Подробности

Клаксон

Проехали

14.12.2009

Уходящий год для автомобильной отрасли выдался ой каким нелёгким. В результате показатели первых шести месяцев имеют все шансы войти в историю развития данного рынка России как самые низкие. Между тем, поддержка отечественного автопрома привела, скорее, к обратным результатам — росту цен и акциям протеста.

Под горку
Что и говорить: восемь месяцев подряд продажи новых пассажирских автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта падали, пока не снизились по сравнению с тем же периодом 2008 года более чем вдвое. Начался год со вступления в силу решения федерального правительства о повышении на девять месяцев таможенных пошлин на ввоз юридическими лицами новых и подержанных легковых авто и грузовиков — соответствующее постановление было подписано в декабре 2008 года. Так, пошлины на новые машины и на автомобили с пробегом не старше трёх лет выросли с прежних 25% до 30-35% от их таможенной стоимости.

Кроме того, сроки отнесения машин к разряду подержанных сократились с семи до пяти лет эксплуатации, а пошлины на них выросли без малого вдвое, став практически заградительными. Естественным последствием стало падение объёмов автоимпорта: за первое полугодие на рынок страны поступило на 72% меньше зарубежных машин, чем за тот же период 2008 года. Повышая таможенные пошлины, кабинет министров традиционно мотивировал это стремлением защитить интересы отечественных автопроизводителей, у которых в кризис дела пошли из рук вон плохо.

То, что мера эта будет действовать дольше заявленных девяти месяцев, стало ясно ещё в мае — примерно тогда министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко озвучил твёрдое намерение правительства не допустить, «чтобы Россию превратили во всемирную свалку автомобилей». И действительно, в конце октября срок действия повышенных таможенных пошлин на импортные авто был продлён ещё на девять месяцев.

Безусловно, сильнее всего данная инициатива ударила по рынку подержанных автомобилей, но и в сегменте новых авто вызвала определённые изменения. Так, многие западные концерны, которые по объективным причинам повысили цены на автомобили своего производства, были вынуждены лишь минимально корректировать цены на те модели, сборка которых происходит на российских заводах. Вторым и главным негативным фактором, обусловившим стремительное падение авторынка в 2009 году, стало существенное сокращение объёмов выдачи кредитов на покупку авто. По оценкам аналитического агентства «Автостат», за первое полугодие падение рынка автомобилей, реализуемых по кредитным программам, составило 80%.

Со дна
Естественно, рынок не может падать вечно. Со стабилизацией ситуации и ростом уверенности людей в собственных финансовых силах спрос на личные средства передвижения начал возрождаться. Если с марта по август продажи новых автомобилей неуклонно падали, то в сентябре уже наметился рост. Во многом это обусловлено и политикой продавцов: автодилеры дружно объявили сезон скидок, акций и выгодных для покупателей предложений. Как утверждают рязанские автоэксперты, скидки на автомобили, прошедшие таможенные посты ещё до повышения пошлин, у действующих в городе официальных дилеров западных автоконцернов достигли 90-100 тысяч рублей.

Кроме того, несмотря на кризис, покупателям стали доступны марки, которые до сих пор в наших краях официально не присутствовали. Так, в уходящем году появилась долгожданная Mazda, которую представил автосалон «МегаАльянс». «Ноев ковчег» открылся уже в статусе официального дилера французского концерна Renault. Прошла презентация автосалона «Ле-Ман» — официального дилера Peugeot. Наконец, компания «С-авто» получила статус официального дилера Honda в рязанском регионе.

Сегодня каждый из этих и ранее действовавших автосалонов ведёт борьбу за покупателей. Однако сезон скидок имеет свои временные границы, и в будущем многие аналитики прогнозируют дальнейшее повышение цен, которое коснётся всех классов авто — от бюджетных до люксовых. Это связано как с увеличением таможенных пошлин, так и с тем, что цены поднимают сами производители. Впрочем, ещё в начале года подорожали и российские автомобили, хотя их производителям традиционно пришлось выслушать критику и от народа, и от властей.

Чего желаете?
По словам местных игроков автомобильного рынка, легче всего пережили спад люксовые бренды — их продажи упали в меньшей степени. Так, в наиболее кризисные месяцы весны-лета 2009 года представители премиум-сегмента добились того же уровня продаж, что и прежде. Естественно, рязанским дилерам пришлось приложить усилия и по обеспечению предложения, и по сдерживанию роста цен.

Впрочем, повышение стоимости таких авто на 3,5-4% из-за введения новых таможенных пошлин не так уж сильно отразилось на спросе. Стабильность обусловлена тем, что покупатели люксовых авто — люди обеспеченные и в большинстве своём не зависят от возможности кредитоваться. В неясной финансовой ситуации они предпочли вложить свои средства в хорошие автомобили.

Среди же бюджетных авто марку лидерства по-прежнему держит тольяттинская Lada, самой продаваемой иномаркой российской сборки стала Chevrolet, за ней следуют бюджетные модели Ford, Nissan и Skoda. Свою лепту в изменение покупательских предпочтений внесла государственная программа льготного автокредитования, запущенная в апреле. Согласно её условиям, государство компенсирует банку, выдающему кредит, две трети ставки рефинансирования.

Интерес к автокредитам в 2009 году был ниже, чем в прошлом, но для покупателей действовали программы собственных финансовых структур автопроизводителей, которые предлагали даже более привлекательные условия кредитования, чем льготная госпрограмма. Первоначально такие кредиты выдавались исключительно на машины российской сборки — это все модели АвтоВАЗа, Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva. Цена на них укладывалась в лимит, определённый государством в 350 тысяч рублей. Заёмщик должен был внести первоначальный платёж в размере 30% от общей суммы кредита.

Чуть позже в программу льготного автокредитования были внесены изменения, улучшившие условия предоставления займа в пользу покупателя. Максимальная стоимость транспортного средства была увеличена до 600 тысяч рублей, а первоначальный взнос снижен до 15%. За первые шесть месяцев 2009 года в кредит по льготной программе было продано около 16 тысяч автомобилей, что составило примерно 12% от всего объёма продаж по России. По информации местных экспертов, рязанцы это предложение государства и банков восприняли с большим энтузиазмом, чем жители многих других регионов.

Впрочем, два существенных минуса правительственной программы заключаются в том, что, во-первых, ограничение по сумме не устраивает значительную часть покупателей, мечтающих о более дорогом и комфортном авто; во-вторых, чтобы воспользоваться этим предложением, потенциальный автовладелец должен соответствовать представлениям банка о надёжном заёмщике, что выполнимо не для всех. Выходом стали собственные программы автосалонов, представляющие альтернативу льготному государственному кредитованию. Официальные дилеры воспользовались поддержкой собственных финансовых структур, способных предоставить кредит на вменяемых условиях, и вновь после перерыва в несколько месяцев появились предложения, похожие на докризисные, в том числе и под 0%.

Стоит отметить, что некоторым оживлением сменилась и пауза в предоставлении автокредитов коммерческими банками. Если в период кризиса, по сути, кредитовали только ВТБ и Сбербанк, причём речь шла о ставках порядка 28%, то сегодня в этом сегменте действует большое количество банков без участия государственного капитала, и ставки постепенно приближаются к докризисным, — по крайней мере, можно говорить о 18-19% годовых.

Стоит упомянуть и ещё одну государственную программу, призванную, по идее, посодействовать стимуляции спроса на новые автомобили: с 2010 года начнёт работать позаимствованная у Старого Света программа премирования за утилизацию старых машин. Сдав автомобиль, его владелец получит ваучер аж на 50 тысяч рублей, использовать который сможет для оплаты части стоимости новой машины, но не любой. Как можно догадаться, эти ваучеры будут приниматься продавцами исключительно отечественных легковых авто или зарубежных моделей российской сборки.

По старинке
Пока власти изо всех сил пытаются поддержать отечественный автопром, который не очень-то поддерживался и в лучшие годы, а с приходом кризиса и вовсе начал дышать на ладан, россияне, по заверениям рязанских автодилеров, всё очевиднее тяготеют к иномаркам. Если не хватает денег на новую машину — идут за подержанной. И здесь тоже оказало своё влияние сокращение кредитных программ в первой половине года: спрос вырос на подержанные автомобили, которыми можно обзавестись на собственные средства. Покупатели, вынужденно отказавшиеся от новых авто, предъявляют более высокие требования к характеристикам машин с пробегом, особым спросом пользуются иномарки до пяти лет, приобретённые у официальных представителей.

Как уже говорилось, по рынку подержанных автомобилей сильно ударило повышение таможенных пошлин, но стимул к развитию придала весенняя отмена двойного НДС при продаже б/у машин. Если раньше этот налог нужно было платить при покупке авто у старого владельца (например, при работе по схеме trade-in) и второй раз — при продаже того же авто новому владельцу, то теперь НДС уплачивается только с разницы между ценой автомобиля, по которой он приобретён, и ценой, по которой его продали.

Данное нововведение сделало более выгодной услугу trade-in, когда автосалон выкупает у владельца его подержанную машину и с учётом вырученной суммы продаёт ему новый автомобиль. Неудивительно, что trade-in стал одним из наиболее действенных сегментов рынка и практикуется в настоящий момент практически всеми автосалонами Рязани. Для клиентов это очень удобно — не надо думать, кому и как продать свой автомобиль, когда встаёт задача сменить машину.

Наконец, по-прежнему огромную долю рынка занимает сервис. Обслуживание иномарок — зачастую более серьёзный и, несомненно, более стабильный источник дохода, ведь покупают машину на несколько лет, а обслуживать её нужно с завидной регулярностью.

Относительно прогноза на будущее стоит отметить, что на фоне общего оживления экономики в конце третьего — начале четвёртого квартала и снижения процентных ставок по кредитам возможен постепенный рост продаж легковых автомобилей. Учитывая, что этот год прошёл под эгидой различных выгодных предложений, скидок и акций, следует полагать, что в 2010 году цены будут расти. Сейчас многие эксперты сходятся во мнении, что нынешние цены на автомобили наиболее выгодные за весь год.

Подготовил Александр Уваров

Фёдор Фёдоров, генеральный директор компании «Стандарт-Авто», официального дилера BMW в Рязани
— 2009 год был весьма трудным для автомобильного рынка в целом. Снижение покупательского спроса и его колебания привели к новой расстановке сил в автомобильном бизнесе. Все наблюдали слияния и поглощения, а также продажу и разорение многих автомобильных концернов. В этих непростых условиях в достаточно стабильном положении остался только сегмент рынка автомобилей класса люкс. Благодаря тому что салоны, которые работают в этой нише, активно взаимодействуют с собственными финансовыми структурами концернов, они имеют возможность выступать с приятными для покупателя предложениями. Это сыграло не последнюю роль в том, что в столь сложной ситуации спрос на дорогие авто не упал, а на некоторые новые модели даже вырос.

Андрей Рытов руководитель отдела продаж автосалона «Германия Авто», официального дилера Volkswagen в Рязани
— Предпочтения покупателей в кризисный год практически не изменились: выбирая машину, люди ориентируются не на её цену, а на свои потребности. Соответственно, салоны, предлагающие авто бизнес-класса, не ощутили на себе резкого снижения спроса на их продукцию. С повышением таможенных пошлин те концерны, у которых есть производственные мощности на территории России, перенесли на них основное производство реализуемых в стране автомобилей. Благодаря этому удалось удержать цены практически на прежнем уровне.

Игорь Дронов, директор ООО «Лидер Авто», официального дилера Audi в Рязани
— Ситуация на автомобильном рынке зависит от ряда показателей, которые влияют на платёжеспособный спрос. Это и общая экономическая ситуация в регионе, и доступность финансовых инструментов покупки, и, конечно, взаимодействие «импортёр — дилер — клиент». Да, 2009 год был непростой, но нам удалось сохранить объём продаж автомобилей премиум-класса на уровне прошлого года.

«Совет директоров. Годовой отчёт» №49-1/2009


Метки: кризис, антикризисные меры, Volkswagen, Audi, BMW, «Лидер Авто», «Германия Авто», «Стандарт-Авто», кредитование, Mazda, «МегаАльянс», «Ноев ковчег», Renault, «Ле-Ман», Peugeot, «С-авто», Honda


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

19:36
В Рязани откроются пасхальные ярмарки

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30