Новости

Ещё один вид бабочек обнаружен в Рязанской области

Рязанский энтомолог Виктор Буртнев в ходе исследований фауны бабочек региона в Клепиковском районе на одном из верховых болот обнаружил локальную популяцию красновато-серой шерстолапки. Открытие стало результатом многолетних поисков новых видов с использованием оборудования для ночного привлечения насекомых. Несмотря на то, что видовой состав высших чешуекрылых Рязанской области довольно хорошо изучен, таинственная шерстолапка никому из учёных ранее не попадалась на глаза.

Находка повышает статус болотного массива, который чудом избежал осушения в эпоху мелиорации Мещëры, что позволило сохранить популяции редчайших и охраняемых в регионе бабочек – перламутровки эвномии, сенницы геро, торфяниковой голубянки, торфяниковой желтушки, а также голубичной пяденицы в её единственном достоверно известном местонахождении в рязанском регионе.

«Видовой состав бабочек той или иной территории – надежный биоиндикатор здоровья экосистемы. Бабочки удобны для наблюдения и методика может использоваться даже в школах. Участки природы, слабо пострадавшие от давления человека, как правило отличаются богатым видовым составом, тогда как нарушенные человеком сообщества резко беднеют. Красновато-серая шерстолапка ещё один кандидат на включение в Красную книгу животных Рязанской области. Её популяция, судя по всему, находится в относительной безопасности и защищена границами памятника природы, где осушение, добыча минерального сырья, застройка, и большинство видов рубок запрещены по закону», — сообщил заведующий кафедрой географии, экологии природопользования РГУ имени С.А. Есенина Алексей Водорезов.

Необычную бабочку отличает поза покоя, в которой насекомое вытягивает далеко перед собой особо длинные передние ножки густо покрытые волосками. Назначение такой адаптации пока не разгадано, но по одной из гипотез мохнатая спинка бабочки с отдельными пучками волосков рыжего цвета в сочетании с мохнатыми серыми ножками напоминает грозного паука и, возможно, способна отпугнуть остолбеневшего хищника.

Учёный добавил, что в нынешних условиях меняющегося климата мониторинг редких в силу своей уязвимости видов животных и растений особенно важен. А небольшие по площади места их обитания, иногда занимающие всего несколько гектаров, должны активно выявляться и рассматриваться, как потенциальные объекты для охраны.
«Учитывая современные темпы утраты биоразнообразия по всему миру, а за последние 400 лет с лица планеты под давлением человека исчезло 95 видов зверей и более ста видов птиц, задача охраны природного генофонда требует сплочения усилий разных людей. Сезон исследования природы в полном разгаре и каждую неделю возможны новые открытия», — отметил Водорезов.