Подробности

Клаксон

Коммерчески полезный груз

11.02.2013

Лежащая на пересечении транспортных путей, Рязань справедливо считается одним из исторически сложившихся логистических центров страны.

В наш привлекательный регион за заработком приходят и сетевые перевозчики, и транспортники из соседних областей. Несмотря на нынешнее засилье ценовой войны, участники рынка твердо уверены, что его ждет дальнейшее развитие и становление. Российский логистический рынок обладает огромным потенциалом, но в силу местных особенностей наш опыт во многом отличается от мирового. Первое отличие состоит в том, что изо всех видов транспорта (авиа, железнодорожный, автомобильный, морской или речной) россияне долгое время чаще всего использовали железные дороги.

Жизнь, как водится, не стоит на месте, и в последнее время наблюдается повышение востребованности автотранспорта. Эксперты отмечают, что это происходит вследствие оживления экономики и повышения объемов производства в разных сферах, особенно в строительной отрасли. Кроме того, переориентация грузовых потоков с железной дороги на автотранспорт произошла из-за того, что политика ценообразования у частных автомобильных компаний более гибкая, чем у государственного монополиста. При этом автомобильная транспортировка грузов позволяет ускорить финансовый оборот, а это делает ее еще популярнее в среднем и малом бизнесе.

Социально-экономическое положение, которое занимает грузовой автомобильный транспорт в общей структуре отрасли, делает его крайне важным в силу его существенных достоинств. Этому виду транспорта присущи гибкость, мобильность, оперативность, сохранность грузов. Как известно, специалисты стараются перевозить на автомобилях более ценные грузы. Это и понятно: ведь водитель в таких случаях обычно выполняет функции экспедитора, то есть он не только транспортирует груз, но и принимает его от заказчика и передает получателю.

Еще одним преимуществом автомобильного транспорта является высокая скорость доставки, которая уступает только авиасредствам. Средняя скорость передвижения автомобилей с учетом неизбежных простоев, таможенного оформления и других необходимых процедур, по разным оценкам, выше, чем у железнодорожного транспорта, в 1,5-2 раза.

Здесь и туда
— Рынок грузоперевозок можно смело поделить на внутри- и межгородской. «Внутрирегиональных передвижений грузов по Рязани и Рязанской области фиксируется крайне мало по сравнению с межгородскими, — считает директор ООО «АВП Групп» Андрей Морозов. — Ведь если производственное предприятие находится в нашем регионе, то конечный потребитель, как правило, базируется в другой области. По региону в основном перевозят комплектующие для крупных предприятий обслуживающие их организации.

Львиную долю рынка в городских перевозках занимают торговые предприятия и частные лица. Сегодня как никогда востребованы грузоперевозки от склада до магазина, а также заказ машин для квартирного или офисного переезда.
— Так как наш город — промышленный, то и доля межгородских перевозок очень высокая, — продолжает наш собеседник. — Именно поэтому в Рязани много экспедиторских и транспортных компаний, причем далеко не все их головные офисы находятся в нашем городе. Большая часть компаний, занимающихся грузоперевозками, — экспедиторские. У них нет на балансе своего транспорта, и они привлекают собственников машин — как ИП, так и организации. В Рязанской области насчитывается 7-8 транспортных предприятий. Они остались еще с Советского Союза, разве что правопреемники сменили форму собственности.

В чем плюсы экспедиторских компаний перед транспортными?
— Они не связаны системой налогообложения для владельцев автомобилей, — поясняет Андрей Морозов. — Частный перевозчик, как правило, не рассматривается предприятием как партнер, поэтому ИП приходится сотрудничать с экспедитором. Как своего рода брокер тот формирует «предложения» в одном месте и потом распределяет их по разным задачам. Если российская система налогообложения станет щадящей (а сейчас ходят разговоры о снижении НДС), то тогда предприятия вообще перестанут работать с частными лицами.

