Подробности

Инвестиции

Корпорация развития

28.03.2013

Александр Ревякин

Об инвестиционной и бюджетной политике, госдолге, особой экономической зоне, инфраструктурных проектах и проблемах ЖКХ рассказывает первый заместитель председателя правительства Рязанской области Александр Ревякин.

Бизнес-план
— Александр Вячеславович, любое предприятие эффективно развивается при наличии бизнес-плана. Можете ли вы в нескольких словах описать некий бизнес-план развития Рязанской области, донести логику экономической политики нынешней команды управленцев региона?

— Основные направления развития Рязанской области определены в утверждённой Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года и Комплексной программе социально-экономического развития Рязанской области на период 2013-2017 годов. Реализации данных программных документов подчинена деятельность всей команды правительства Рязанской области. Не секрет, что ключевым направлением региональной экономической политики являются инвестиции. При этом наша цель — создать условия для эффективных вложений в экономику региона.

— Что подразумевается под эффективными вложениями?
— Это такие инвестиционные вложения, которые позволяют инвестору получить экономическую выгоду, а нам — обеспечить рост доходной части бюджета, которая поможет решать задачи социального характера и дальнейшего наращивания экономического потенциала. Основными условиями проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики являются: доступная информационная среда инвестиционной деятельности, включая данные об объектах инвестирования, перспективных территориях, условиях ведения бизнеса; чётко прописанная процедура получения государственной поддержки инвестиционной деятельности в различных формах и размерах, не уступающих лучшим российским практикам; наличие современной инвестиционной инфраструктуры, то есть организованные при нашем непосредственном участии новые площадки, обеспеченные необходимыми коммуникациями; функционирование региональных финансовых и нефинансовых институтов развития в увязке с аналогичными институтами федерального уровня. Всё это мы стремимся обеспечивать и постоянно развивать.

— На ваш взгляд, получается?
— Мы стараемся. Не надо забывать, что мир и жизнь вокруг на месте не стоят. За последние пять лет чего только не было — и кризис, и рецессии, и пожары, и паводки, нефть то дешевеет, то дорожает, корректируется политический курс... Поэтому любой план — далеко не догма.

Особая зона
— Какова ситуация с продвижением одного из важнейших экономических проектов Рязанской области — особой экономической зоны в Пронском районе?

— На данный момент в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего порядок функционирования особых экономических зон, правительством Рязанской области вновь поданы документы по проекту в Минэкономразвития России. Сейчас проходит процедура их согласования. Сразу скажу, что средства областного бюджета в инфраструктурное развитие этой территории пока не вкладывались. Вместе с тем, один из инвесторов уже построил новое предприятие вблизи особой зоны, не дождавшись официального решения федерального правительства. Продолжаются переговоры с потенциальными резидентами, и мы видим с их стороны реальную заинтересованность. В 2013 году рассчитываем получить статус особой экономической зоны, что позволит наконец инвесторам и управляющей компании выйти на строительную площадку.

— Если не секрет, откуда инвесторы?
— Эта зона хороша для крупного игрока, желательно азиатского, у которого много денег и которому надо куда-то двигаться. Понимаете, привлечь в Пронский район европейское предприятие достаточно сложно, особенно при наличии раскрученных площадок в других регионах. Мы уже прошли определённый путь по привлечению китайских инвесторов, но со временем столкнулись с рядом объективных сложностей, так что пришлось притормозить.

— Почему?
— Со стороны потенциального инвестора всё двигалось очень медленно, к тому же сейчас в Китае смена высшего руководства, так что там всё замерло. Возможно, мы к этой теме ещё вернёмся, всё, как говорится, не зря: будем двигаться дальше, ведь опыт есть, пришло понимание, как работать с площадками.

— И всё-таки, почему под будущую особую экономическую зону был выбран именно Пронский район? Из-за того, что там есть Рязанская ГРЭС и, соответственно, энергоизбыточность?
— Не только. Ещё из-за земли. Такой массив государственной земли (300 гектаров) не так-то легко найти. Имеется в виду, чтобы земля была в промышленной жилой застройке, с коммуникациями и энергией. Ведь у нас уже всё, что расположено близко к населённым пунктам, железным дорогам и так далее, давно имеет своих собственников.

Инвестиционный бум
— Не так давно промелькнула неофициальная информация о возможном строительстве в Рязанской области автомобильного завода. Так ли это и кто инвестор?

— Это не так. Отрасль автомобилестроения, как известно, задействует не только машиностроительный сегмент, но и компании электротехнической, металлургической, химической, электронной, лёгкой и других отраслей промышленности. Да, мы периодически ведём переговоры с ведущими мировыми производителями автотранспортной техники для размещения их производств на наших площадках, но говорить о каком-то конкретном автомобильном концерне, готовом завтра к нам прийти и начать строиться, считаю преждевременным.

— Тогда можете рассказать о том, что уже случилось? Какие инвестиционные предложения находятся в стадии реализации?
— Назову проекты, по которым мы рассчитываем на ввод производственных мощностей уже в 2013 году. В Восточном промузле Рязани должна начать работать новая линия по производству двухслойной мягкой кровельной битумной черепицы «Шинглас», не имеющая аналогов на российском рынке и рынке стран СНГ. В Пронском районе открывается завод по производству изделий из ячеистого бетона «ЭКО-Золопродукт Рязань», одним из основных сырьевых элементов которого будут являться золошлаковые материалы Рязанской ГРЭС. В Рыбновском районе начнёт работу завод высокопрочного крепежа «Бервел» по уникальной немецкой технологии. В Рязанском районе ожидается пуск первой очереди фармацевтического комплекса «Форт» по производству лекарственных средств на основе био- и нанотехнологий. В Скопинском районе уже почти готова к запуску молочно-товарная ферма на 1200 голов дойного стада фирмы «Скопинская нива». В Старожиловском районе планируется к запуску комплекс компании «РУДО-ИндоСтар» по производству мяса индейки.

— А туристическое направление?
— Разумеется. На принципах государственно-частного партнёрства продолжается реализация проекта формирования туристско-рекреационного кластера на территории Рязанского, Рыбновского районов и областного центра. Кстати, удалось привлечь федеральное финансирование для решения вопросов, связанных с инфраструктурным развитием перспективных туристических площадок. Первый объект комплекса «Окская жемчужина» — аквапарк «Горки» — как известно, уже введён в строй. Так что взаимовыгодное партнёрство между государством и бизнесом возможно, и это работает. Буквально на днях подписаны ещё два соглашения с частными партнёрами о строительстве в рамках реализации данного проекта туристического комплекса «Рыбацкая деревня» в Рязанском районе и объектов туристской инфраструктуры въездной зоны музея-заповедника Есенина в Константиново.

Продолжая тему кластерного развития Рязанской области, следует сказать о новом проекте в цементном кластере в Михайловском районе. В ближайшее время состоится Совет по инвестициям Рязанской области, который будет рассматривать инициативу холдинга «Евроцемент груп» о создании нового производственного комплекса с заявленным объёмом инвестиций на уровне 16,5 миллиарда рублей. Также в целях освоения площадки промышленно-инновационного парка «Варские» ведём переговоры с рядом восточно-азиатских и российских IТ-компаний. Рассчитываем на масштабный проект строительства тепличного хозяйства в Рыбновском районе. Инвестиции порядка 5 миллиардов рублей позволят создать 500-600 новых рабочих мест. И я ещё не всё перечислил. Сегодня в инвестиционном портфеле регионального правительства имеются проекты во всех сферах экономической деятельности, и каждый из них — крупный или не совсем — мы позиционируем как перспективный, потому что это увеличение налогооблагаемой базы региона и муниципалитетов и всегда новые, как правило, более высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места.

Светлое будущее
— В конце прошлого года правительством Рязанской области был разработан, представлен в областную Думу и благополучно принят трёхлетний бюджет региона. Помимо увеличения доходной базы, документом планируется и значительное сокращение расходных обязательств даже по сравнению с текущим годом. Насколько это вообще возможно? Не кажется ли вам столь оптимистичное планирование изначальной ошибкой?
— Почему ошибкой? Сокращение дефицита возможно, для этого должны запланированными темпами расти доходы и не расти расходы. Вот и всё. Ну и потом, бюджетная политика формируется региональным правительством с учётом Указов президента России, решений правительства Российской Федерации и процессов, происходящих в экономике и социальной сфере области. Трёхлетний бюджет разработан и принят на основе показателей умеренно-оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Рязанской области на 2013-2015 годы. Он отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации, а также повышение эффективности расходов бюджета. Социальная нагрузка на региональную казну ежегодно возрастает. И расходы на социальные законы и первоочередные социально значимые мероприятия предусмотрены в областном бюджете в необходимом объёме.

