Подробности

Знание

По сводам

28.01.2013

Дмитрий Филиппов

Рязанская библиография пополнилась на днях новым изданием «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область». Этот выдающийся труд — настоящий прорыв в рязанском регионоведении.

Тем не менее, по характерному для современной отечественной действительности стечению обстоятельств «Свод», несмотря на все свои достоинства, будет малодоступен для массовой читательской аудитории. Выражаясь совсем уж просто, из «Свода» можно узнать историю почти каждой исторической постройки Рязани (включая недавно снесённые, которые и сносить-то было нельзя). А это интересно многим рязанцам. Разумеется, «Свод» предназначен в первую очередь для подготовленного читателя, так как построен не по повествовательному, а по энциклопедическому принципу, написан строгим научным языком, без балагурства и развязности, ставшими дурным качеством современных путеводителей. «Свод» — научно-справочное издание, без ссылок на которое едва ли обойдутся впредь профессиональные историки.

Том, посвящённый Рязанской области, входит в масштабный проект, стремящийся к исчерпывающе полному описанию российского архитектурного наследия. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства Российской Федерации» — фундаментальная программа, задуманная в 1967 году профессорами Иваном Маковецким и Олегом Швидковским и осуществляемая специальным отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. С 2001 года к работе сотрудников НИИ искусствознания над «Сводом» подключился Государственный архив Рязанской области — в лице заместителя директора по научно-методической работе, кандидата исторических наук Дмитрия Филиппова. Им была найдена подавляющая часть архивных материалов по городу, а также написан архитектурно-градостроительный очерк истории Рязани. Теперь, когда издание вышло в свет, Филиппов рассказал о работе над «Сводом».

— Дмитрий Юрьевич, что принципиально нового в издании по сравнению с прочими историческими научными работами, посвящённым Рязани? 
— Работа над «Сводом памятников архитектуры и монументального искусства России» началась ещё в советские времена. На рубеже 1980-1990 годов финансирование этого проекта было приостановлено — а к тому времени было проведено только предварительное обследование регионов. Финансирование возобновилось лишь в середине девяностых, а в 2001 году началось активное сотрудничество Государственного института искусствознания и Рязанского архива. Задача «Свода» — не просто зафиксировать всё архитектурное и монументальное наследие региона, но также дать научное описание и искусствоведческий анализ памятников. Понятие памятника в данном случае довольно широкое — это любой объект, который несёт в себе историко-культурную, архитектурную значимость, представляет интерес с точки зрения искусствоведения. Это не обязательно должны быть первоклассные произведения на уровне, например, шехтелевских Кириц, достойны внимания и те, которые в большей степени характерны для провинции. Как известно, Россия — это далеко не только «Москва златоглавая» и «блистательный Санкт-Петербург», а архитектурное наследие Рязанской области, как, впрочем, и любого другого региона, — лишь капля в море особой и самобытной русской провинциальной архитектуры, к сожалению, мало исследованной. Конечно, в провинции встречаются образцы архитектуры, достойные столиц, но зачастую пренебрежительное отношение к провинциальному архитектурному наследию приводит к тому, что оно уничтожается. Не знаю, смогут ли специальные исследования и издание «Свода» остановить тот откровенный вандализм, который сегодня творится по всей России. Пожалуй, основная задача «Свода» — описать, зафиксировать то, что ещё сохранилось. По своему характеру «Свод» — издание энциклопедическое, построенное по определённой схеме. Так, первая часть тома, посвящённого Рязанской области, состоит из вступительной статьи, в которой рассматривается развитие архитекторы края, начиная со средневековья и до современности, очерка об архитектурно-градостроительной истории Рязани и из статей о памятниках областного центра. На каждый памятник (архитектуры или монументального искусства) даётся небольшая статья, включающая краткую историческую справку, этапы строительной истории, характеристика объекта с подробным описанием его особенностей, архитектурных деталей, а также оценку значимости памятника для истории и культуры региона. В каждой статье указан адрес объекта, даны фотографии здания (исторические и современные), а иногда и его интерьеров.

