Увидеть звук и услышать цвет предлагает рязанцам выставка Василия Кандинского
Графическое наследие Кандинского на выставке в Рязанском музее представлены из собрания Павла Башмакова, российского бизнесмена, коллекционера, основателя «Галереи современного искусства» в Санкт-Петербурге. Произведения приобретались владельцем «Галереи» на европейских аукционах в течение нескольких лет и имеют сертификат подлинности. Рязанцам уже знакомы экспонаты «Галереи» по выставке «Шедевры Парижской школы», прошедшей в музее в прошлом году.
Исследователи творчества Кандинского утверждают, что мастер был синестетом, то есть он видел звук и слышал цвет. По его мнению, «каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу», краски и звуки взаимодействуют между собой и оказывают влияние на восприятие произведения искусства, и важно не то, что изображено на картине, а то, какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя. На представленной выставке чётко прослеживается эта незримая связь, отсюда и необычное название «Цветозвуки».
«Каждый цвет для Василия Кандинского имел под собой определённое настроение. Синий, самый любимый цвет художника, он духовный, более спокойный, он погружает зрителя внутрь работы, заключается в окружности; жёлтый цвет — острый, яркий, беспокойный, заключается в прямоугольники, растекается за пределы контура; фиолетовый цвет даёт ощущение хаотичности», — проследила логику автора на примере самой популярной гравюры «Жёлтое-красное-синее» искусствовед «Галереи современного искусства» Яна Борисова.
В экспозиции представлены около 100 оригиналов ксилографических и литографических работ Кандинского разных периодов творчества в хронологическом порядке. Ранний период (1910-е годы) — Период Всадника, который практически неизвестен широкой публике. Мастер находится в творческом поиске, во многом от вдохновения русского народного искусства. Следующий (1920-е годы) — Период Круга, наиболее узнаваемый стиль лирического геометризма. В этот период художник начинает понимать, что такое беспредметное искусство, создаёт импровизации, делит цвета на определённые музыкальные ассоциации, делит композиции на геометрические фигуры. Последний период — Период Биоморфной Абстракции, его картины начинают оживать, на них появляются причудливые персонажи из космических фантазийных миров, полных загадок и символов.
Выставка несёт в себе научно-популярную направленность. Организаторы озаботились размещением крупных стендов с вехами жизненного пути художника, его личной и творческой судьбы, цитатами из философского сочинения «О духовном в искусстве».
Выставка продолжит работать по 7 сентября по адресу: улица Свободы, 57.




