Новости

Экс-губернатор Рязанской области Георгий Шпак о внесённых президентом РФ поправках в закон «Об обороне»

10 августа, ровно через год после конфликта вокруг Южной Осетии, президент Дмитрий Медведев внёс в Госдуму поправки к федеральному закону «Об обороне», заметно расширяющие перечень условий, при которых верховный главнокомандующий может без объявления войны направлять Вооружённые силы в другие государства.

Как сообщает «Газета» со ссылкой на пресс-службу Кремля, основаниями для такого решения, согласно документу, станут отражение нападения на российские войска, которые уже дислоцированы за рубежом, отражение или предотвращение агрессии против другого государства, защита российских граждан за рубежом, борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства. Законопроект вчера ещё не был полностью обнародован, однако корреспонденту «Газеты» стало известно, что проект также предусматривает необходимость заручаться согласием Совета федерации, правда, постфактум — в течение двух суток после начала операции. До сих пор в соответствии с законом «Об обороне» Россия могла посылать своих военных в другие страны или в соответствии с международными договорами, или для пресечения террористической деятельности.

Впервые вопрос о расширении военных полномочий президента был затронут членами Совета федерации на встрече с Дмитрием Медведевым 17 февраля этого года. С тех пор в верхней палате началась подготовка внесённых вчера поправок.

«В августе прошлого года России пришлось применить войска на территории государства с неопределённым статусом, на которой находились наши миротворческие войска, — заявил корреспонденту «Газеты» зампред думского комитета по обороне единоросс Михаил Бабич. — Из-за отсутствия правового механизма даже Совет федерации не смог принять никакого решения. С принятием закона у главы государства появится возможность оперативно принимать решение о выводе российских войск с территории нашей страны и уже потом в течение двух суток обосновать свое решение перед сенаторами и заручиться их поддержкой».

Аналогичный механизм закреплён в действующем законе «О чрезвычайном положении». В соответствии с ним президент сначала издает указ о введении чрезвычайного положения в каком-то из регионов страны, направляет туда войска, одновременно сообщив о нём Госдуме и Совету федерации, и уже затем передает указ на утверждение верхней палаты.

Бабич подчеркнул, что законопроект позволит главе государства не только отражать нападение на российских миротворцев или российских граждан, находящихся за рубежом, но и предотвращать агрессию против другого государства.

«Если бы этот законопроект был принят год назад, Россия могла не дожидаться начала военных действий по Цхинвали, а предотвратить их. Ведь ещё за несколько дней до начала войны стало очевидно, что Грузия стягивает войска к границам Южной Осетии, то и дело открывает беспокоящий огонь, то и дело устраивались провокации. Но в отсутствие чёткой законодательной базы нам пришлось дожидаться непосредственно начала военных действий», — сказал Бабич. — Если бы президент к тому же дожидался решения Совета федерации в течение двух суток, было бы уже поздно».

Помощник руководителя администрации президента, экс-губернатор Рязанской области, командующий Воздушно-десантными войсками РФ в 1996-2003 гг., генерал-полковник Георгий Шпак считает, что «нам надо брать пример и с ближайшего, и с далёкого окружения».
— США считают зоной своих интересов территории, которые находятся далеко за пределами собственной страны. Тем самым они поддерживают престиж и обороноспособность. Так что мы делаем сейчас очень умный шаг: мы с этим определяемся законодательно. Неужели России нужно замкнуться в самой себе? А если где-то назревают угрозы, что же, нам сидеть и ждать, пока по башке дадут? Есть и превентивные удары, и опережение противника, и принуждение противника к миру, то есть много понятий, которые на основании международного права позволяют защитить своё государство и повысить его обороноспособность, — отметил он.

Читайте нас:
Поделиться: