Новости

Рязанская семья добилась реабилитации через 70 лет

Вступило в законную силу постановление Московского районного суда Рязани о реабилитации Николая Ивановича Федотова и членов его семьи, подвергшихся политическим репрессиям (раскулачиванию) в 1932 году. Иск о реабилитации подавал внук Федотовых рязанец Валерий Владимирович Гаврилов, сообщает пресс-служба Рязанского «Мемориала».

У Николая Ивановича и Ольги Андреевны Федотовых было 12 детей. Семья жила в селе Добрые пчёлы Захаровского района Рязанской области. Чтобы прокормить семью, Федотовы держали двух коров и лошадей, Николай Иванович подрабатывал слесарем, а Ольга Андреевна работала в чайной, принадлежащей родственникам. Когда в село пришла «разнарядка» на раскулачивание, кто-то из соседей успел сообщить Федотовым, что их семья в «чёрном списке». Узнав об этом, Николай Федотов решил скрыться. Надеялся, что жену с маленькими детьми не тронут.

Его надежды не оправдались, и 28 марта 1932 в дом Федотовых пришли «уполномоченные». Ольгу Андреевну вместе с грудным ребёнком посадили в подпол. Ночью ребенок, не выдержав холода, умер на руках у матери.

У Федотовых была изъята большая часть хозяйства. У одного из детей этой семьи при раскулачивании отобрали единственную пару штанов, из-за чего потом мальчик целый год не мог ходить в школу. Кроме того, по решению президиума Захаровского райисполкома Федотовы были лишены избирательных прав и обложены «твёрдым заданием» (трудновыполнимой нормой по обязательной сдаче зерна государству).

Уже через несколько месяцев Ольга Андреевна Федотова подала первое заявление с просьбой о реабилитации, однако райисполком отказался его удовлетворить. Такая же реакция была на остальные пять заявлений и ходатайств, поданных в различные инстанции. Единственное, чего удалось добиться — в 1934 году старшие дочери были восстановлены в избирательных правах

«Я более 20 лет служил в советской армии и рассказывал молодым солдатам об успехах партии, а у самого в голове постоянно была мысль: как коммунистическая партия могла так несправедливо обойтись с семьёй моего деда, поставив их на грань выживания? Получалось, что на съездах говорили одно, а выходило совсем по-другому. В советское время об этом никто не говорил вслух. Но мама рассказывала, что одноклассники издевались и унижали её, называя кулацкой дочерью. Для меня очень важно было добиться реабилитации моей семьи, восстановить их доброе имя — пусть даже спустя 70 лет», — говорит Валерий Владимирович.

Добиться реабилитации семьи Федотовых помогла рязанская общественная организация — историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал».

«Крестьяне, лишенные своего имущества и административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса» — являются одной из самых массовых категорий репрессированных по политическим мотивам в нашей стране, – рассказывает председатель Рязанского «Мемориала» историк Андрей Блинушов. – Всего с 1930-го по 1933 год вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек. Репрессии, насильственная коллективизация и массовый голод, ставшие последствиями сталинской аграрной политики, по разным оценкам, унесли жизни от 6 до 9 миллионов человек. В Рязани с 1989 года идёт сложный процесс восстановления памяти жертв политических репрессий и, хотя Рязанскому «Мемориалу» удалось многого добиться, некоторые очень важные вопросы до сих пор не решены: например, не установлены памятные знаки на местах массовых захоронений наших земляков, безвинно расстрелянных в годы террора».

Читайте нас:
Поделиться: