя и решил, что любимую модель для рязанского музея не жалко.

В восточном крыле музея можно обогатиться знаниями и нескучными байками военного и мирного времени вплоть до развала Советского Союза. Здесь и формы лётчиков 1930-х годов с кожаными регланами, шлемофонами, планшетами, очками бабочкой с лозунгом «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!». Подробная схема перелётов Валерия Чкалова, карта маршрута, нарисованная его рукой, и лицевая кротовая маска, в которой лётчик покорял Америку через Северный полюс. Делалась маска из шкурки крота по той причине, что она (шкурка) совсем не впитывает влагу.

В стеклянном шкафу музея имеется немало значимых предметов лётчицкой одежды. К примеру, плащ Николая Гастелло. Лётчик-штурмовик Иван Воробьёв служил в соседнем полку с Гастелло, их жёны дружили, супруга Воробьёва же была родом из-под Рязани. Когда их эвакуировали (пришлось собираться на бегу, похватали, что успели), жена Гастелло взяла плащ мужа, а в дороге отдала подруге, чтобы та смогла укутать малыша. Воробьёвы сохранили плащ как реликвию, правда, меховую подкладку съела моль. Передал в музей плащ внук Воробьёва, который работает в Рязанском военном суде.

Среди других экспонатов одежды — шарф генерала Тихонова. Он был одним из первых, кто получил задание бомбить Берлин. Перед стартом каждому члену экипажа вручались такие шарфики. К слову, в одном из стендов можно обнаружить проект приказа о поощрении личного состава 432-го полка за штурм Берлина, который Иосиф Сталин правил своей рукой. В рязанском музее, конечно, репродукция, а оригинал можно лицезреть в Энгельсе. После этого приказа стало принято выдавать деньги за успешные боевые действия — сбитые самолёты противника и прочее.

Не утаит Владимир Васильевич, как ведёт себя в работе панорама ночного Берлина в августе 1941 года, печка-буржуйка, самодельный светильник и заведёт на патефоне популярную у военных лётчиков Второй мировой песню «Бомбардировщик» Леонида Утёсова. Расскажет невероятный случай о том, как штурман Иван Чиссов на высоте 7 тысяч метров под Вязьмой в феврале 1943 года выпрыгнул из горящего самолёта, как парашют не раскрылся, но спас Ивана крутой склон оврага, по которому он и приземлился по касательной, сильно поломанный, но живой.

Возможно, каждому, кто заглянет в оба крыла музея авиации, приятно будет узнать, что до него здесь побывали такие влиятельные в истории люди, как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Владимир Аксёнов, Алексей Леонов, Павел Попович, Пётр Дейнекин. Но есть тут и одно вакантное место — берегут для кого-нибудь из прославленных и знаменитых, так что можно попробовать попасть в рязанский музей в доску почётных посетителей. К слову, оставил о себе память один из таких — бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Он всем своим видом показывал, что желал бы наградной пистолет генерала, дважды Героя Советского Союза Евгения Фёдорова — 9-миллиметровый Browning High-Power с тринадцатью патронами в обойме. Но что-то его остановило: то ли кондового вида стекло, то ли скромность.

В западной части музея можно усвоить развитие авиации после войны. Поможет в этом и чёрный ящик, и приборная доска самолёта Ту-16, кресла и штурвалы Ту-95, кресло-катапульта самолёта Ту-16, шлемофоны. Всем обязательно дадут подержаться за штурвал, почувствовать себя настоящим пилотом, а уже скоро обещают запустить в шлемофоны радиопереговоры, чтобы слушать полёт.

А на подходе к лётному полю авиабазы на свежем воздухе в нужном порядке красуются самолёты с историей — это образцы техники, которые в разные годы стояли на вооружении дальней авиации. В этом ряду, к примеру, первый советский стратегический турбореактивный бомбардировщик М4: он мог загрузить более 20 тонн бомб и пролететь с ними почти 10 тысяч километров. Первый в стране сверхзвуковой реактивный дальний бомбардировщик Ту-22 уникален своим аварийным выходом — все три члена экипажа катапультируются не вверх, а вниз. А его модифицированный вариант Ту-22ПД попал в музей волей случая: он участвовал в боях в Афганистане и потребовал ремонта, а когда перегоняли на 360-й авиаремонтный завод, который тут совсем поблизости, отказал один из двигателей, ремонтировать не стали и через год передали в музей дальней авиации. Стоит на рязанском поле и такой музейный экспонат, который находился в составе эскадрильи в Моздоке, а в середине 1980-х Ту-95К пригнали в Рязань для подготовки командиров кораблей.

Обитатели Дягилевского городка и прилегающих районов уже давно привыкли к взлётно-посадочному гулу, да и прочих рязанцев не удивишь внезапностью появления самолёта из-за угла. Но несмотря на будничность, немыслимое количество гостей собирает лётное шоу «Авиамикса» в свидетели свежих образцовых полётов. А экскурсантам Музея дальней авиации может повезти ещё больше и они увидят то, что в Центре боевого применения и переучивания лётного состава так же обыденно. А именно — тренировочные полёты.

Адрес музея — Дягилевский городок, улица Белякова, дом 9А. Проехать сюда можно общественным транспортом на троллейбусе №1, маршрутном такси №41 или №168 до остановки «Дягилевский военный городок». Ориентиром станет самолёт Ту-16 напротив остановки. От него полкилометра по аллее до КПП. Работает музей с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 только по предварительным заявкам. Созвониться с руководителями музея можно по телефонам: (4912) 33-53-36, 8-910-503-78-58.

Image00001.JPG
Image00002.JPG
Image00003.JPG
Image00004.JPG
Image00005.JPG
Image00006.JPG
Image00007.JPG
Image00008.JPG
Image00009.JPG
Image00010.JPG
Image00011.JPG
Image00012.JPG
Image00013.JPG
Image00014.JPG
Image00015.JPG
Image00016.JPG
Image00017.JPG
Image00018.JPG
Image00019.JPG
Image00020.JPG
Image00021.JPG
Image00022.JPG
Image00023.JPG
Image00024.JPG
Image00025.JPG
Image00026.JPG
Image00027.JPG
Image00028.JPG
Image00029.JPG
Image00030.JPG
Image00031.JPG
Image00032.JPG
Image00033.JPG
Image00034.JPG
Image00035.JPG
Image00036.JPG
Image00037.JPG
Image00038.JPG
Image00039.JPG
Image00040.JPG
Image00041.JPG
Image00042.JPG
Image00043.JPG
Image00044.JPG
Image00045.JPG
Image00046.JPG
Image00047.JPG
Image00048.JPG
Image00049.JPG
Image00050.JPG
Image00051.JPG
Image00052.JPG
Image00053.JPG
Image00054.JPG
Image00055.JPG
Image00056.JPG
Image00057.JPG
Image00058.JPG
Image00059.JPG
Image00060.JPG
Image00061.JPG
Image00062.JPG

Людмила Рубцова


Метки: Рязанский музей дальней авиации, авиация, Дягилево, Великая Отечественная война, история


Социальные комментарии Cackle