Художник-исследователь

Изобразительное искусство сегодня буквально нас окружило. Оно всюду – куда не кинь взгляд. Вот и муралы – большие картины на стенах зданий, – можно сказать, стали привычными глазу элементами. Настоящее уличное искусство, приятное, уютное, со смыслом. Санкционированное. Потому что типовые пятиэтажки пришло время украсить.

Почти все художники-муралисты в начале своей карьеры занимались граффити. Но со временем антураж и романтика рисования псевдонимов и аббревиатур на городских стенах улетучивается. «Есть, конечно, и те, кто в более зрелом возрасте продолжает заниматься этим в качестве хобби. А я немного иным путем пошёл, решил масштабировать, даже усложнить», – поделился с нами рязанский художник-монументалист Александр Дёмкин.

Что для художника изобразительное искусство

Изобразительное искусство для меня – комфортный язык общения. Ну то есть, кто-то предпочитает доносить свои мысли лично, общаться «вживую», кто-то – через музыку или изображение. К примеру, мои работы – муралы – это изначально затевалось, как некая заявка о себе, попытка поговорить. Я считаю себя немногословным человеком. Мне легче в таком формате формулировать свои посылы. Что-то рассказывать.

Большая маленькая история

Как я пришел к рисованию именно таких больших изображений? Наверное, меня вдохновляли примеры художников, работающих в такой технике. Мне нравятся их работы. Это и российские, и зарубежные авторы. С кем-то из них я познакомился лично. Это подпитало меня еще сильнее. Наверное, подкупало то, что, как и многие, кто рисует муралы, они начинали с классического граффити. Но мне формат стихийного уличного творчества быстро надоел. Я решил масштабировать свое хобби, поступил в Рязанское художественное училище им. Вагнера, чтобы изучить, что такое изобразительное искусство в целом.

Санкционированный стрит-арт

Дело еще в том, что от граффити быстро избавляются, и я не раз с этим сталкивался. Ты нарисовал красивое и качественное изображение, а через время его закрасили. А с муралами сложнее. Они существуют дольше. Но у них и производство сложнее. Это как кино. Есть большие проекты с масштабным производством, где участвует много людей. Такая работа предусматривает большие затраты. Так же и у нас, нужно много средств для того, чтобы наладить производство и нанесение большого изображения на стену. Ведь над проектом трудится целая команда специалистов.

Но есть здесь и такой тонкий момент, что при работе со стрит-артом, который потом зарисовывается, ты удовлетворяешь какие-то свои творческие потребности. А при реализации большого проекта приходится учитывать много мнений и больше работать именно в интересах публики. Ведь людям потом жить с этими изображениями, долгое время видеть их каждый день.

Обратная связь

Если говорить о реакции жителей домов, на которые мы еще только планировали наносить муралы, то она была самой разной. Кто-то не хотел категорически. Кто-то с радостью принял предложение. Но мы всегда выстраивали диалог с людьми, прислушивались к мнению, показывали проекты, объясняли, как в итоге это будет выглядеть, что каждая картина будет нести смысл, демонстрировать что-то положительное. Это будет красиво, в конце концов. В итоге мнение большинства перенаправлялось в положительное русло. Хочется верить, что нам удалось оправдать ожидания рязанцев.

Самый-самый мой проект

Сложный вопрос. Я из той категории людей, кто чуть-чуть своими трудами в конце недоволен. По-моему, всегда что-то можно переделать, доделать. Ведь часто эскизы приходится готовить в ускоренном темпе, особенно при выполнении ансамблей, как на Речников – Рыбацкой - Лесопарковой. Бывает, дорабатываю эскизы уже в процессе нанесения муралов на стены. Поэтому небольшие уличные работы мне приносят больше удовлетворения.

Уличный художник – творец?

Скорее, исследователь, если такими понятиями рассуждать. Быть творцом для меня – это какое-то очень серьезное заявление.

Муралы: искусство вокруг нас

Сейчас этот вид искусства на подъеме. Технический процесс нанесения муралов стал более доступным, реальным, появились новые инструменты. Это раньше художник был ограничен в материалах, сложно было вот так взять и заказать подъемник, найти подходящий проектор и так далее. Были баллоны с краской, стена и полет фантазии. Но и люди не были готовы к такому искусству. По сути, муралы популярны очень давно во всем мире. Но именно в такой концепции, которая, в итоге, была заложена в реализации этого вида искусства в нашем городе, они стали востребованы здесь. Их время пришло, значит. Зритель оценил. Увидел и нашел что-то ценное для себя. Перестал воспринимать в штыки, так сказать.

Чего не хватает муралисту в Рязани?

У нас пока недостаточно подходящих для работы поверхностей. Они сложные по своей структуре, по обзорности, по многим параметрам. Всё-таки, когда у тебя подготовленная поверхность, это и работает по-другому, и смотрится выигрышно. В общем, я за комплексный подход. Каждый художник годами формирует свой стиль, из этого появляются предпочтения в выборе сюжета. И когда его приглашают на проект, очень здорово, что делают запрос именно на его видение и дают возможность больше времени закладывать на разработку эскиза, чтобы была воплощена какая-то зрелая идея. Вот к этому я стремлюсь в уличных работах.

Уличное искусство – это…

Это что-то искреннее. Люди чувствуют наигранность. И уличное искусство в этом плане мне нравится тем, что иногда тебе может прилететь путь горьковатая, но правда. А иной автор подарит положительные эмоции. Без смысла — просто доброе и вечное. Каждая работа отражает стиль конкретного художника, который порой оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Читать далее