Народные художественные промыслы земли Рязанской: кружевоплетение, вышивка, керамика и лозоплетение

Рязанская земля является подлинной сокровищницей народного творчества, в особенности народных художественных промыслов. Ведущими промыслами нашего региона, снискавшими широкую известность и признание, являются Скопинская керамика, Кадомский вениз, Шиловская лоза и Михайловское кружево.

В эпоху расцвета Киевской Руси, в IX-XII веках, в окрестностях города Скопина зародился уникальный гончарный художественный промысел. Его возникновение было предопределено богатыми залежами глины, которыми славилась эта местность. Местные мастера, используя традиционные техники и секреты, передававшиеся из поколения в поколение, создавали из обычной глины настоящие произведения искусства.

Первые официальные упоминания о скопинских гончарах встречаются в переписи населения 1640 года. В те времена мастера не ограничивались производством посуды, также изготавливали печные трубы, кирпич и черепицу.

Во второй половине XIX века скопинская керамика приобрела всероссийскую известность благодаря появлению уникальных глазурованных фигурок и многоярусных подсвечников. Эти изделия, выполненные в виде диковинных зверей, птиц, рыб и животных, отличались сложной лепниной и изящным орнаментом.

Замысловатые фигуры быстро завоевали популярность среди ценителей народного искусства, коллекционеров и иностранных гостей. Скопинские гончары активно торговали на базарах Москвы, Рязани, Липецка, а их изделия раскупались любителями «экзотики» по всей России и за её пределами.

Таким образом, скопинский гончарный промысел стал не только важным источником дохода для местных мастеров, но и визитной карточкой Рязанской земли, прославив талант скопинских умельцев на всю страну и за рубежом.

Существует легенда о том, что примерно в это же время, на Рязанской земле зародился еще один промысел – Кадомский вениз. Государь Петр Первый был против того, чтобы на Руси носили «розоватые брабантские манжеты», и велел «в России кружево плести не хуже заграничного».

Мастерицы из далекой Венеции, прославленной своим кружевным искусством, были приглашены в Кадом, чтобы поделиться своими секретами с местными рукодельницами. Так, из поколения в поколение передавалось это утончённое мастерство, ставшее основой кружевного промысла.

Местная помещица, проявлявшая активный интерес к венизу, организовала школу для обучения крестьянских девушек искусству вышивки венецианским швом. Под её руководством рукодельницы создавали изящные скатерти, салфетки и блузки, поражавшие своей красотой и мастерством исполнения.

Промысел быстро развивался, и кадомское кружево и вышивка стали известны не только в Рязанской губернии, но и далеко за её пределами. Изделия кадомских мастериц украшали дома знатных и состоятельных людей, а также экспонировались на выставках и ярмарках, получая высокую оценку ценителей народного искусства.

Известно, что столетия назад кружево начали плести еще и на Михайловской земле Рязанской области. В конце XIX века сильнейшие пожары опустошили Михайлов, оставив многих крестьян без крова и средств к существованию. Местная землевладелица, стремясь облегчить их бедственное положение, организовала кружевную артель, обеспечив сельских жителей работой и возможностью заработка.

Уже в 1882 году изделия михайловских мастериц успешно дебютировали на Всероссийской выставке в Москве, где были удостоены высоких наград и признания ценителей народного искусства.

Михайловское кружево отличалось самобытностью и уникальной техникой плетения. Плотное, почти без ажурного фона, оно напоминало полотно, сотканное на ткацком станке. Ярким отличием михайловского кружева была игра цвета: сочные цветочные мотивы, выплетенные красными нитями, контрастировали с неотбеленной льняной основой. Тонкие штрихи золотисто-жёлтого, чёрного и синего цвета придавали изделиям изысканность и неповторимый колорит.

Помимо кружева, на Рязанской земле занимались и плетение бытовых предметов из природного материала. Лозоплетение издавна было неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни крестьян Шиловского района. До отмены крепостного права в 1861 году оно являлось домашним ремеслом – каждая семья самостоятельно изготавливала из ивняка необходимые для своих нужд изделия.

Этнографические исследования XVIII–XIX веков свидетельствуют, что в этот период шиловские мастера плели различные корзины, короба и зыбки для детей. Со временем они освоили плетение крупных корзин для перевозки грузов водным и железнодорожным транспортом.
С начала XX века в Шиловском районе начали изготавливать плетёную мебель, санки, дорожные сундуки. Мастера создавали из ивняка изысканные и функциональные предметы быта, которые пользовались большим спросом как в самом районе, так и за его пределами.

Богатейшее культурное наследие региона находит свое воплощение в уникальных изделиях мастеров, хранящих вековые традиции и самобытность края. От тончайших кружев и вышивки до изысканных изделий из глины и дерева — рязанские промыслы представляют собой многогранный мир, который продолжает очаровывать своей красотой и неповторимостью.

Читать далее