Новости

Охранные зоны музея-заповедника Есенина в Константиново будут сокращены

Охранные зоны музея-заповедника Есенина в Константиново будут сокращены
Охранные зоны музея-заповедника Сергея Есенина в Константиново будут сокращены — этой теме была посвящена прошедшая 20 октября в Рязани пресс-конференция. Член рязанского отделения ВООПИК Игорь Кочетков поведал журналистам историю вопроса. — Государственный музей-заповедник, помимо территории, занятой непосредственно мемориальными зданиями, имеет охранную зону. В 2006 году губернатор Рязанской области Георгий Шпак издал постановление, согласно которому охранная зона музея-заповедника утверждалась на площади свыше 30 тысяч га. В апреле 2013 года региональное правительство утвердило новый проект охранной зоны, значительно меньшей, чем предыдущая. Этот проект разрабатывался 3 года московской фирмой «Спецпроектреставрация», имеющей 30-летний опыт работы в селе Константиново, — рассказал Кочетков.

Он проинформировал, что теперь планируется принять ещё один проект охранной зоны — он разрабатывался 3 месяца и предусматривает новое «урезание»: исключение из охранной зоны всего Константиновского заречья и самого Константиново, кроме небольшой территории в центре села. Этот проект будет рассмотрен 27 декабря в 11.00 на заседании научно-методического совета министерства культуры Рязанской области. Сам проект, по информации организаторов пресс-конференции, размещён на сайте регионального правительства и по проекту уже существует предварительное положительное решение. Сейчас застройка территорий, находящихся в охранной зоне, строго регламентирована, например, предусматривается, что новые дома не должны диссонировать с современной Есенину константиновской застройкой. Поскольку же зона охраняемого природного ландшафта сокращается в 10 раз, то застройка исключённых из охранной зоны земель почти не будет регламентироваться.

Кочетков показал журналистам фотографии уже возведённых в Константиново коттеджей, отличающихся от исторической застройки села.
— Здесь был построен двухэтажный диссонансный дом. Само министерство культуры Рязанской области подаёт в суд, судится в течение двух с половиной лет, наконец, принято решение о сносе этого здания как объекта, не вписывающегося в историческую среду и нарушающего её. Однако после принятия нового проекта охранных зон решение суда перестаёт быть действительным, — отметил Кочетков и привёл примеры ещё нескольких «диссонансных» домов.

Также он сообщил, что по действующему законодательству владельцам «диссонансных» домов, построенных после 2006 года, может быть вынесено решение суда о полном или частичном сносе здания. А принятие новых сокращённых границ охранных зон снимает эту угрозу.
— Дом Есенина, дом рядом не будут входить в охранную зону. На месте этого дома по новому регламенту может возникнуть такой дом или такой, — заявил Кочетков, демонстрируя фотографии современных кирпичных коттеджей с ломаными крышами.

Также он рассказал, что все решения по музею-заповеднику Есенина в связи с его статусом должны приниматься на федеральном уровне. Новый проект охранных зон прошёл экспертизу в Минкультуры РФ, имена самих экспертов организаторы пресс-конференции обещали выяснить.
— Музей-заповедник — это не просто избушка Есенина с кувшинами, прялками и так далее. Музей-заповедник охраняет историческую и природную среду — ту, что вдохновляла поэта, — сказал Кочетков.

— Охранной зоной становится только поле в центре села Константиново, — объяснил суть нового проекта охранных зон член президиума совета Рязанского регионального отделения ВООПИК Андрей Петруцкий. — Константиновское заречье обрезают тоже. То есть, смотрите только прямо — справа и слева будут застройки. Туристы почему едут в Константиново? За сохранившейся исторической средой. Что такое охранная зона? Запрещено капитальное строительство. Дома можно восстанавливать, ремонтировать в прежних объёмах на прежнем месте. А новые регламенты прописаны очень слабо, позволяют делать всё, вплоть до строительства торгово-развлекательных центров.

На вопрос журналистов, в чьих интересах могут происходить такие изменения, Петруцкий заявил, что точно ответить на этот вопрос пока не может, но предполагает, что свои цели преследуют крупные землевладельцы:
— Сейчас там сотка стоит 40 тысяч, это огромные деньги, — сказал он.

Другие участники пресс-конференции: представитель комитета общественной безопасности Надежда Травина и председатель Рязанского регионального отделения партии «Патриоты России» Владимир Торопов — также выразили своё несогласие с перспективой сокращения охранных зон музея-заповедника Есенина. 

Читайте нас:
Поделиться: