Сергей Никоненко поведал рязанцам о Есенине и Шукшине
Рязанцам он поведал, как 42 года назад был приглашён на роль Есенина в фильм «Пой песню, поэт», как приезжал в Константиново на съёмки, как всё больше и больше узнавал о жизни Есенина от знакомых с поэтом известных людей — Виктора Шкловского, Августы Миклашевской и Натальи Кончаловской. Более того, Никоненко родился и вырос в доме в Сивцевом Вражке в Москве, где часто бывал Есенин. Здесь уже несколько лет действует Есенинский культурный центр, в котором артист выступает в роли музейного работника.
Никоненко попытался преподнести рязанцам своё понимание жизни и творчества Есенина. Полуторачасовое выступление включило в себя рассуждения о времени, в котором довелось жить поэту.
— Есенин жил в совсем не лирическое время, — говорил артист. — Да было ли вообще в истории такое время, когда бы не стреляли, не было претензий к нашим территориям? А за те 30 лет, что жил поэт, страна пережила три революции и три войны — это голод, болезни, мор, вши, нищета…Потому время не проходило мимо Есенина, но не прекращались и лирические настроения.
Рассуждал Никоненко даже о внешнем виде поэта, отмечая, что тот был изящно одет, всегда выбрит и вымыт, следил за ногтями и благоухал духами «Лориган», но в то же время не имел определённого места жительства. Не обошёл артист и политические подтексты в творчестве Есенина, говоря, что большевикам так и не удалось «из Есенина — поэта пространства сделать поэта времени». Он процитировал рязанцам первые строки из пьесы «Страна Негодяев»:
— «Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И законом революции
всех взяли в плен...» — прочитал Никоненко. — Когда это написано? У меня ощущение, что позавчера.
Затем актёр обратился к творчеству своего любимого писателя Василия Шукшина, с которым был хорошо знаком. Рязанцы увидели фрагмент фильма «Ёлки-палки», снятого по мотивам рассказов писателя, а Никоненко прочитал его рассказ «Верую!», где герой произведения декларирует одно из стихотворений Есенина. Обращение к творчеству Шукшина также не было случайным. 2 октября — день памяти писателя, 39 лет со дня смерти.
Покидая сцену, Никоненко благодарил аудиторию за внимательность, заметив, что «он, наверно, не так хорошо рассказывал, как слушала публика».