Впервые за три года ВТБ отметил снижение числа мошеннических атак
Как считает старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов, тренд на снижение активности мошенников продолжится, при этом атаки становятся более качественными. Об этом эксперт сообщил в рамках форума инновационных финансовых технологий Finopolis-2023.
Снижение телефонной мошеннической активности в этом году стало возможно благодаря применению совместных действий правоохранительных органов, ведомств, банков и операторов, в том числе подключение операторов связи к единой платформе верификации телефонных вызовов, интеграция банковских сервисов по оперативной передаче данных о мошенниках в Минцифры России, что позволило в несколько раз ускорить блокировку звонков злоумышленников.
На фоне снижения телефонных атак мошенники переключились на интернет-каналы. Доля звонков через мессенджеры в пиковые моменты достигала 70% от всех звонков. Однако число атак стало снижаться с изменением политики безопасности ряда интернет-каналов, В октябре оно составило только четверть от всех звонков. ВТБ предлагает усилить борьбу с использованием неверифицированных сим-карт, которые мошенники массово регистрируют и используют в своих целях. Локальной проблемой на рынке сотовой связи до сих пор остается продажа сим-боксов, которые позволяют совершать массовый обзвон из любой точки планеты.
Кроме того, эксперты отмечают, что мошенники более тщательно стали продумывать точки вывода средств, предпочитая офлайн-каналы. Особенно это касается схем по оформлению кредитов: потенциальную жертву целенаправленно ведут в банковские кассы, предлагают снять наличные в банкоматах или подсылают псевдокурьеров, обеспечивая себе несколько вариантов хищения средств.
«За последние несколько лет активность мошенников постоянно росла, пик атак на клиентов пришёлся на 2022 год. Несмотря на то, что количество атак до сих пор остается достаточно высоким, в этом году наметился плавный тренд на снижение активности злоумышленников. Сначала они перешли в интернет-каналы, а за счёт ужесточения политики идентификации атаки в мессенджерах тоже стали снижаться. С развитием дистанционных технологий пользователям надо серьёзнее относиться к защите своих персональных данных и средств на банковских счетах. Повышение бдительности и финансовой грамотности клиентов вместе с банковскими инструментами безопасности увеличивают долю спасённых от мошеннических атак денег. В этом году мы уже спасли почти 10 миллиардов рублей наших клиентов», — рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.