Подробности

Молодость

Не в тренде?

17.04.2013

Автор фото: Сергей Ларин.

В спорах о модернизации образования — вреден или не вреден ЕГЭ, один должен быть учебник истории или несколько, объединять русский язык с литературой или не объединять, и т.д. — ничего не слышно о школьном предмете, который старшее поколение помнит как «труд».

Зато везде и всюду кричат о нехватке технических и рабочих кадров. Была эта проблема и раньше. И именно ее в первую очередь пытались сдвинуть с места, развивая профориентационную работу, пытаясь еще в школе увлечь детей процессом труда. С учителей за это дело здорово спрашивали. Были и перехлесты. Помнится, директор сельской школы рассказывала, как в районном отделе образования с нее «снимали стружку» за то, что в профтехучилище из ее школы поступило учеников меньше, чем в институты. На что директор, оправдываясь, сказала: «Я же не виновата, что они у меня такие головастые». Разве мог тогда кто-либо представить себе, что придет время, когда выпускники школ почти поголовно ринутся в вузы, и очень часто не по причине «головастости».
Так что же теперь «труды»?

Ребенок за станком
Теперь эти уроки именуют «Технология». В начале 90-х годов, когда все советское стали рушить, уроки труда энтузиасты уберегли, назвали «по-научному», хотя в принципе все осталось прежним. Мальчики, например, как и ранее, изучают деревообработку, металлообработку, электротехнические работы. В последние годы ко всему этому добавили заключительную часть — выполнение творческого проекта, который должен показать: чему ребенок научился.

Наглядное представление обо всем этом можно получить в рязанской школе №63. Здесь работает опытный директор Галина Анатольевна Акинина, которая стремится сохранить все добрые, в том числе и трудовые, школьные традиции. И здесь же — замечательный учитель технологии, отличник просвещения Николай Васильевич Пашкин. Тридцать лет назад он пришел в эту школу с радиозавода, где был инженером. Пришел сначала как совместитель, а потом решил полностью заняться преподавательской деятельностью, закончил Коломенский пединститут. Учитель считает, что у него идеальные условия: просторные и светлые мастерские, наличие современного оборудования и учебников, достаточное количество рабочего материала. Технологией Н.В. Пашкин занимается с детьми средней школьной ступени, с 5-го по 8 классы включительно, а также со старшеклассниками. Для занятий отводится два часа в неделю.

Учитель показал мне два творческих проекта средней ступени под названием «Стул» и «Табуретка». Сами изделия их создатели забрали домой, а в школе в папках с файлами осталось описание технологического процесса, правил техники безопасности при производимой работе — словом, вся теория. «В старших классах ребята у меня делают вещи посолиднее, — рассказывает педагог. — Например, четверо ребят смастерили из своего материала кухонный уголок. Продали его потом тысяч за десять».

Сделал — продал… На нынешнем этапе жизни нашего общества это вроде бы самое главное. Но в школе №63 уроки технологии ценят, прежде всего, как серьезный фактор здоровьесбережения — и физического, и духовного. В рассказе Н.В. Пашкина промелькнуло: «Мы воспитываем мужчин», а это залог многих важных вещей. Юноша, имеющий качества мастерового человека, везде может оказаться кстати: и когда в армию придет служить, и когда на работу устроится - даже в офисе. А уж как нужны будут его умелые руки в семье! Используя нынешнюю терминологию, можно сказать: он везде будет успешным, потому что — уважаемым.

Ну как, например, преподавательнице технологии для девочек Валентине Гавриловне Подкидышевой не уважать того же Николая Васильевича и его мальчишек, если они такое доброе дело для нее свершили! Дело в том, что в школу попал по случаю игрушечный ткацкий станок из Литвы. Игрушка, по сути, безделушка, не больше. Но школьные мужчины-умельцы станочек скопировали и усовершенствовали так, что он превратился в настоящий, всамделишный, хоть и остался маленьким. Программа, по которой занимается с учащимися Валентина Гавриловна, называется «Художественная обработка ткани». Девочки под ее руководством творят настоящие рукотворные чудеса: вышивают, вяжут, занимаются лоскутной пластикой… Но все это можно увидеть и в других школах, а вот ручное ковровое и ручное узорное ткачество — такого, пожалуй, нигде, кроме 63-й школы, нет.

Валентина Гавриловна, преподаватель высшей категории, также работает здесь давно. Я спросила ее: «Как чувствуют себя на уроках технологии те девочки, которые не способны к рукоделию?» — «Таких не бывает», — убежденно ответила учительница. Но есть — необыкновенно способные. Уже почти лет двадцать хранит Валентина Гавриловна салфетку «Нежность», которую смастерила Аня Новикова: края салфетки отделаны коклюшным кружевом, а бледно-розовый узор выполнен так мастерски, что не отличишь, где лицо, а где изнанка. Аня поступила в технологический институт, стала инженером, но это было уже давно. Иногда нынешние девочки проявляют явный интерес к швейному делу. Но такие случаи редки. Возможность шить для себя — это еще как-то «греет». А вот чтобы жизнь посвятить швейному делу — сие не манит совсем. А ведь в городе так нужны кадры швейников!