Поступательно
В последние годы рынок автомобильных грузоперевозок развивается все активнее за счет высокой востребованности этих услуг как у коммерческих предприятий, так и у частных лиц. Появляется большое число новых транспортных компаний, предпочитающих работать в этой сфере, даже несмотря на то, что финансовая планка вступления на рынок грузоперевозок довольно высока. Острая конкурентная борьба, которая неизбежно возникает между компаниями, не только оставляет на рынке самых успешных, но и способствует расширению диапазона предоставляемых услуг, заставляя выживших выполнять их более качественно.

Притормозив было в период кризиса, перевозчики вновь набирают темп. Первые тенденции к посткризисному восстановлению операторы рынка начали отмечать уже в 2010 году, и с тех пор рост становится все увереннее. Кроме того, в последние пару лет на рынке появилось много новых компаний, начавших результативно работать на посткризисной волне.
— По нашей оценке, обороты игроков рынка автомобильных грузоперевозок растут, значит, он однозначно развивается, несмотря на то, что дорожают ГСМ и продолжается мировой финансовый кризис, — отмечает Андрей Морозов.

Естественно, что без пополнения автомобильного парка новыми, маневренными и скоростными транспортными средствами, оснащенными современными технологиями связи, нельзя достичь высокого качества услуг. Учитывая это, транспортные компании стремятся оптимизировать свой автопарк, чтобы наиболее эффективно выполнять заказы и от частников, и от юридических лиц, организуя перевозки обычных и сборных грузов.
Качество услуг по автомобильным перевозкам подразумевает не только оперативность доставки грузов до места назначения. При транспортировке на большие расстояния клиенты, как правило, хотят быть уверенными в полной сохранности своего товара, поэтому предоставление услуг по экспедированию груза на всем протяжении маршрута следования, а также по его грамотному юридическому оформлению и страхованию является одним из составляющих успеха деятельности любой транспортной компании.

Специфика «дистанционной» услуги привела к тому, что перевозчики стали активно пользоваться возможностями Всемирной сети. Если на нынешнем рынке грузоперевозок появляется заказчик и не знает, как выйти на исполнителя, то в таком случае имеет смысл обратить внимание на специализированные сайты. Изучив их, можно оценить репутацию того или иного перевозчика, которая складывается из отзывов клиентов. По опыту директора ООО «Элит-Транс» Александра Бурцева, клиенты все чаще делают заказ в основном с помощью сайтов или других современных средств коммуникации. Соответственно, для того чтобы работать на местном рынке, исполнителю совершенно необязательно располагаться именно в Рязани.

Финансовое терпение
Главной проблемой рынка Андрей Морозов называет неплатежеспособность заказчика:
— После того как исполнитель сделал свою работу, предприятие часто не торопится отдавать деньги по тем или иным причинам. Не слышал, чтобы судебные тяжбы проходили в нашем регионе, но мне известно, что в соседних областях перевозчики подавали иски на злостных неплательщиков в арбитраж.

С коллегой солидаренАлександр Бурцев:
— Практически каждое предприятие, нуждающееся в перевозке груза, просит увеличения отсрочки платежа. Таким образом, на плечи транспортной компании ложится дополнительная финансовая нагрузка. Если раньше были отсрочки в 7 банковских дней, то сейчас клиенты просят 20-25 дней. Получается, что транспортники кредитуют предприятия.

Ползущая вверх цена дизельного топлива, естественно, влияет на состояние рынка. Но не все игроки склонны сетовать на удорожание солярки.
— Повышение цен на ГСМ не оказывает заметного влияния на рынок, — утверждает Андрей Морозов. — Если сделать калькуляцию на 1 км доставки с учетом недавнего подъема цены на дизтопливо на два рубля, то на участке «Рязань–Москва» выйдет удорожание в 200 рублей. Такую сумму в общей стоимости практически не заметно, и на нее может «подвинуться» как заказчик, так и перевозчик.

