Новости

Искусственное осеменение проводили в Захаровском районе Рязанской области далеко не всегда

Сегодня все девять хозяйств Захаровского района Рязанской области, занимающихся молочным скотоводством, проводят искусственное осеменение, закупив за 2010 год почти 12 800 доз, сообщает газета «Захаровский вестник». Быки-производители меняются каждый год, все они голштинской породы, животноводы стараются проводить селекцию по линии увеличения молочной продуктивности. Одна доза семени нейтрального быка стоит в среднем 65 рублей, а улучшателя — 90 рублей. Количество доз зависит как от сезона, так и от размера стада. Так, ЗАО «Победа» в июле закупило 650 доз, в декабре — 200, в ООО «Ливадия» обычно обходятся 50 дозами.

Издание отмечает, что так было далеко не всегда. Житель Захарова Виктор Данилин вспоминает: «Почти каждый хозяин раньше держал корову, в райцентре было два стада. Наш дом относился к части села, называемой Бугрянка (от церкви в сторону Рязани). Быков ни у кого не было. По весне собирали сход и решали, сколько денег собрать и на чьём дворе будет находиться производитель, которого выделял колхоз. Когда выгоняли животных на пастбище, то они шли по порядку — сначала бык, затем коровы, что посильнее, основное стадо, и за ним козы. Овцы брели последними. Со временем захаровцы отказались от такой практики, каждый сам стал водить свою бурёнку в колхоз. За умеренную плату пользовались услугами какого-нибудь Буяна. Помню, директором совхоза «Победа» был назначен генерал-майор артиллерии Дмитрий Кузьмич Шлепин. Человек смелый и прогрессивный, он не боялся нового, умел увидеть перспективу. Так было и в 1966 году, когда в совхозе «Победа» впервые было введено искусственное осеменение.

Мой отец, Степан Фёдорович, работал в ту пору главным бухгалтером второго отделения, что в Катагоще. Он получил разрешение у директора осеменить искусственно свою личную корову. Помню, как пришла к нам зоотехник Неля Курганская, достала инструменты и произвела нужные манипуляции. Тогда всем нам было в диковинку: как так корова стала стельной без быка? В положенный срок она принесла тёлочку. В ту пору был закон — за участок земли, выделяемый под сенокос, телят сдавали в совхоз. Отдали и мы свою Дочку, однако отец-фронтовик сумел найти общий язык с генералом, тот в 1969 году дал приказ: «Вернуть нетель Данилину». На каких условиях — это мне в деталях неизвестно, но Дочка снова очутилась на нашем дворе. Она была красивой, на высоких ногах, вся такая ладная, чёрно-белая, выделялась среди местного стада. Её тоже осеменили искусственно, и она оправдала самые смелые ожидания. Уже после первого отёла давала 18 литров молока, а потом ещё добавила, то есть минимум в 1,5 раза больше, чем исконно захаровские коровы.

Вскоре телят государство перестало забирать, мы начали их продавать желающим. Обычно, продержав тёлку 1,5 года, мы продавали её за полторы тысячи рублей. Это были очень хорошие деньги, но репутация животных, полученных новым путём, была столь высока, что такая цена считалась справедливой. Дочка прослужила нам верой и правдой не менее пяти лет, потом у нашей матери здоровье стало слабеть, пришлось корову продать в Добрые Пчёлы, но память о ней осталась. Вот что значит наука — уже в первом поколении животное дало молока на 50 процентов больше, чем её предки и сверстницы».

Читайте нас:
Поделиться: