Подробности

Деньги

Сегодняшнее завтра

14.12.2009

2009 год для налогоплательщиков особенный. Он ознаменован радикальными всплесками законодательных изменений, волевой сменой приоритетов в налоговых взаимоотношениях и ориентацией на полное обновление всей структуры социальных налогов.

Современное информационное пространство как салфетка мгновенно впитывает любую новость, будь то свиной грипп или экономические неурядицы. Налоговые изменения по своей сути узкоспециальны, и их удельный вес не столь велик в апокалиптических настроениях, которые свойственны самой природе человека. Но законы, рождённые «на кончике пера», отзываются деньгами налогоплательщиков. Налоговое регулирование смещает максимумы приложения сил. Возникают зоны своеобразного «разряжения» налогового контроля с одновременным увеличением давления в других областях.

Специальные налоговые режимы, такие как упрощённая система налогообложения (УСН), всегда были тихой гаванью для малого бизнеса, защищающей и от НДС, и от превратностей бухгалтерского законодательства. Ориентация экономики на госкорпорации как бы вытеснила специальные налоговые режимы из зоны ближайших стратегических интересов, перекладывая возможный налоговый потенциал этой системы на будущее. Хотя бы до момента поднятия ставок зарплатных взносов.

Одним из ярких примеров смещения налоговых акцентов и экономии административного ресурса в 2009 году стало освобождение налогоплательщиков, применяющих УСН, от обязанности представлять налоговые декларации и расчёты по итогам отчётного периода, то есть в течение года. Данное изменение касается единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, транспортного и земельного налогов. В качестве рудимента осталась обязанность по уплате авансовых платежей внутри года.

В противовес внутригодовой «вольнице» внесено одно техническое уточнение, не отмеченное столь пристальным вниманием публики. До нынешнего года срок представления Книги учёта доходов и расходов на бумажных носителях для заверения в налоговый орган не был предусмотрен. По итогам 2009 года её бумажная распечатка должна быть заверена инспекцией не позднее срока сдачи годовой декларации. Тем самым введён порядок, позволяющий законсервировать до лучших времён возможность более жёсткого налогового контроля над «упрощёнкой».

В то же время, федеральные власти отдали на откуп субъектам РФ право снижать с 15 до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Эти витамины в период финансового голодания в 2009 году были распробованы далеко не всеми, но, например, в Липецкой области с 1 января ввели ставку в размере 5 процентов.

Другая в буквальном смысле популярная поневоле система уплаты единого налога на вменённый доход была отмечена знаменательным событием, пришедшимся на серединный летний месяц, — речь идёт об освобождении плательщиков ЕНВД от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Такая на первый взгляд «потеря контроля над непрофильными областями» со стороны государства отчасти оплачена самими налогоплательщиками и укладывается в общее русло смещения приоритетов.

До этого года коэффициенты, регулирующие размер налога на вменённый доход, могли корректироваться в зависимости от режима работы. Чем меньше рабочих дней, тем меньше налог. Эта значительная, до 40%, экономия в урожайные на праздники месяцы требовала наличия фискального регистратора. Именно по показанию счётчиков кассовых машин можно отследить реальный режим работы. С 2009 года привязка расчёта коэффициентов к фактическому времени деятельности упразднена, что послужило фундаментом и для отмены обязательного применения ККТ.

Вывод из сферы налогового контроля выручки распространён не только на предпринимателей, но и на юридические лица, лишь бы те и другие применяли «вменёнку». Но в отличие от предпринимателей любая копейка организации подотчётна, так как доходы работников или учредителей отделены от доходов фирмы фильтром личного налогообложения — зарплатными налогами. С исчезновением инструмента учёта наличной выручки рвётся и цепочка, через налоги связывающая доходы фирмы с доходами её участников.

Интересно, что столь беспрецедентная мера со стороны государства — отпустить наличность в свободное плавание для всех «вменёнщиков» (исключая лишь розничных продавцов алкоголя — и то в силу несогласованности законодательств) — на банковском уровне исказилась, словно в кривом зеркале. В 2009 году банки продолжили упорные попытки распространить порядок ведения кассовых операций на индивидуалых предпринимателей. Другими словами, предпринимателям настойчиво предписывают соблюдать лимит кассы, вести весь комплекс кассовой документации, а также держать отчёт по расходам перед банками. Причём вне зависимости от масштаба их деятельности, применяемой системы налогообложения и учёта или наличия наёмных работников.

На этой почве были даже зафиксированы семинары (причём платные), организованные банками для коммерсантов. Абсурдность подобных требований, выстроенная на эквилибристике при прочтении некоторых норм гражданского права, не раз была предметом горячих обсуждений. Это не что иное, как метаморфозы превращения банковской сферы в отдельного контролёра, оторванного от реального мира предпринимателей и требующего с них дополнительной отчётности, не предусмотренной налоговыми законодательством. Попытки тотального введения банками под сень своих комиссий всего наличного оборота экономически оправданны, но одного желания мало, надо, как минимум, изменить действующее законодательство, чего не случилось в 2009 году и, надеемся, не произойдёт и впредь.

Возвращаясь к налоговому законодательству, надо отдать должное: 2009 год был насыщен техническими изменениями, значительно облегчающими жизнь «малым формам», применяющим специальные режимы. Может быть, это прощальный подарок перед планируемой отменой льготного размера ставок по зарплатным налогам?

Если по отношению к «спецрежимникам» качели качнулись в одну сторону, то по отношению к плательщикам НДС они взлетели вверх, и прежде всего в области налогового администрирования. Сам термин «налоговое администрирование» особенно популярен в последнее время и используется повсеместно. Если ограничиться общими контурами, то, говоря об этом процессе, следует понимать всю управленческую деятельность налоговых инспекций, обеспечивающую своевременную и полную уплату в бюджеты налогов. Именно эта деятельность напрямую сказывается на повседневной
жизни налогоплательщиков.

В связи с этим вспомним примечательный документ 2008 года под названием «Концепция системы планирования выездных проверок» с прилагаемыми критериями самостоятельной оценки рисков назначения этих самых проверок. Вспомнить его стоит на том основании, что переход от идеологии к практике состоялся именно в 2009 году. Концепция основана на гремучей смеси административного нажима с идеалистичным взглядом на управление.

Это первая по яркости инициатива, основанная на вере в общественный договор в такой формализованной сфере, как налоговое законодательство. Согласительный характер заключён в провозглашении взаимной ответственности как налоговых органов, так и налогоплательщиков: «планирование выездных налоговых проверок ведётся на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок».

Юридические возможности достигли таких высот, что в сфере налогообложения, основанной на презумпции невиновности, но с врождённым изъяном в виде взаимосвязанной системы налогообложения, способны блокировать любые налоговые инициативы. Отчасти это международный, известный не только в России, но, к примеру, и в Англии, синдром «карусельных схем», при которых расходы или вычеты по НДС одного налогоплательщика для другого являются доходом. Отсутствие взаимосвязанной юридической ответственности позволяет одному из игроков выбыть из цепочки, не лишая оставшихся права на вычет.

«Наш ответ Чемберлену» состоял во внедрении качественного критерия оценки в виде проявления «должной осмотрительности». Этот критерий, не имеющий аналогов в налоговых законодательствах, реализовал возможность привлечения к ответу по принципу круговой поруки всех тех, у кого в качестве поставщиков окажутся фирмы-однодневки.

Интересно, что банковская сфера по-своему отреагировала на чистку рядов плательщиков НДС. Практически любое движение денежных средств, отклоняющееся от стандартной схемы «деньги-товар, товар-деньги», подпадает под требование представления оправдательных документов. Например, кредитование, а особенно беспроцентное, невозможно без обязательного представления договоров. Синдром взаимного недоверия приводит к тому, что добропорядочным фирмам приходится парировать обвинения в «отмывании доходов», невзирая на долгую историю их взаимоотношений с обслуживающими банками. Недоразумения, конечно, улаживаются, но, как говорится, «осадочек остаётся».

Государство немыслимо без взимания налогов, и дело не в возможности ощипать максимальное количество перьев при наименьшем шипении гуся, а в реализации социальных обязательств. 2009 год подтвердил курс на социально ориентированное государство, то есть ту модель, которая характеризуется высоким уровнем социальных пособий и, соответственно, налогов и обязательных платежей.

С 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменён страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Первоначально тарифы останутся на уровне ставок ЕСН, но в 2011 году значительно увеличатся, причём с отменой действующего льготного порядка для организаций и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Штурвал выкручен, и с иллюзиями снижения общей финансовой нагрузки под видом налогов или взносов приходится расставаться. Можно также предположить, что общественное мнение будут постепенно готовить к повышению ставок налогов на доходы физических лиц, на имущество и на транспорт. Уже сейчас введение прогрессивной шкалы по налогам на доходы физических лиц не кажется фантастикой.

С отменой ЕСН уйдёт в прошлое и административная функция налоговой службы в части этого налога. Полномочия по контролю над уплатой пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование отойдут к Пенсионному фонду РФ. А это значит, что ПФР станет полновластным контролирующим органом, со своей идеологией, своим регламентом и стилем взаимоотношений. Как стерпится, как слюбится, покажет время. Очевидно одно — количество отчётных форм увеличится, и от полного уничтожения лесов спасёт лишь электронная отчётность.

Помимо удвоения контролёров, новый порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд приведёт к ещё одному важному сдвигу. В настоящее время по итогам каждого года работодатели представляют в ПФР так называемые персонифицированные сведения о доходах работников. Таким образом, по крайней мере одна организация обладает базой данных о доходах граждан, но — повторюсь — по итогам года. В течение же года отследить персональные заработные платы если и возможно, то только косвенным способом, по уровню общих налоговых отчислений по предприятию.

Например, если в целях получения кредита в банк представляется справка о доходах текущего года, то проверить её достаточно сложно. Новый порядок взаимоотношения с пенсионным ведомством предусматривает с 2010 года полугодовые отрезки для представления индивидуальных сведений, а с 2011 года такие сведения нужно представлять поквартально. Следовательно, будет создан актуально обновляемый всеобщий информационный ресурс по заработным платам, что не может не повлиять на ситуацию с личным кредитованием.

И наконец, как же можно оставить без внимания перерегистрацию обществ с ограниченной ответственностью? Конца света с боем новогодних курантов для ООО, не прошедших перерегистрацию, не будет, что официально подтвердила Федеральная налоговая служба. Так что будем жить счастливо и долго.

Андреи Жильцов, директор СБК «Профит»

«Совет директоров. Годовой отчёт» №49-1/2009


Метки: налоги, Пенсионный фонд, кризис, антикризисные меры, СБК «Профит»


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

19:36
В Рязани откроются пасхальные ярмарки

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30