Рязанские народные художественные промыслы в деталях

Скопинская керамика выделяется как исключительный феномен, гармонично сочетающий в себе необычные образы и неординарную технологию изготовления изделий.

Ассортимент скопинской керамики включает широкий спектр предметов: от утилитарных кувшинов, подсвечников и квасников до декоративных кумганов. Особое место занимает малая скульптура, представляющая собой драконов, кентавров, сказочных львов, а также фигуры рыб, птиц и домашних животных. Иконическим образом для скопинских мастеров стала птица Скопа, давшая название городу.

Характерная особенность скопинской керамики – сложные силуэты, формируемые за счёт слияния традиционных форм посуды с фигурами реальных или мифических существ. Уникальность изделий заключается в том, что они изготавливаются вручную как полноценные скульптуры. Мастера дополняют сосуды лепными элементами в виде птиц, рыб и полуфантастических животных.

Создание скопинской керамики – многоступенчатый процесс. Детали формируются вручную на гончарном круге, затем соединяются жидкой глиной. Для придания выразительности изделия украшаются рельефным и вдавленным орнаментом. Окрашивание производится темно-коричневой глазурью с добавлением оксида марганца, ярко-зеленой с оксидом меди, насыщенно-желтой с оксидом железа и, реже, синей кобальтовой. Для достижения широкой цветовой палитры изделия нередко покрываются несколькими слоями глазури. Цвет играет определяющую роль в выразительности скопинской керамики.

Кадомский вениз: тончайшая и изысканнейшая игольная вышивка России. Кадомский вениз по праву занимает особое место среди вышивальных промыслов нашей страны, отличаясь непревзойдённой тонкостью и изяществом узоров.

В процессе изготовления используются шёлковые нити, высококачественный хлопок (маркизет), батист, лён и шёлк. На станину устанавливаются пяльцы, на которые натягивается ткань. Рисунок переносится сначала на кальку, а затем с помощью иглы на ткань. Для переноса рисунка используется специальный раствор, содержащий синьку, которая проникает в отверстия, проколотые иглой. Затем на швейной машинке создаются валики, а вручную вырезаются бриды, именно на них и ведётся плетение кружева.

Михайловское кружево: уникальное цветное коклюшечное кружево ручной работы.

Михайловское кружево является единственным в мире цветным ручным коклюшечным кружевом. В прошлом михайловские мастерицы изготавливали исключительно «численное» кружево, то есть плели его не по заранее приготовленным эскизам, а по памяти, ведя подсчёт переплетений. О давних традициях свидетельствует и отсутствие чересчур сложных узоров. Орнамент геометрический, состоящий из сочетаний прямоугольников, полосок и треугольников. Использовались нити всего трёх цветов: белые, красные и синие, однако сочетались они настолько искусно, что каждое изделие отличалось неповторимостью.

Современное Михайловское кружево отличается более сложными, чем в старину, орнаментами, а также новыми цветами: жёлтым, зелёным и чёрным.

Плетение из лозы в Шиловском районе: традиционное искусство с безграничными возможностями.

Использование природных материалов для изготовления предметов быта является неотъемлемой частью традиционной культуры крестьян Шиловского района.

Современные мастера утверждают, что из лозы можно создать всё что угодно. Главное – соблюдать отточенную столетиями технологию и запастись терпением. Прежде всего необходимо заготовить материал: в Рязанской области произрастает около двух десятков видов ивы, но только некоторые из них пригодны для плетения. Ветви заготавливают с наступления заморозков до начала весны, создавая запас на весь следующий год.

Перед началом плетения лозу замачивают в воде на несколько часов, чтобы вернуть ей гибкость, и окрашивают, если планируется создание цветного узора. Далее наступает творческий процесс: податливая, но упругая лоза сплетается в изящные и практичные предметы – кашпо, сиденья стульев и многое другое. Для декора по-прежнему используется вплетение ежевичной лозы.

Читать далее