Подробности

Знание

Третий шаг

25.12.2011

Владимир Луканцов

Третий антимонопольный пакет поправок в законодательные акты России содержит несколько важных положений, направленных на расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы.

В начале декабря президентом РФ были подписаны изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции». О сути третьего антимономольного пакета рассказал руководитель управления ФАС в Рязанской области Владимир Луканцов, заявивший, что антимонопольное ведомство получило усовершенствованный инструментарий, который позволит более эффективно осуществлять свои функции. Это касается регулирования отношений, связанных с хозяйственной деятельностью как участников рынка, так и органов власти. Во-первых, изменения в закон «О защите конкуренции» уточнили критерии определения монопольно высокой цены. Теперь нельзя признать монопольно высокой цену, которая ниже сформировавшейся на товарной бирже.
― Раньше при определении монопольно высокой цены мы не были привязаны к биржевой цене. Теперь закон обязывает нас учитывать также биржевые и небиржевые индикаторы, которые сформировались на мировых рынках аналогичного товара, ― рассказал Луканцов.

Во-вторых, правительству РФ предоставлено право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся товары в сферах естественных монополий. Разработанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры. По словам Луканцова, принятие этих нормативных актов будет способствовать чёткому определению правил справедливой конкуренции в этой сфере. В-третьих, уточнены требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, созданию препятствий доступу на товарный рынок или установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Закон «О защите конкуренции» претерпел существенные изменения и в части, касающейся деятельности органов власти.
― Ещё не так давно мы говорили о том, что самым большим монополистом является власть, потому что своими действиями или бездействием зачастую оказывает решающее влияние на условия ведения хозяйственной деятельности на том или ином рынке. Например, власть может установить запреты или, наоборот, предоставить преференции участникам рынка, ― прокомментировал руководитель Рязанского управления ФАС. ― Есть такая форма работы антимонопольного органа, как согласие на предоставление органами власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных преференций. В соответствии с действующим законодательством, органы власти и местного самоуправления могут передать хозяйствующим субъектам – участникам рынка то или иное имущество, только получив согласие антимонопольного органа. Теперь произведено важное уточнение: к числу государственных и муниципальных преференций отнесено предоставление органами государственной власти или местного самоуправления гарантий.

Законом определено, что преференция, в том числе и гарантия по кредиту может быть предоставлена только тем субъектам малого и среднего бизнеса, виды деятельности которых соответствуют основным направлениям поддержки, определённым федеральными, региональными, муниципальными программами.
― Это очень важно, потому что нормы закона здесь были довольно размыты. Мы не всегда соглашаемся с тем, чтобы то или иное имущество было предоставлено без торгов в пользование хозяйствующим субъектам, иногда отклоняем такие преференции. Но тем не менее, цели, на которые может быть дана преференция, определялись настолько широко, что сюда пытались втиснуть и предоставление имущества тем лицам, которым, может быть, и не стоило его предоставлять, ― подчеркнул Владимир Луканцов.

Третий антимонопольный пакет запрещает органам власти устанавливать плату за государственные и муниципальные услуги, а также давать предприятиям указания о приобретении товара, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено федеральным законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять переход прав владения или пользования имуществом только на торгах. Значительная часть работы ФАС связана с этой сферой. Внесение изменений предусматривает, что торги можно не проводить в случае передачи государственного или муниципального имущества для размещения средств связи, а также в случае передачи части помещения (не более 20 квадратных метров), если эта часть не превышает 10% площади всего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду, если такое имущество получено на торгах.

Как сообщил Луканцов, порядка 62% входящих документов ФАС России связано с контролем в сфере размещения заказов. Рязанское отделение антимонопольной службы рассматривает в год около 160 подобных жалоб. Изменения законодательства расширили полномочия антимонопольной службы в сфере контроля за госзакупками. Появилась новая статья, которая предусматривает порядок рассмотрения жалоб, связанных с проведением торгов. Изменения предусматривают возможность направления антимонопольным органом предостережений, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, а также возможность выдачи организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров. В случае, когда торги признаны не состоявшимися, может быть выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов. Для антимонопольного органа установлена короткая процедура рассмотрения дел ― в течение 7 дней.
― Третьим антимонопольным пакетом внесены изменения не только в закон «О защите конкуренции», но и в ряд кодексов. Это связано с тем, что действующие нормативные акты возлагают обязанность на органы власти и естественные монополии проводить торги. Мы сталкиваемся с тем, что эти процедуры проводятся кулуарно. Изменения предусматривают, что информация о торгах будет размещаться в Интернете, а контракты можно будет заключать не ранее чем через 10 дней, чтобы антимонопольный орган мог вмешаться, рассмотреть, каким образом проводились торги, и принять меры реагирования, ― рассказал Луканцов.

Законом предусмотрена возможность дачи антимонопольным органом разъяснений решений или предписаний, выданных комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность исправления опечаток и арифметических ошибок. Установлена возможность рассмотрения антимонопольным органом дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Вносимыми изменениями также уточняются права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель Рязанского управления ФАС отметил, что на принятии третьего пакета поправок совершенствование антимонопольного законодательства не завершится.
― Участники рынка придумывают всё новые и новые способы обойти требования законодательства. Пробелы были, есть и будут. Русский язык велик и могуч, закон написан на русском языке, и как бы мы ни старались, различное толкование тех или иных терминов и фраз возможно. Приходится вносить изменения, чтобы эти лазейки убирать, ― пояснил Владимир Луканцов.

Антонина Веселкова


Метки: Владимир Луканцов, ФАС


Поиск

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

01.05.2024 17:48
В Сасовском районе предприниматель выращивает оленей и форель

01.05.2024 17:19
Остановку в Дашково-Песочне в Рязани «украсили» электросамокатами

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 16:09
В Александро-Невском районе пенсионер умер во время работы на огороде

01.05.2024 15:46
Касимову присвоили почётное звание «Город трудовой славы»

01.05.2024 15:17
Для рязанцев запустили «горячую линию» по профилактике клещевого энцефалита

01.05.2024 14:51
Вместо заработка на оценке отелей рязанцы могут лишиться денег

01.05.2024 14:08
Рязанцев предупредили о резком похолодании

01.05.2024 13:01
Под Рязанью прошёл второй этап российских соревнований по ралли-кроссу

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31