Подробности

Наука

Маленькая революция с большими последствиями

06.02.2010

Наша газета не раз писала о становлении малых инновационных предприятий при вузах, о тех разработках, которые могут ими выполняться. Не будем лукавить: здесь пока больше идей и проектов, чем реальных достижений.

Да и федеральный закон, давший зелёный свет хозяйственным организациям в высших учебных заведениях, действует только полгода. Однако сколько бы времени он ни действовал, сложнее всего переломить инертность мышления. В тех вузах, где действительно царит деловой настрой и есть желание видеть свои НИОКРы внедрёнными в производство, добиваются весомых результатов.

Есть такая фирма – ООО «Зубчатые трансмиссии», действующая на базе Рязанского института (филиала) Московского государственного открытого университета. Создавалась она под конкретный инновационный проект – разработку технологии производства уникальных деталей для машиностроения, а именно – цилиндрических колёс с арочными зубьями. Сейчас в различных механизмах применяются в основном колеса с прямыми зубьями – их долговечность невысока, а уровень шума, образуемый таким сцеплением, значителен. Лет тридцать назад американцы предложили делать на колесах не прямые зубья, а в виде арки. Теоретически такие колеса были в несколько раз надёжнее. Однако технологии их изготовления, которая была бы одновременно простой и экономной, не существовало.

Исследования в этом направлении долгое время вели в Рязанском политехническом институте. Создали малое предприятие «Зубчатые трансмиссии». Лучшие головы из числа преподавателей и аспирантов занимались компьютерным моделированием, нарезкой экспериментальных колёс на станках с ЧПУ. И добились успеха – технология появилась. Заметим, единственная не только в России, но и за рубежом.
– Первую партию колес с арочными зубьями нам помог изготовить давний партнёр института – Рязанский станкостроительный завод, – рассказывает Ремир Марголит, профессор РИ МГОУ. – Пришлось изменить оснастку станков, применить новый режущий инструмент. Колёса установили на листоупаковочной машине Череповецкого завода ОАО «Северсталь», чтобы испытать их свойства. Ждали, когда случится поломка. Но вот прошло уже 18 месяцев, а они крутятся как новенькие. Это при том, что обычные колёса с прямыми зубьями редко выдерживают более четырёх месяцев эксплуатации.
Удивлённые заказчики даже не знают, по какой цене эти колеса приобретать – вроде привычные детали, а срок действия их намного более длительный.

А недавно у «Зубчатых трансмиссий» появилась своя производственная база. Она расположилась в новой учебно-научной лаборатории политехнического института, оснащённой двумя станками с ЧПУ.

День 29 декабря 2009 года стал поистине историческим. Революционная деталь сошла со станка вузовской лаборатории, и произвёл её на свет, используя передовую технологию, ведущий инженер лаборатории САПР, в недавнем прошлом студент РИ МГОУ Евгений Холопов.
– Нам удалось добиться сокращения издержек. Время изготовления колёс с арочными зубьями и прямозубых теперь практически одинаково, – пояснил Евгений.
А пока он ловко управлялся с фрезеровальным станком фирмы «Challenger», профессор Марголит рассказывал о перспективах. Интерес к изделиям «Зубчатых трансмиссий» проявляют многие предприятия.
– Мы сейчас изучаем рынок сбыта этих перспективных колёс на рязанских предприятиях. У нас уже есть серьёзное предложение одной из московских фирм организовать производство арочных колес в Рязани, на базе интеллектуальной собственности нашего института.

Дело в том, что применение в современных приводах машин зубчатых передач с криволинейным профилем зубьев сулит огромную пользу. Увеличивается износоустойчивость и плавность хода арочного зацепления – раз. Снижается уровень шума – два. В-третьих, повышается нагрузочная способность.
Но если вы думаете, что внедрение новации принесло вузу щедрые дивиденды, то ошибаетесь.
– Мы вывели на рынок совершенно новый, ранее не использовавшийся вид продукции, и требуется время, чтобы его приняли, – считает Ремир Марголит. – Потенциальные заказчики ещё слабо представляют выгоду. Поэтому они хотят получить пробные образцы для испытаний и, к сожалению, не готовы платить авансом.

Помимо «Зубчатых трансмиссий», при политехническом институте действуют ещё три предприятия малых форм, создававшихся для коммерциализации разработок. Это ООО «ТехноМиД», выпускающее программные продукты, ООО «Движение», которое разрабатывает конструкцию вибродвижителя, и ООО «Центр качества, надежности и долговечности зданий», продвигающее новейшие технологии в строительстве. На стадии организации ещё три фирмы в области компьютерных, строительных технологий и машиностроения.

«Будут ли создаваться малые предприятия с уставным капиталом в виде вузовских научных достижений?» – спросил я начальника научно-исследовательского отдела РИ МГОУ Олега Миловзорова. Конечно, сказал он, ведь институт в них заинтересован. Хотя бы по той причине, что количество научных исследований, оплачиваемых заказчиком, обязательно учитывается как при аккредитации, так и при лицензировании вуза. Причём норматив на одного преподавателя с каждым годом повышается. Если учесть, что у гуманитарных кафедр возможности по выполнению НИР, которые могли бы быть профинансированы конкретным заказчиком, весьма ограничены, то основная нагрузка ложится на технарей. Они должны искать сферы приложения усилий, и без малых предприятий здесь не обойтись.

На следующий день мы связались по телефону с генеральным директором ООО «Зубчатые трансмиссии» Александром Паршиным, чтобы узнать о результатах его переговоров с компанией «Северсталь», и услышали от него хорошие известия:
– Если испытания в производственных условиях пройдут успешно, нашими колёсами, возможно, оснастят ещё пять листоупаковочных машин металлургического гиганта. А в перспективе понадобятся зубчатые муфты для прокатных станов. Потихоньку, не без препятствий, но вполне уверенно высокая отечественная технология с рязанской маркой пробивает себе дорогу в большую экономику.

Дмитрий Соколов



Метки: инновации


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30