Хранительница памяти

Директор Рязанского художественного музея Виктория Филиппова поделилась секретами управления площадками и планами на будущее.

Главная трудность в управлении таким большим музеем со множеством площадок, как Рязанский художественный музей имени И.П. Пожалостина?

Музей – это, в первую очередь, люди со своими мыслями, проблемами, желаниями, опытом. Самое трудное – это вдохновить, убедить в необходимости перемен, объединить, чтобы каждый почувствовал себя частью целого под названием «художественный музей», выстроить горизонтальные коммуникации между сотрудниками, отделами. Ну и, конечно, музей – это здания, большинство из которых является ОКН со всеми вытекающими: необходимостью реконструкции, реставрации, ремонта.

Какие масштабные выставки ждут нас в 2025 году?

Серьёзной с точки зрения подготовки и объёмной по представленным именам будет выставка к 85-летию Рязанской областной организации «Союз художников России».

Если мы имеем в виду количество работ, то это выставка военкора Евгения Халдея, фотографа, который сделал самый известный снимок ВОВ «Знамя Победы над рейхстагом». И безотносительно масштаба это, пожалуй, одно из ключевых выставочных событий 2025-го для города и области – в год 80-летия Победы мы покажем рязанцам классика советской фотографии, работы которого знают во всём мире. А с 12 июня по 12 июля приглашаем в «Выставочный зал».

Какие экспонаты вы можете назвать жемчужинами коллекции «Малой Третьяковки»?

Каждый экспонат – жемчужина Рязанского художественного музея.

Мы стали свидетелями уникального события: музей принял в своих стенах деловую программу Премии в сфере креативных индустрии. Как вам подобный опыт? Планируете ли продолжать такую практику?

С одной стороны, это стресс для музейщика, в голове которого большими буквами светится табличка «Руками не трогать». Но надо отдать должное нашим коллегам-креативщикам: они очень трепетно, с пониманием отнеслись и к коллекции, и к пространству музея, и к нашему «Руками не трогать». С другой стороны, было очень интересно посмотреть, как воспринимают и видят наше пространство люди не из музея, насколько уместно использование элементов лофта, индастриал-стиля в классическом здании дворцового типа. Кроме того, благодаря этой премии в музей и его филиал, «Выставочный зал», пришли люди, которые до этого никогда здесь не были, и мы этому очень рады. В целом это был интересный опыт.

Мы видим, что создаются новые музейные площадки, экспериментирующие с форматами. Жив ли музей в привычном его понимании? Считаете ли вы, что все эксперименты – временная история, или они останутся?

Музей был, есть и будет, ни одна иллюстрация в книге или на экране компьютера не заменит впечатление от подлинного полотна или графического листа. И да, музей будет меняться, это требование времени, простой экскурсией и даже наличием шедевра к нам уже не заманишь, особенно это касается детей и подростков. Главное, на мой взгляд, – чувство меры: важно выдержать границы, которые не позволят превратить музей в балаган.

Читать далее