Бичом рынка грузоперевозок остается демпинг.
— Цена на ГСМ растет, а тарифы на перевозки не только остались прежними, но даже понизились на 10-15% с приходом перевозчиков из соседних областей, — отмечает Александр Бурцев. — В близлежащих регионах такой потребности в транспорте, как в Рязанской области, нет, поэтому иногородние коллеги ищут новые для себя рынки. Придя к нам, они первым делом начинают снижать тарифы. Как показывает практика, заказчики сейчас идут к тому перевозчику, кто дает наименьшую цену. Мы проанализировали действия трех крупных клиентов, и оказалось, что они не стремятся к постоянству и сотрудничеству с теми, у кого выше качество услуги, а в первую очередь желают экономить средства. Это касается всего рынка: большинство заказчиков смотрят исключительно на цену.

Андрей Морозов считает, что тарифы — не всегда главный критерий для клиента:
— Как правило, перевозчиков не меняют, если качество их работы устраивает. И если предприятию поступает более выгодное по цене предложение от конкурента-подрядчика, то, как правило, следует отказ. Мало кто хочет рисковать, заключая договор с неизвестной дотоле компанией. Ведь между сторонами завязываются дружеские отношения с высоким уровнем доверия, и для заказа представителю клиента достаточно сделать запрос. А вот как будет работать новый подрядчик — неизвестно.

Всё будет
О тенденциях на рынке грузоперевозок достовернее всего говорят цифры.
— В нашей компании прошлые декабрь и январь были намного активнее, чем в нынешнюю зиму, — делится Андрей Морозов. — Первая причина такой ситуации нам хорошо известна — наш основной заказчик приобрел собственный транспорт, а второй фактор — общий для рынка: погода в этом году смилостивилась и была сравнительно теплой. Прошлой же зимой в сильные морозы почти вся техника встала, поэтому машины ценились на вес золота, и клиенты были готовы платить любые деньги за перевозку. А вот с импортом (завоз оборудования и сырья) ситуация обратная: этот сегмент рынка заметно вырос по сравнению с 2011 годом. Теперь логично ожидать в марте роста заказов: настанет время развозить из Рязани по стране готовую продукцию.

В целом, эксперты смотрят в будущее с оптимизмом, и для этого есть серьезные основания: к примеру, на рынок приходят новые компании, и всем пока работы хватает. Видимо, для развития и становления необходимо пройти, в частности, через вредную для рынка ценовую конкуренцию, когда игрокам приходится бороться не за качество, а за клиента с его страстным желанием сиюминутной экономии.

Мнение эксперта
Андрей Морозов, директор ООО «АВП Групп»
— На автотранспортном рынке все стремятся приобретать импортную технику. Так, поработав на новой отечественной машине год-два, владелец продает ее и покупает иномарку. Хотя и подержанная, она более выгодна при эксплуатации.

Александр Бурцев, директор ООО «Элит-Транс»
— Перед каждым предприятием стоит главная задача — увеличение производства и, соответственно, рост продаж. По нашим данным, в 2013 году на российском рынке планируется увеличение отгрузок на 10-15%.

Олег Полукаров



Метки: грузоперевозки, транспорт


Поиск

11:10
В Рязани за 5,5 миллиона рублей разработают проект для ремонта здания минздрава

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

11:39
Рязанская область заняла 23-е место в рейтинге регионов по платёжной дисциплине бизнеса

11:25
Большинство рязанцев поддерживают запрет на рекламные звонки

10:59
В Рыбновском районе выпал град

10:50
На трёх улицах Рязани отключили холодную воду

10:34
Погибшую от заморозков клумбу на площади Победы в Рязани высадят заново

10:20
Рязанские бегуны отличились на российских состязаниях по кроссу

09:59
Жительница Солотчи предупредила о разбросанных на тропинках капсулах

09:47
Клумба на площади Победы в Рязани погибла от заморозков

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31