— Какие это расходы?
— На обеспечение принятых решений президента России по поэтапному повышению заработной платы работникам социально-культурной сферы, на что дополнительно предусмотрено около 1,2 миллиарда рублей. Это расходы на социальную поддержку наименее защищенных слоёв населения области: детей-сирот, многодетных и молодых семьей, ветеранов и инвалидов, молодых специалистов и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — порядка 8 миллиардов рублей. Кстати, в связи с изменениями, внесёнными в законодательство, расширены права детей-сирот на обеспечение жильём, что повлекло увеличение расходов областного бюджета в 2,5 раза к 2012 году. На продолжение модернизации здравоохранения и образования предусмотрен 651 миллион рублей. На реализацию целевых программ в части строительства, реконструкции и ремонта дошкольных учреждений и других социальных объектов — более 1,1 миллиарда рублей. На формирование Дорожного фонда Рязанской области на 2013 год всего предусмотрено 5,2 миллиарда, из них средства областного бюджета составят3,4 миллиарда рублей, в связи с этим увеличиваются расходы средств областного бюджета на строительство и реконструкцию дорог.

А то, о чём вы говорите, — уменьшение расходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом — обусловлено исключительно снижением объёма межбюджетных трансфертов. При этом следует иметь в виду, что по сложившейся практике основной объём средств, поступающих из федерального бюджета, распределяется федеральными органами исполнительной власти в течение финансового года, в связи с чем их объём к концу года значительно увеличивается по сравнению с первоначально утверждённым бюджетом. Например, на начало 2012 года объём федеральных средств в областном бюджете составлял 5,8 миллиарда рублей, фактически же в течение года поступило 13,8 миллиарда. А в этом году из федерального бюджета поступило уже на миллиард больше, чем предусмотрено параметрами утверждённого бюджета. Что касается планового периода, то как в 2014-м, так и в 2015 году в утверждённом бюджете предусматривается рост расходов по сравнению с предыдущим периодом. Снижение дефицитности областного бюджета в 2014-2015 годах вплоть до его бездефицитности положительно повлияет на стабилизацию государственного долга области, который в 2015 году не должен превысить 66% к собственным доходам.

— Насчёт долга. Оппозиционные политические силы уже давно твердят о сильной закредитованности бюджета Рязанской области, при этом государственный долг региона продолжает расти. Основной ваш аргумент, что это продиктовано необходимостью привлечения федеральных средств для строительства социальных объектов, вполне разумен. Социальные объекты нужны, но включаются ли эти средства в то, что может принести экономический эффект: в подготовку территорий под инвестиционные площадки, например?
— По закону, долговой предел ограничен — ежегодно мы можем устанавливать дефицит не более 15% от собственных доходов. Объём долга не может быть больше собственных доходов — мы никогда это значение не превышали и не будем. Но сокращать долги и их обслуживание можно. Ведь минус долга — в процентной ставке, то есть её обслуживании, а сам по себе долг не тяготит, его можно держать сколь угодно долго. Проценты мы снижаем, ставки падают, мы заменяем займы на более дешёвые, замещали через ценные бумаги, которые ещё дешевле кредитов, привлекли много бюджетных кредитов, заменяя ими кредиты коммерческих банков. Но не привлекать заёмные средства невозможно, поскольку они помогают реализовывать инфраструктурные проекты, двигаться вперёд и развиваться.

