Подробности

Регион

Котёнок для Адели, или Загадки рязанских татар

17.11.2012

Продолжаем серию публикаций о национальном многообразии населения Рязанского региона.

Ведь даже самая маленькая диаспора придает лицу древнего Рязанского края неповторимость и колорит. Главное – внимательно вглядеться друг в друга, и обнаружится, что различий между нами гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Сегодня мы поговорим о рязанских татарах. Мы в Касимове. Надо сказать, что сегодня ехать в столицу древнего ханства за национальной экзотикой неразумно. Арабской вязи вывесок, национального колорита костюма, звучания незнакомой речи в современном Касимове нет и в помине. Прошедшие столетия, а в особенности 20-й век с его войнами и революциями, как огромный котел, переплавили людей в единую унифицированную массу.

Возможно, еще через сто лет люди на улицах Касимова вообще будут мало чем отличаться от публики на Бродвее или на Пикадилли. Но и тогда это будет только на первый взгляд. Так давайте вглядимся пристальней, и сквозь общую «европеистость» проступит легкая смуглость кожи, «луноликое» очертание скул, «глаза удивленной лани» – именно так описывал жителей Касимова восхищенный арабский поэт 14-го века. И почти в каждом касимовском прохожем при желании можно разглядеть эти поэтические приметы. Они никуда не делись, просто время спрятало своеобразие от посторонних глаз.

Процессы демографии
«Сегодня касимовских татар осталось немного – около 700 человек в городе и чуть более 2000 в районе, – рассказывает уважаемый член местной татарской общины Адиль Агжитов. – Для сравнения могу привести данные переписи 1913 года – 40 тысяч. Ну а что вы хотите – в советские времена активно шла ассимиляция. Смешанные браки всячески приветствовались. Национальные традиции, религиозные обряды сохранялись в очень редких семьях. Ребенка, родившегося в смешанной семье, чаще всего записывали русским. Общие демографические процессы, высокая смертность, отток молодежи в более развитые районы – вот и результат».

Внесем ясность. Нынешние татары, проживающие на территории Рязанской области, делятся на четыре этнические группы – по числу ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Казанские (к которым относятся и касимовские татары), западные, или мишари, сибирские и крымские. Соответственно, существует четыре языковых диалекта, хотя литературный язык «идель теркисе» и письменность у всего татарского народа едины. Фактически касимовское ханство просуществовало 200 лет – со времен Ивана Грозного до Петра I. Площадь этого миниатюрного государства охватывала около 200 кв. километров и включала в себя нынешний Касимовский, Сасовский, Ермишинский и Кадомский районы. Касимов на всю Россию славился своими богатыми купцами-меховщиками и щедрой благотворительностью. Крупное медресе, национальная газета, национальный театр… На деньги касимовских меценатов была выстроена соборная мечеть в Москве. Касимовские татарские землячества существовали практически во всех крупных промышленных центрах.

Потомки Чингисхана


Но вернемся на улицы сегодняш­него Касимова. Зайдем в «Бистро» на центральной улице. В обеденное время здесь много молодежи – рядом техникум.
– Ребята, среди вас много татар?
– А мы все татары! (Смех). Нет, серьезно, у нас в городе каждый третий парень – потомок Чингисхана, а каждая вторая девушка – праправнучка царицы Сююбике.

Это чисто касимовский юмор. Попробуем объяснить, в чем тут дело. Казанские татары, проживающие на территории Татарстана, считают себя наиболее древним, сохранившим традиции и национальную культуру этносом. По легенде, последняя казанская царица Сююбике покончила жизнь самоубийством, не желая стать пленницей московского царя. В Касимове утверждают, что никакого самоубийства не было, а Сююбике была выслана в Касимов, где и доживала свой век и была похоронена, что свидетельствует о единстве и преемственности двух ханств. Кто прав в этом давнем споре, судить ученым, но вот то, что проблема собственного национального самоопределения современную касимовскую молодежь не слишком волнует, совершенно точно. Хотя историю родного города они знают достаточно хорошо.

Рязанский татарин
Рамиль Сабитов всю жизнь прожил в Рязани. Здесь родился и вырос. Окончил среднюю школу, а потом радиоинститут. После окончания работал по распределению на знаменитом «Глобусе» и очень этим гордился. После перестройки подался в «челноки», возил ширпотреб из Польши и Турции, потом открыл небольшую мастерскую по ремонту бытовой техники и радиоаппаратуры, где и трудится по сей день. Если существует определение «рязанский татарин», то Рамиль Абдулахатович под него подходит на все 100%. «По крайней мере три поколения Сабитовых – рязанцы, – рассказывает Рамиль. – Я специально интересовался, в архивы запросы посылал».

Мы сидим в маленькой трехкомнатной квартирке Сабитовых в Песочне. Обычная блочная девятиэтажка, стандартная мебель. Все как у всех, разве что на стене в рамочке – сура из Корана. Затейливая арабская вязь искусно вышита по зеленому шелку. Да еще в буфете на почетном месте – удивительная чеканная посуда из позеленевшей меди. «Это от бабушки. А ей от ее бабушки досталась. В общем, семейная реликвия, – объясняет Рамиль. – Бабушка Фая в нашей семье единственная верующая была. Она и отца татарскому языку выучила, и меня, а вот моего младшего брата уже не успела. Мать языка не знала. У них в семье только дед придерживался мусульманских традиций (он в свое время медресе закончил).

По данным рязанского мусульманского общества «Нур», на сегодняшний день на территории Рязани проживают около 2000 татар. В основном это казанские татары, а также приезжие из Средней Азии. Коренных семей, насчитывающих несколько поколений рязанцев, совсем немного. «Все рассказы о том, что в советское время никто не обращал внимания на национальность, – чистой воды вранье! – считает Сабитов. – Вот я всегда знал, что я татарин. С детского сада. Друзья и товарищи постоянно напоминали, особенно в школе. Бывало, национальный вопрос приходилось и с помощью кулаков решать».

Эти загадочные мишари


Еще задолго до появления на Рязанской земле Касимовского ханства в мещерских краях поселился немногочисленный и во многом загадочный татарский этнос – мишари. Об их происхождении ученые спорят до сих пор. Есть версия, что корни этой этнической группы родственны финно-угорским народам. Но большинство специалистов считают, что мишари – потомки татар-кипчаков, когда-то населявших Поволжье. Современные села татар-мишари на территории Рязанского края отстраивались еще в 15-17 веках, и находятся они в основном в Сасовском и Ермишинском районах.

До сих пор в Азеево вспоминают о знаменитых татарских ярмарках в честь праздника Навруз. Татары-мишари были отличными купцами. В том же Азеево и Иванково сохранились их двухэтажные каменные дома с большими кирпичными амбарами. Мишари всегда гордились тем, что были защитниками интересов Руси. Во времена нашествия Золотой Орды они сражались бок о бок с русскими воинами. Есть версия, что дружина мишари принимала участие в Куликовской битве.

По родству крови
Но вернемся в квартиру Сабитовых. Очень уж интересный разговор у нас получился. «Я не выбирал себе жену по национальности. Так получилось. В “радике” было много красивых девушек, – вспоминает Рамиль, – но Эльмира понравилась мне больше всех. Возможно, нас подсознательно потянуло друг к другу по родству крови. А вот старший сын женился на русской – и никаких возражений у нас это не вызвало. Старших детей Сабитовых зовут Игорь и Николай. Они родились в то время, когда на своей национальности в этой семье предпочитали не акцентировать внимание.

«Мне не хотелось, чтобы в спину моим детям неслось “татарин”, – признается Рамиль. – Никогда не забуду, как пришел за ребенком в детский сад и услышал, как одна воспитательница рассказывала другой: “У меня в группе такой татарчонок умненький. Все на лету схватывает. И не злой совсем. Даже удивительно”. Она по-доброму это говорила, а для меня было как нож острый. Вот так получилось, что мы только младшей дочке дали татарское имя. Решили в честь бабушки назвать – Фаиной».

Маленькая царица
Снова в Касимове. Иду в старую татарскую часть города. Мимо православных храмов, мимо знаменитой ханской мечети, мимо мавзолея царевича Шах-Алихана. Еще век назад здесь было трудно услышать русскую речь. Сегодня от той поры остались разве что названия улиц. «Дяденька, Вы мою кошку не видели?» – слышу я. Передо мной – чудесное создание с копной кудрявых волос и огромными голубыми глазами. Через две минуты выясняется, что зовут ее Адель, что она татарка, живет с мамой и бабушкой неподалеку, что у нее убежал котенок Васька. Делать нечего – отправляемся искать заблудившегося Ваську. По дороге я узнаю, что бабушка Фатима лучше всех готовит тутырган (фаршированная курица), а Адель уже хорошо читает по-татарски и по-русски. Маленькая теплая ладошка в моей руке настойчиво тянет вверх по Татарской улице. И древняя столица древнего ханства со своими мечетями и мавзолеями расступается перед новой маленькой царицей.

Рецепт от бабушки Фатимы
Нужна обязательно молодая и довольно жирная курица. Обратите внимание: кожица должна быть без порезов. Кожу, начиная с горла, аккуратно отделите от тушки, чтобы между ними образовался зазор. Фарш: смешайте сливки, отваренный рис, отварной картофель, сливочное масло, яйцо и грецкие орехи, посолите и поперчите. Этой смесью осторожно заполните зазор между кожей и тушкой курицы. Зашейте все отверстия и поставьте варить на маленький огонь. Когда кожа вздуется, проколите ее иголкой. Варите до готовности 1,5 часа.

Подготовил Михаил Колкер



Метки: Касимов, нацвопрос, история


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30