Новости

Рязанцев приглашают на выставку ксилографии

17 октября в 16.00 в Рязанском областном художественном музее имени Пожалостина откроется выставка произведений известного русского художника, мастера гравюры Василия Масютина из собрания московского коллекционера В. Г. Беликова.

Василий Николаевич Масютин (1884–1955) — выдающийся, глубоко оригинальный художник, гравёр, теоретик искусства и писатель. Родился в Риге, окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Выйдя в запас в звании подпоручика, в 1908–1914 годах занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где изучил технику офорта. Был членом «Союза русских художников». В 1920 году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал. С 1921 года осел в Берлине. В 1921–1923 годах сотрудничал с немецкими издательствами, иллюстрировал книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. А. Блока и других. Опубликовал на немецком языке свои сочинения. В 1930–1940-х годах много занимался прикладной графикой, выполнял обложки, афиши, разрабатывал торговые марки, этикетки, рекламные плакаты. С середины 1920-х годов часто обращался к живописи.

Масютин являлся одним из ведущих мастеров гравюры первой трети ХХ столетия — времени её расцвета в России. Для произведений Масютина характерны сложность композиционного построения и образов, насыщенность символами, аллегориями, острый гротеск и внутренняя экспрессия. Недаром в канун революции гравёр завоевал репутацию «русского Гойи». Графическая манера художника, столь необычная для России, сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Излюбленной техникой был офорт, мало развитый в Москве начала XX века. Многие образно-пластические возможности этого вида печатной графики впервые были испробованы у нас как раз Масютиным. Ксилографией мастер занялся уже после октябрьских событий, достигнув больших успехов и здесь.

На выставке в Рязанском художественном музее будет представлено свыше 60 листов из коллекции известного любителя и собирателя гравюры В. Г. Беликова (Москва). Офорты 1910-х годов, иногда дополненные акватинтой, отличаются изощрённым мастерством, которое служит весьма пессимистическому, с нотой иронии, взгляду автора на мир и человека. Иначе — ярко, радостно — звучат крупноформатные цветные ксилографии к «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина. Поскольку Масютин был эмигрантом, его имя оказалось надолго вычеркнутым из истории отечественного искусства. Только сейчас, после выставок этого необычного мастера, он по праву занял принадлежащее ему место среди лучших графиков XX века.

Выставка будет работать до 17 ноября с 11.00 до 18.00, по четвергам до 20.00, выходной — понедельник, первая пятница месяца — санитарный день.

Поделиться: