Мнение

Наталья Рубцова


Японские страдания

23.09.2023
Кинотеатр «Киномакс», что в ТРЦ «Премьер», в порядке просветительской программы транслирует спектакли из российских и зарубежных театров. 17 сентября можно было послушать знаменитую оперу итальянского композитора Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в постановке Брегенцского фестиваля (Bregenz Festival: Madama Butterfly).

В основе сюжета — трагическая судьба молодой японки, гейши Чио-Чио-сан по прозвищу «Баттерфляй» (бабочка), подло обманутая Пинкертоном, лейтенантом морского флота США. Будучи в командировке в Нагасаки, офицер женился на Баттерфляй по японским законам, которые не имеют юридической силы у него на родине. По сути, он остался свободным человеком, и , уехав домой, преспокойненько женился на американке. А несчастная японка ждала его несколько лет, воспитывая их сына, надеясь на будущее счастье с отцом ребёнка. Когда же корабль Пинкертона причалил к знакомому японскому порту, выяснилось, что планов на Баттерфляй у него нет. Потрясённая молодая женщина просит Пинкертона позаботиться о сыне и пронзает себе грудь кинжалом.

Брегенцский фестиваль, который проходит ежегодно в австрийском городе Брегенц в июле-августе, — это всегда событие, где главная эксклюзивность — плавучая сцена посреди залива на Боденском озере, закреплённая на 17000 сваях. Вся театральная площадка находится под открытым небом, а зрительный зал в виде амфитеатра, рассчитанный на семь тысяч мест, расположен на берегу. Идея водной сцены на Боденском озере не нова, первый спектакль на ней сыграли в далёком 1911 году. И можно только догадываться, как всё выглядело раньше, но сейчас это сложное инженерно-техническое сооружение.

Опера начинается в 21 час, чтобы представление совпало с моментом природного заката над озером, а уже дальше в темноте включается световое оформление.

Сцена по форме представляет собой летящий над озером огромный лист белой бумаги, на который проецируется видеоряд. То проступают черты каллиграфии, то горы и холмы, покрытые лесами. То вдруг лист превращается в корабль, где трюмы открываются в виде надорванных бумажных клочков. Мягкие складки на «бумаге» выполняют не только роль кулис, но и изображают холмистую местность, где свободно перемещаются все действующие лица.

Водное пространство тоже было задействовано: в сцене сновидения к порту причаливал корабль-призрак в образе бумажного кораблика; есть сцена, где рабы по колено в воде везут на плоту богатого японца; в озеро прыгает, спасаясь от разгневанных жителей, отвратительный персонаж сводник Горо.

Трагичность финала выражена световым спецэффектом в виде взметнувшегося ввысь огня, как бы целиком сжигая лист бумаги, изображающий сцену и олицетворяющий, видимо, жизнь Баттерфляй.

Этот «листик бумаги», кстати, имеет размер 1340 квадратных метров и весит почти 300 тонн.

Заглавную партию, считающуюся в оперном искусстве одной из самых труднейших, исполняла Барно Исматуллаева, бывшая солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где был её дебют именно в этой роли. К слову, этот театр в июне полным составом был на гастролях в Рязани с оперой Мусоргского «Хованщина».

Барно идеально вписывается в роль Баттерфляй не только как уроженка Узбекистана, имеющая восточную внешность, но и обладающая мощным вокалом. Чего стоит её знаменитая ария «Un bel dì vedremo» («В один прекрасный день мы увидим»), которая проникает в самую глубь души, её можно слушать бесконечно! Здесь хотелось бы вспомнить о народной артистке СССР Марии Биешу, которая в 1967 году в Токио на международном конкурсе «Мадам Баттерфляй» завоевала титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». И по моему мнению, ещё никто не превзошёл её в мастерстве исполнения этой оперной партии. 

Режиссёр-постановщик спектакля Андреас Хомоки, служащий в Цюрихской опере, превратил Брегенцскую «Баттерфляй» в настоящее свето-музыкальное шоу, что удачно выделяет её на фоне одноимённых спектаклей других режиссёров.

Казалось бы, одна и та же музыка, один и тот же сюжет, но каждый театр старается привнести на сцену что-то своё, отличительное. Режиссёры-постановщики как будто соревнуются в креативе. Тем интереснее наблюдать и сравнивать.

Например, постановка в Нью-Йоркской Metropolitan Opera более классическая, с роскошными декорациями, но маленького сына Баттерфляй играет кукла, что вызывает, скорее, отрицательные эмоции. В постановке Миланского Teatro alla Scala широко используются элементы театра кабуки, декорации выполнены в виде японского дома, ребёнка играет маленький мальчик со светлыми кудрявыми волосами, что, конечно же, вызывает у зрителя более искренние сопереживания героине.

Кстати, вовсе не обязательно ездить по миру в поисках созерцания творческого эксклюзива, все эти трансляции тоже можно было посмотреть в рязанских кинотеатрах.

Трансляции ведутся на языке оригинала, в данном случае — на итальянском, с русскими субтитрами.

Место и время других постановок мировых театров можно узнать на сайте РИА «МедиаРязань».




Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30