СУББОТА
4/26/2025 6:52:27 AM

Подробности

ЧП

Сколько проживут рязанские мосты?

27.06.2012

Помните, как в знаменитом романе Ильфа и Петрова Остап Бендер продавал билеты на обзор знаменитого пятигорского «Провала»? А когда сотрудники милиции спросили, на какие цели взимаются средства, великий комбинатор, ничуть не смутившись, ответил: «На ремонт “Провала”, чтобы меньше проваливался…».

Недавнее происшествие на мосту в районе цирка ни в коем случае нельзя назвать неожиданностью

Думаю, нечто подобное совсем недавно приходило на ум и многим рязанцам, узнавшим об очередном ЧП, которое произошло на дорожном полотне в самом центре города в ночь с 10-го на 11-е июня. Процитируем строки из пресс-релиза городской администрации: «В районе остановки “Цирк” на улице Ленина в Рязани произошел провал дорожного полотна на проезжей части и тротуаре. ЧП произошло ориентировочно в 4.30 утра в понедельник. В администрации Рязани 11 июня прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на котором была определена последовательность проведения ремонтно-восстановительных работ». Нет, все-таки грех нам, уважаемые, жаловаться на невезение. За последние несколько лет это уже четвертое похожее «происшествие» в центре города, и пока, тьфу-тьфу-тьфу, обходилось без человеческих жертв и ощутимого ущерба. Только один раз в неожиданно возникшую асфальтовую «пропасть» напротив городской администрации «ухнула» легковушка. И снова ЧП произошло в предутренние часы, когда на дороге практически никого не было. Страшно представить, чтобы было бы, если бы это случилось днем в час пик… Но ведь нельзя испытывать судьбу до бесконечности.

«Вскрытие» состоялось?

После очередной «дорожной неприятности» действия городской власти не отличались оригинальностью. Заместитель главы городской администрации Сергей Сивоконь оперативно сообщил городской общественности, что капитальный ремонт моста в районе остановки «Цирк» запланирован на 2013 год. Мол, не волнуйтесь, граждане, специалисты уже приступили к обследованию сооружения для последующей разработки проектно-сметной документации. Как сообщил чиновник, 13 июня начались работы на склоне насыпи со стороны цирка по «вскрытию» проходящего под мостом туннеля и укреплению его деревянными балками, чтобы инцидент с провалом не повторился уже на другой стороне дорожного полотна. Самое интересное заключается в том, что последнее происшествие, как, впрочем, и все предыдущие, ни в коем случае нельзя назвать неожиданностью. Почему? К ответу на этот вопрос мы обязательно вернемся. Но сначала необходимо кое-что вспомнить…

Коварная речка

Большой каменный мост через речку Лыбедь на улице Астраханской – один из трех старейших в областном центре. Данное инженерное сооружение было возведено в 1888 году по самым передовым технологиям и потрясало воображение современников своими масштабами и прочностью, что и отразилось в названии. Однако время безжалостно даже к самым прочным конструкциям. О том, что мост нуждается в капитальном ремонте и реконструкции, впервые заговорили в конце 60-х годов прошлого столетия, когда возникла идея спрятать речку Лыбедь под землю. Но, как это часто у нас бывает, разговоры так и остались разговорами. В 1972 году Лыбедь закрыли бетонным тоннелем, а мост… Нет, его, конечно, укрепили, но, что называется, на скорую руку – работы подгоняли к очередной громкой дате, да и выделенных средств катастрофически не хватало. С этого времени ситуация практически не менялась вплоть до образования нынешнего «провала».

