Мода

Мода существовала всегда. Понятие это гораздо шире, чем одежда и аксессуары, оно может относиться ко всему на свете: от предметов материального мира до абстрактных суждений. Модным может быть как автомобиль или планировка дома, так и жанр и идеология.

Мода – значит прогресс. Некоторые её творения просто не могли появиться раньше, чем они появились в истории, из-за отсутствия технологий и материалов, по которым они сделаны. Самым простым примером может послужить резинка в носках, до появления которой пользовались специальными подтяжками, закрепляемыми на икры.

Моду нельзя рассматривать в отрыве от истории и событий. Многие ошибочно полагают, что это что-то рукотворное, за модой стоят конкретные дизайнеры и модельеры, но это не так. Стилисты, как и любые творческие личности – лишь рупор той эпохи, в которой они живут. Через свои произведения они показывают впечатления от событий, происходящих вокруг. Мельпомена – вот кто главный творец, архитектор, модельер, художник и писатель в мире.

Может ли модельер не закладывать в свой конечный продукт ничего? Не быть рупором эпохи, а просто делать так, как считает нужным, красоту ради красоты? Этот вопрос уже неоднократно поднимался в творческой среде и более известен как «искусство ради искусства». Может ли творение не нести в себе никаких социальных, этических и политических ценностей его автора, при этом оставаясь произведением искусства, а не «бездушным куском творчества», который может выплюнуть и нейросеть? Мнений на этот счёт много, и в полемику скатываться не хочется. Но ответ есть: «искусство ради искусства» – это тоже посыл. И если автор, создавая своё творение, думал, что вкладывает такое внутрь своего произведения, и у него получилось творение, оторванное от всего, искусство, чистое, аки слёзы младенца, то он уже не прав, так как он «загрязнил» созданное этой мыслью про «чистоту».

Законодатели мод – люди популярные. А человек, как бы он ни стремился выделиться из толпы, белой вороной быть совсем не хочет. Некоторые не следуют за такими модниками беспрекословно, выбирая для себя из трендов только то, что нравится им самим. Другие же идут за новыми веяниями, как за Гамельнским крысоловом: им может быть физически некомфортно в том, что они на себя надели, но при этом желание быть модным пересиливает. Таких и называют «жертва моды», и слово «жертва» тут в прямом значении. Понятие появилось в те времена, когда девушки на балах во Франции носили модные легкие шёлковые платья, выбегали в них зимой на улицу и из-за этого зарабатывали серьёзные заболевания.

Вернёмся к вопросу «искусства ради искусства». Некоторые исследователи считают, что любое произведение или творение не должно быть ради того, чтобы быть. Внутри должна быть какая-то дидактическая, просвещающая мысль. Так пусть в этой части спецпроекта она будет такой:

«Зима близко. Одевайтесь не по моде, а по погоде. От болезней никто не застрахован. Не становитесь жертвами моды и одевайтесь тепло».

В следующей части проекта обсудим региональные тренды в моде: вас ждёт повествование о рязанских дизайнерах и брендах, а также рассказ о победителях и участниках Премии креативных индустрий.

Читать далее