Вот и Николай Васильевич видит среди своих питомцев не так уж много ребят, которые с горящими глазами толковали бы, скажем, о «радике» или «политехе». Про рабочие специальности и говорить не приходится. Почему не модны сейчас инженерные, строительные специальности? Да хотя бы потому, что поступить на них сложно, учиться трудно. Иное дело экономические, юридические факультеты частных вузов, где подготовка дается куда легче, потому что за плату. Устроиться с такой «подготовкой» в жизни будет трудно, но молодежь это до поры до времени не волнует.

Необязательный урок
Такие настроения присущи значительной части молодых людей. В обществе, сформировавшемся в постсоветское время, труд, работа вообще не в особом почете. Как быть? Отдельным школам, какие бы хорошие учителя в них не работали, с этой проблемой не справиться. А вот система образования в целом — сила очень мощная, на которую может положиться набирающая силы Россия. «Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе», — так считает выступавший недавно в Рязани профессор Московского педагогического государственного университета Юрий Хотунцев — энтузиаст и защитник трудового обучения детей.

А что, есть кто-то против? Наверное, причем на самом верху. Подозревать в этом самое высокое образовательное начальство приходится, вчитываясь в федеральный учебный план, где, например, сказано: «Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностями региона»… То есть при том, что потребности всех регионов почти одинаковые — везде криком кричат, что не хватает рабочих, технических кадров, школы могут обучать технологии «по возможностям». А возможности эти все сужаются. Например, в соответствии с новыми учебными стандартами, введенными в начальной школе, в первом классе вместо двух уроков технологии (малыши тоже мастерят что-то, скажем, из бумаги) остался один. На средней школьной ступени в восьмом классе по федеральному плану также предусмотрен в неделю только один урок технологии, за который, конечно же, ничего серьезного не сделаешь. И лишь благодаря изысканным возможностям в 63-й школе таких уроков два. От «технологии» можно отщипнуть на информатику, на предпрофильную подготовку, еще на что-то. Ходят слухи, что к 2015 году этот предмет вообще исчезнет из школьного расписания. Да он уже во многих школах исчез. Поспособствовало этому одно очевидное обстоятельство: не идет никто на должность преподавателя «Технологии». Один мой давний знакомый, из поколения Н.В. Пашкина, ушел два года назад из своей школы, где проработал много лет. И вскоре его мастерскую переоборудовали под другие занятия. Директору и хотелось сохранить «Технологию», но преподавателя она так для нее и не нашла. И тут мы видим, что «труд» не в почете.

Может быть, действительно, кому это нужно сегодня: строгать-сверлить? Но в мире иначе рассуждают. Самым лучшим сегодня считается финское образование, и почетное место в нем среди прочих предметов занимает, скажем, столярное дело. Двенадцатилетний мальчик здесь может смастерить не только деревянный ковшик для сауны, но и выдолбить из полена, например, управляемый катер.

Финская школа вообще максимально приближена к жизни. На занятиях математики дети подсчитывают расход воды и электричества, на уроках литературы работают не только с литературными текстами, но и с деловыми бумагами: инструкциями, объявлениями, рекламой.

Последнее, я думаю, нам перенимать не стоит. Русская литература настолько богата и ценна, что дети должны постигнуть ее как можно полнее. Она учит уважать и любить труд, который, как писал Валерий Брюсов, всегда был у нашего народа «торжествующей святыней». Выходит — сейчас эта святыня, как говорится, не в тренде?..

Татьяна Банникова



Метки: образование


Поиск

16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

18:50
В Рязани произошло массовое ДТП

18:19
Рязанцы простились с погибшим в ходе СВО жителем Ермишинского района

18:12
Рязанским школьникам рассказали о способах трудоустройства

17:35
Работающие рязанцы больше доверяют коллегам, а рязанки — работодателю

17:16
На Окском шоссе в Рязани временно закроют движение транспорта

16:34
Депутаты Рязоблдумы высадили в Верхнем городском саду кленовую аллею

16:19
В полиции прокомментировали скопление автомашин ДПС под Рязанью

15:48
Касимовские следователи просят помочь отыскать пропавшего мужчину

15:27
В Сасовском районе пьяный мужчина угрожал зарезать жену ножницами

15:15
Рязанский производитель стройматериалов присоединился к нацпроекту «Производительность труда»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31