— Вы писали вступительную градостроительную статью о Рязани?
— Да, на мою долю выпала основная работа над архитектурно-градостроительным очерком, но написан он был в соавторстве. Часть очерка, охватывающая IX-XVII века, написана совместно с кандидатом исторических наук, сотрудником Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» Ириной Кусовой, а часть, посвящённая XX веку, подготовлена кандидатом искусствоведения, ведущим научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры РФ Екатериной Шорбан. Работа над «Сводом» предполагает наряду с полевыми исследованиями — экспедициями по обследованию территории, выявлению памятников, их обмеру и описанию, большую работу по сбору исторических материалов по тем же памятникам в библиотеках, музеях. Получилось так, что, будучи работником архива, мне пришлось взять на себя и большую часть работы по выявлению и сбору архивного материала для «Свода» по фондам Госархива Рязанской области. Это была непростая, но очень интересная работа. Погружение в исторический материал, его осмысление позволили сделать некоторые пусть небольшие, но вполне достойные открытия. Так, после долгого «созерцания», подкреплённого документальными сведениями, стал гораздо понятнее и в некотором смысле ожил регулярный план Рязани конца XVIII века. Это было удивительное ощущения, когда, проходя по улицам знакомого с детства города, ты вдруг в какой-то момент понимаешь, почему именно так, а не иначе были проложены те или иные улицы, чем руководствовались авторы плана города, проектируя те или иные постройки или целые комплексы зданий именно в том месте, где они поставлены, прочитываются, становятся понятны задуманные проектировщиками панорамные и перспективные городские виды. Трудно сказать, насколько авторы градостроительного плана екатерининской эпохи руководствовались визуальными, эстетическими моментами, но — наверняка руководствовались, потому что градостроительство и проектирование конца XVIII века было основано на определённых принципах. С одной стороны, это рационалистическое видение мира и соответствующая организация городского пространства, с другой — традиционные для русского города градостроительные подходы, когда ландшафты, окружающие место проживания человека, включаются в его жилое пространство, становятся его неразрывной частью. Так, для жителей Переяславля-Рязанского, а затем и Рязани их дома, улицы, на которых они жили, и луга вдоль Оки и Трубежа были единым пространством. Выходя из дома, житель той Рязани попадал в сад, из сада он видел купола Успенского собора, идя к собору, он выходил на кремлёвский холм, откуда открывался бесконечный простор окской поймы до мещёрских боров на горизонте. Произвольно или подсознательно, но все эти особенности были в плане застройки города XVIII века учтены. Рационалистично организованный город и окрестная природная среда в итоге составляли единое целое. Но ведь всё это значимо для человека любого времени, любой эпохи. Именно во время работы над очерком градостроительной истории Рязани эти моменты стали вдруг проявляться, город стал «оживать», открываться с новой стороны. Было ощущение, что словно сквозь современную многоэтажную застройку вдруг проступают контуры и очертания сначала старинных слобод Переяславля-Рязанского, затем образы губернской Рязани разных эпох — как исторических, так и архитектурных.

— Вышедший в свет «Свод» — это ведь первый том, охватывающий только памятники областного центра. А сколько всего томов предусмотрено?
— Всё зависит от того, какое количество объектов историко-архитектурного, историко-культурного наследия сохранилось на территории региона. На сегодняшний день в Рязанской области имеется 848 объектов культурного наследия — как поставленных на учёт и охрану, так и вновь выявленных. В 900-страничном томе «Свода» описаны памятники только Рязани. Сейчас идёт работа над вторым томом, в котором будут представлены памятники районов области в алфавитном порядке. Предполагается, что часть «Свода, посвящённая архитектурному наследию Рязанской области, будет состоять из четырёх томов. Во всяком случае, так запланировано. Как пойдут дела на практике, покажет время.

— А какие именно памятники описаны в «Своде»? Только те, что сохранились до наших дней?
— Поскольку последние годы для архитектурного наследия Рязани совершенно катастрофические, получалось так, что пока статьи для «Свода» редактировались, дорабатывались, многие памятники утрачивались. Таких примеров сколько угодно, но принцип был такой, что, в первую очередь, в «Свод» вошли сохранившиеся объекты и те снесённые, которые представляли явный интерес. И даже те объекты, которые были утрачены ещё в дореволюционное время, если есть по ним некая информация, то они представлены либо во введении, либо в градостроительной статье. Исключить такие объекты нельзя, так как они — часть истории развития всего городского пространства. Так, например, историческая застройка по улицам Полонского или Урицкого снесена практически полностью. Там старых зданий осталось буквально 2-3. Но несмотря на это, в обобщающих статьях по данным улицам дана история их застройки и фотографии конца 1970 годов, отражающие исторический облик улиц, сохранявшийся вплоть до конца XX века. В Рязани ещё сохранились дома, облик которых были настолько обезображен в течение десятилетий, что в них теперь очень трудно разглядеть памятники архитектуры. Именно такими домами была до недавнего времени застроена улица Радищева, сейчас также почти полностью снесённая. А между тем, там имелись памятники середины и даже первой половины XIX века. Но в 1960-1970 годы при проведении ремонтов деревянных домов с них сняли весь обветшавший декор, но на аналогичный не заменили. Обшили бревенчатые срубы тёсом, и получились обыкновенные деревянные коробки с прямоугольными проёмами окон без каких-либо украшений, иногда с надстроенным этажом и пристройками по бокам и во дворе. Распознать в таком баракообразном строении дом эпохи классицизма стало просто невозможно. Иногда бывает, что с улицы здание из себя ничего не представляет, а со двора обнаруживаются сохранившиеся элементы первоначального декора. Например, на улице Салтыкова-Щедрина сохранились дома, у которых главные фасады оформлены деревянной резьбой, характерной для конца XIX века, а на боковых и дворовых фасадах сохранились деревянные наличники, характерные для эпохи позднего классицизма. То есть мы можем сказать, что здание было построено в первой половине XIX века, неоднократно перестраивалось, перелицовывалось и в итоге — фасада у него облик конца XIX столетия с достаточно богатой резьбой, а со двора — строгий декор классицистического дома. Как и во многих других городах, в Рязани жертвами бульдозера стали, в первую очередь, деревянные классицистические постройки — в силу простоты и строгости своего убранства. Сначала был утрачен сдержанный и лаконичный классицистский декор, а затем здание просто теряло всякую привлекательность. Ведь расхожее мнение таково, что красиво — это значит резные петухи, «полотенца», теремки, башенки и прочее. А когда дом имеет строгие формы и несёт в себе чистоту стиля, причём именно ту, которая была характерна для начала XIX века, любители теремков этого не воспринимают. А между тем, именно в разнообразии архитектурных стилей, самобытно осмысленных и воплощённых в местных памятниках, во многом и заключается колорит, особенности, неповторимость и уникальность исторического облика российских городов. Впрочем, мы ведём речь не об обывательских критериях красоты. Достоинства памятника иной могут быть настолько неявны, что требуется серьёзная профессиональная экспертиза для принятия решения о постановке его на охрану. В своё время в Рязани стремительно и успешно был снесён дом №33 по улице Радищева — один из последних классицистических домов в городе. Мгновенно раскатали по брёвнышку. На государственный учёт как памятник дом не был поставлен, причём с формулировкой, что он не имеет внятных оснований для постановки на учёт. Какие ещё внятные основания, когда пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать дома этой эпохи в городе!

— Кто же вынес такой вердикт?
— Решения принимаются органами, отвечающими за охрану и использование объектов культурного наследия, подготовку материалов для принятия решения о постановке памятника на учёт готовят специалисты центра сохранения объектов культурного наследия. Тщательная и кропотливая исследовательская работа должна проводиться по каждому объекту культурного наследия, независимо от того, имеет он явные достоинства или кому-то они кажутся недостаточными. Но беда в том, что даже памятники, поставленные на учёт и состоящие на охране, совсем не застрахованы от печального финала. Таких примеров можно приводить много, но назову лишь один — снос домов доктора Скурховича по улице Свободы. Снос был также стремительным, а теперь вот уже несколько лет на месте отличных памятников, причём имевших этот статус юридически, зияет унылый пустырь. Другой пример — несчастный дом Херасковых на улице Свободы, про который уже столько сказано и написано. Памятник ещё цел, но продолжает разрушаться. Мы сейчас не затрагиваем вопрос, кто будет реставрировать, для каких целей — но есть те объекты в городе, которые нужно сохранять не потому, что они какой-то необыкновенной красоты, а потому, что это образец местной застройки 200-летней давности. Только ради этого стоит сохранить дом — никто не говорит про улицы, про застроечные комплексы. В Рязани не осталось ни одной улицы в том виде, в каком можно было бы её консервировать, сохранять, музеефицировать.

— Тем не менее наконец-то появилась книга, в которой описан каждый старый дом Рязани. Это не может пройти бесследно, такой масштабный труд наверняка заставит многих рязанцев обратить внимание на свою среду обитания, на её историческую ценность и понять, в конце концов, что город с такой богатой историей достоин любви и уважения.
— Дело в том, живём ли мы в городской среде, которая насыщена объектами, связывающими нас сегодняшних с Рязанью многовековой давности? Почему-то никому в голову не приходит сказать: а давайте мы Успенский собор разберём на кирпич! Хотя такое решение принималось в начале XIX века, но тогда почему-то у жителей города возникла мысль, что надо этот яркий, интересный, древний собор сохранить — как ценность, как память, как красоту. Город не решился лишить себя красоты, и ремонт был проведён на частные средства. А сегодня Успенский собор — визитная карточка Рязани, правда со всех сторон зажатый и загороженный новостройками. Сегодня речь идёт не только о сохранении того или иного памятника. Говорить надо о необходимости разумного, щадящего, мудрого, если угодно, отношения к городской среде — среде нашего обитания. Выход этого издания — это своего рода призыв к такому подходу, адресованный и властям, и потенциальным застройщикам, и нам, горожанам. Город — наш дом, а отношение к собственному дому — одно из проявлений самоуважения, цивилизованности. Однако в нашей ситуации существует опасность обратного эффекта от выхода «Свода», как бы дико это не прозвучало. У кого-то может возникнуть соблазн ускоренного избавления от памятников, поскольку их охранный статус зачастую мало кого интересует. А нет памятника — нет и проблемы. Как бы это ни прозвучало, я прихожу к выводу, что «Свод» — это вторая после альбома-каталога «Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века», подготовленного совместно с Еленой Чумичёвой, надгробная плита городу Рязани. Той Рязани, исторической, которая уже потеряна, и точку невозврата мы на этом печальном пути прошли. Города, который даже мне был знаком каких-то 20 лет назад, уже нет. И его невозможно ни вернуть, ни восстановить в каких-то виртуальных проектах, — это ушедшая реальность. Остался только город-фантом — на фотографиях и в текстах исторических публикаций.

— Где можно приобрести книгу?
— Это самый интересный вопрос, потому что, думаю, приобрести её можно, как это ни парадоксально, только в Москве, в магазинах издательства «Индрик» или через интернет. В Рязани, насколько мне известно, продаж нет и, наверное, не будет. Часть тиража, находящаяся в распоряжении Министерства культуры и туризма Рязанской области, издана на бюджетные средства, а это предполагает распространение по библиотекам, по учреждениям, которые заинтересованы в получении этого издания. Печально то, что интерес есть и есть люди, которые хотели бы купить книгу, но… получается именно так. Средства на издание изыскивались в течение двух лет. Министерство культуры РФ финансирует экспедиционную, исследовательскую работу, работу по подготовке материалов «Свода», то есть всю допечатную часть, а вот средства на издание не выделяются, их надо искать дополнительно. Конечно, хорошо, что Рязанская область нашла возможность профинансировать издание тиража, но обидно то, что широкой публике книга окажется фактически недоступной. Однако Государственный институт искусствознания планирует подготовить интернет-ресурс, где были бы представлены электронные версии не только Рязанского, но и других областных томов «Свода». Возможно, это будет выходом из сложившейся ситуации.



Презентация книги состоялась 25 января в Москве. В Рязани она запланирована на февраль 2013 года.

Галина Журавлёва


Метки: история, архитектура, Дмитрий Филиппов


Поиск

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

21.03.2024 16:07
Ростелеком и НОТА будут совместно продвигать цифровые продукты для бизнеса

21.03.2024 15:54
Аудиторы выявили в МУП «РМПТС» завышение стоимости работ на 156,5 миллиона рублей

21.03.2024 15:31
КСП Рязани отметила значительный рост муниципального долга

21.03.2024 14:35
Ростелеком: На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

12:57
Мэрия Рязани утвердила правила пользования платными парковками

12:50
Рязанские транспортные полицейские с поличным задержали распространителя «синтетики»

12:24
Житель сасовского села грозился убить брата «трезвым поленом»

12:12
Идёт приём документов на получение статуса социального предпринимателя

12:04
Повестки в военкоматы в Рязани вручили шести новым гражданам России

11:59
В Рязанской области подтоплено семь низководных мостов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31