— То есть заёмные средства не проедаются?
— Не проедаются. Ведь что такое проедаются? В моём понимании проедаются в негативном смысле — это пустить заёмные средства, например, на резкое повышение зарплат, скажем, госслужащих. Или их всех пересадить на дорогие иномарки. Мы же вкладываемся в инфраструктуру. В 2012 году ввели 22 объекта социально-культурной сферы — физкультурно-спортивный комплекс с искусственным льдом в Сасово, стадион в посёлке Лесной Шиловского района, школу в Кальном, реконструировали школу в Скопине, детские сады в районах области, роддом в Касимове, терапевтический корпус в Пронске, родильное отделение в Шиловской районной больнице, клуб со спортивным залом в Новобокино Сараевского района и многое другое. Продолжили строительство Северного обхода, исполнили целевые программы капитального характера и другие социально значимые мероприятия на условиях софинансирования с федеральным бюджетом — это государственная поддержка агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства и так далее. В рамках целевых программ предусмотрены расходы на улучшение инвестиционного климата региона, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации производств. Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется и через предоставление налоговых льгот, что будет способствовать увеличению доходного потенциала и социально-экономическому развитию.

— Возвращаясь к трёхлетнему бюджету… Три года по нашей быстроменяющейся жизни — это очень долго, и бюджет всё равно будет корректироваться. Какой тогда в нём смысл?
— Это дисциплинирует и устанавливает определённые рамки. Проще говоря, бюджект нельзя уже спонтанно набить безумными вещами, которые никак не ложатся в запланированное.

Самоуправление
— Одна из самых сложных сфер — жилищно-коммунальное хозяйство — находится в вашей управленческой ветке. В чём, с вашей точки зрения, основная проблема этой отрасли, её корень зла?

— ЖКХ — это зло?! Что уж вы так… Сфера ЖКХ — один из крупнейших работодателей в стране. Получается те, кто там работают, сами же себе сознательно делают плохо? Вот скажите, какие у вас претензии к ЖКХ? Воды нет, тепла, ещё чего-то?

— Если в целом, то это низкое качество при растущих тарифах. А так, иногда и тепла нет, и воды, и цвета вода бывает не того, и в подъезде грязно, и во дворе грязно, и много чего ещё…
— Согласен, сфера ЖКХ — непростая и живая тема, с которой каждый человек сталкивается каждый день, мы все, по сути, в ней живём. Вот как, например, в Европе заведено… Там тоже есть товарищества собственников жилья (общины, коммуны, кондоминиумы и так далее), вступая в которые граждане соглашаются со сводом установленных правил. К примеру, сарай некрасивый поставил — штраф от общины, забор не в тот цвет покрасил — штраф, за собакой своей не убрал при выгуле — плати. Получается, кроме кнута нет действенных методов контроля и самоконтроля в данной сфере. Когда какая-нибудь наша управляющая компания берёт на обслуживание жилой фонд, в договоре перечислено всё, что она обязана выполнять — сколько санитарных очисток мест общего пользования делать, сколько раз в год проводить осмотр электроприборов, проверять лифт, мыть подъезд и так далее…

— В некоторых образцовых подъездах, кстати, есть старые добрые графики уборки лестницы самими же жильцами.
— А вот это, кстати, неправильно. Вы знаете, что в тарифе посчитан и сидит внутри даже расход воды на влажную уборку подъезда? Всё на самом деле прописано, нужно, чтобы выполнялось. Самые действенные механизмы известны, и ничего тут не придумаешь — это общественный контроль и неотвратимость наказания. Поймите, сегодня просто так оштрафовать никого нельзя — надо идти в суд, а суд — это уже серьёзный барьер, хотя бы потому что долго. Да и контролирующих органов не напасёшься, чтобы проверять каждое действие управляющей компании. Думаю, что рано или поздно правила игры будут чёткими и понятным, к ним привыкнут и коммунальные работники, и жильцы. Этот процесс уже идёт, может, не так резво, как хотелось бы, но идёт. Сейчас в ЖКХ людей больше всего раздражает грязь в подъездах, в местах общего пользования, неухоженная территория, не вывозящийся и не чистящийся снег, — а это всё работа управляющих компаний.

— Александр Вячеславович, вы работаете в Рязанской области уже пять лет. Как вам кажется, вы хоть немного «обрязанились»?
— Конечно, и не немного. На самом деле, для всех сюжетов и тем, которыми я занимаюсь, пять лет — это вообще не срок. К сожалению.

Игорь Нестеров


Метки: Александр Ревякин, правительство Рязанской области, инвестиции, ЖКХ


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30