Специалисты неоднократно предупреждали: необходимо срочно провести геодезический и инженерный мониторинг данной территории. Хотя и без всякого мониторинга было понятно: запас прочности Большого каменного моста на улице Ленина подходит к критической точке. Ну нельзя же, в самом деле, сорок лет не интересоваться, что происходит с речкой под землей и каким образом она взаимодействует с конструкциями моста. Рано или поздно все это просто обязано было провалиться. Вот и провалилось…

Страсти по модели

Состояние путепровода в районе поселка Шлаковый внушает специалистам опасения

Есть у данной проблемы еще один немаловажный нюанс. Хорошо известно, что практически весь исторический центр Рязани стоит на плывунах и буквально изрыт подземными речками и ручейками. Подобное строение почвы имеет постоянную тенденцию к изменчивости. Проще говоря, вся эта «подземная Венеция» находится в состоянии динамики – речки и ручейки меняют русла, размывают почву и создают все новые пустоты. Этим во многом объясняется хроническая аварийность водопроводных коммуникаций и регулярные аварии на теплотрассах. Провалы в асфальте также происходят именно по этой причине. Бог милостив, и пока особо серьезных ЧП не было… О том, что может произойти, если где-нибудь «рванет» газовая ветка, и думать не хочется. А между тем думать нужно. И желательно до возникновения аварии.

В начале 80-х годов сотрудники московского института «Гипрогор» проводили очередное обследование зоны Кремлевского холма и прилегающих к нему территорий. Вывод: Рязани срочно необходима гидродинамическая модель поведения поземных вод. Без этого планировать безопасное развитие центра города просто невозможно. Такая модель должна была прилагаться к Генеральному плану развития областного центра. Но средств на ее разработку (копеечных в масштабах городского бюджета) не нашлось, да и создание новой редакции генерального плана, как известно, стало возможным только в новом тысячелетии. Так что ответ на вопрос, почему в очередной раз в самом центре города образовался провал, по-моему, совершенно очевиден. И стоит лишь удивляться, что подобного рода ЧП происходят достаточно редко.

«Достучаться» до власти

Тема подземных и надземных сооружений в нашем городе стоит чрезвычайно остро. Слава Богу, что была проведена реконструкция Окского моста и путепровода в Приокском поселке, хотя тянули до последнего… И это при том, что в городе существует такая уникальная организация, как «Мостоотряд-22», строящая мосты и тоннели от Калинин­града до Владивостока.

История с мостом через Оку также во многом показательна. В конце XIX столетия рязанский архитектор Антон Адольфович Бантле, выходец из Польши, спроектировал техническое сооружение, позволяющее обеспечить невиданную до того времени переправу через Оку. Основу составляли деревянные плоты, способные соединяться друг с другом в различных комбинациях. Конструкция Бантле размещалась примерно там, где сейчас находится Окская пристань в Рязани. Старую переправу модернизировали при советской власти. Вместо деревянных плотов платформы стали поддерживаться на плаву цилиндрическими понтонами из железа. А местонахождение переправы сменили лишь во второй половине прошлого века. Для этой цели выбрали участок метров на пятьсот ниже по течению, недалеко от Орехового озера. И только в 1968 году строители забили в дно Оки первую сваю под опоры нового моста. Рассчитанное на пять лет строительство планировалось завершить в 1973 году. Генеральным подрядчиком рязанской «стройки века» стал «Мостоотряд № 22». Создали эту организацию в Рязани на базе небольшого производственного участка. При строительстве использовалась передовая на то время технология – непрерывный навесной монтаж коробчатых блоков с клееными стыками. Кстати, рязанское ноу-хау применяется мостостроителями и сегодня.

«Безусловно, нам было очень обидно наблюдать, как мост, построенный в рекордные сроки и действительно уникальный по своим инженерным характеристикам, медленно, но верно разрушается, – сказал ведущий инженер “Мостоотряда-22” Виктор Кудяшев. – Но “достучаться” до власти, убедить чиновников, что необходима срочная реконструкция, долгое время было невозможно. Тянули до последнего, пока не возникла реальная угроза обрушения. Та же ситуация была на Приокском путепроводе. А сегодня в аналогичном состоянии находится путепровод на улице Циолковского и ряд других инженерных сооружений. Причины самые элементарные. На состоянии объектов сказывается не только увеличение интенсивности движения, но и отсутствие должного ухода за ними. В частности, состояние мостов и путепроводов напрямую зависит от качества дорожного полотна. Ямы и рытвины заметно повышают динамические нагрузки и приводят к преждевременному разрушению конструкции. Еще один пример – подземный переход на той же улице Циолковского. В свое время это было первое подобное сооружение в областном центре. Сколько сил наши специалисты положили на то, чтобы справится с проблемой подземных вод в этом районе! Объект сдали в эксплуатацию в начале 70-х. И что же? За все это время не было проведено даже частичного ремонта!»

Опять опоздали?

Сегодня «Мостоотряд-22» работает над строительством нового моста в районе лесопарка, входящего в Северный обход. И вновь, как и во всех предыдущих случаях, мы явно не успеваем. Ведь основной целью проекта было разгрузить Московское шоссе и Первомайский проспект, которые задыхались от транспортного потока. Если бы строительство было завершено в первоначально намеченные сроки (к 2001 году), возможно, эта проблема была бы сегодня не столь острой. Но за прошедшее десятилетие транспортный поток возрос многократно, и сегодня Северный обход уже вряд ли справится с поставленной задачей. Нужны новые развязки и новые концептуальные решения. К сожалению, приходится констатировать, что старая пословица про мужика, который крестится только, когда грянет гром, остается для нашей рязанской действительности более чем злободневной, и нам, как Остапу Бендеру, остается собирать деньги на ремонт очередного «провала».

Подготовил Михаил Колкер



Метки: «Мостоотряд-22», дороги, благоустройство, история


Поиск

25.04.2025 20:19
Актёр Александр Петров презентовал фильм «Почтарь» в Рязани

25.04.2025 14:23
Сотрудники Рязанской НПК и будущие нефтяники написали Диктант Победы

25.04.2025 10:06
В Рязани построят две новые парковки

25.04.2025 09:39
И.о. гендиректора Фонда капремонта домов Рязанской области стал Альберт Керян

24.04.2025 16:59
Рязанцы стали реже жаловаться омбудсмену на состояние окружающей среды

24.04.2025 15:04
Показатель младенческой смертности в Рязанской области достиг исторического минимума

24.04.2025 12:34
Замначальника Фонда капремонта домов Рязанской области стал Альберт Керян

24.04.2025 11:00
Рязанский региональный футбольный союз возглавил Илья Котиков

24.04.2025 10:24
В Рязани показали фото будущего музея Петра I

24.04.2025 09:59
И.о. руководителя Фонда капремонта Рязанской области Алексей Роготовский оставил пост

24.04.2025 09:46
Клиенты ПАО «РЭСК» могут получить кешбэк за оплату электричества

23.04.2025 17:03
Рязанский омбудсмен сообщила о системных нарушениях при выплатах участникам СВО

23.04.2025 15:21
Дома «Зелёного сада» оценит Российский союз строителей

23.04.2025 14:18
В Рязанской области возрождают старинное журавинское кружево

23.04.2025 12:41
В Рязань прибыл поезд минобороны РФ

23.04.2025 10:20
«Ростелеком» и Соцфонд объявили о начале приема работ на ХI Всероссийский конкурс «Спасибо интернету 2025»

23.04.2025 09:23
Рязанцам предлагают выбрать объекты для благоустройства в 2026 году

22.04.2025 17:21
В Рязанском театре драмы рассказали о реакции индонезийцев на спектакли

22.04.2025 15:51
Павел Малков потребовал дать адекватный ответ о причине рыбного запаха воды в Рязани

22.04.2025 14:56
В Рязани отремонтируют покрытие нескольких дорог на 50 миллионов рублей

22.04.2025 13:01
В Рязани отменят один из муниципальных маршрутов

22.04.2025 11:27
В Рязани отремонтируют участок Касимовского шоссе

22.04.2025 11:03
Рязанский минздрав отчитался о диспансеризации 50% населения области за два года

21.04.2025 20:56
Объявлен тендер на строительство школы №28 в Рязани

21.04.2025 16:55
Отопление в Рязани начнут отключать 22 апреля

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер