Подробности

Город

Электронный проезд: трудности перехода

12.06.2013

После длительной подготовки в рязанских автобусах и троллейбусах была внедрена электронная система оплаты проезда.

С 1 января 2013 года муниципальный общественный транспорт в областном центре перешел на новый уровень работы. После длительной подготовки в рязанских автобусах и троллейбусах была внедрена электронная система оплаты проезда. Первыми электронный проездной билет получили льготные категории граждан — пенсионеры, студенты, школьники. Но спустя почти полгода городской транспорт ждут дополнительные новшества.

Первый блин
Вкратце напомним основные нововведения. В январе кондукторы общественного транспорта были оснащены специальными терминалами, которые считывали информацию с электронной карты. В течение трех месяцев — января, февраля и марта — отлаживалось оборудование. Сначала новые проездные получили школьники и студенты. Первого февраля эти проездные должны были пройти активацию. Но и на самом начальном этапе не обошлось без сбоев. Как известно, первый блин всегда комом. Организация, поставившая оборудование в муниципалитет, в ночь с 31 января на 1 февраля без предупреждения внесла изменения в программу учета проезда, и предъявляемые в феврале проездные автоматически активировались на март. В результате школьникам и студентам пришлось по старинке платить монетами, имея на руках проездной. В начале февраля в администрацию поступало много обращений по поводу того, что проездные не работают. К счастью, это недоразумение удалось оперативно устранить.

Новая система приживалась, надо сказать, со скрипом. Да и сегодня пока рано говорить о том, что все трудности позади. В частности, не льготные категории граждан продолжают расплачиваться наличными. Основные неудобства испытывают кондукторы. К концу рабочей смены сумки становятся очень тяжелыми от мелких монет, а терминалы, которые они носят, тоже добавляют веса.

Возникает логичный вопрос: зачем все это нужно? Замысел городской администрации таков: учет количества поездок, совершаемых льготными категориями пассажиров, с целью контроля за выделением городских и областных бюджетных компенсаций муниципальным транспортным предприятиям. На сегодняшний день транспортные карты в Рязани уже получили около 50 000 льготников. Весь муниципальный транспорт и точки продажи проездных билетов оснащены специальными терминалами.

Прощание с бумагой
Для того чтобы данные системы были достоверными, необходимо полностью отказаться от бумажных проездных билетов старого образца, которые пока действуют. Однако уже в самое ближайшее время это произойдет, и проехать в муниципальном транспорте без того, чтобы предъявить карту при каждой поездке, а также при покупке проездного билета на месяц, будет невозможно. 



Между тем, как признаются представители транспортного цеха и сами авторы электронной системы оплаты проезда, далеко не все горожане поддерживают эту идею. Нередко – из-за предрассудков. Ну не хотят рязанские пенсионеры быть посчитанными еще и в автобусах-троллейбусах!

Кстати, полученная однажды пластиковая карта рассчитана на постоянное использование. Когда месяц заканчивается, там, где продают проездные билеты, происходит активация карты на следующий период. То есть, отстояв в очереди за проездным, льготник должен дать кассиру деньги и карту, кассир зачислит на нее определенную сумму и вернет.

Понятно, что при длительном использовании карту нетрудно потерять. На этот случай разработана схема по актуализации льготных прав. На каждом проездном билете указан номер мобильного телефона центра помощи.

Кроме того, очень важно, чтобы рязанцы, получившие пластиковый билет, сохраняли чек о приобретении проездного. Если пластиковая карточка сломается или потеряется, чек позволит восстановить проездной. Карта выдается во всех точках продажи проездных билетов. Кроме денег, с собой нужно иметь документы, подтверждающие личность и право на льготную оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте. Немаловажно и то, что карта является персональной. При выдаче карты на нее наносится фамилия, имя и личная подпись держателя. Получить ее бесплатно можно только один раз; при ее повторном получении, в случае утери, придется заплатить стоимость изготовления – 90 руб. Карта действительна 5 лет.

Как она работает? Для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте необходимо предъявить кондуктору карту и документы, подтверждающие право на льготу. Если проездной по карте оплачен и карта действует, терминал кондуктора известит об этом коротким звуковым сигналом. Если проездной по карте не оплачен и карта не действует, терминал кондуктора подаст многократный звуковой сигнал.

Администрация предупреждает: при возникновении вопросов льготный пассажир всегда сможет обратиться на сайт и в информационно-справочный центр (данные указаны на оборотной стороне карты), в УРТ и АК 1310.

Пожелания пассажиров
Согласитесь, каких-либо преимуществ для владельцев карты пока не видно. А какие преференции получил город в результате внедрения электронной системы? Очевидно, что говорить об этом рано. И с этой стороны пока больше проблем, чем выгод.

Однако данная система используется и в других российских городах — в Самаре, Набережных Челнах, Липецке, Москве, Красноярске. В некоторых регионах — не первый год. Но пока никто не хвастается тем, что благодаря их внедрению удалось существенно изменить систему общественного транспорта, сделать ее более эффективной, улучшить логистику и т. д. Анализируя публичные выступления чиновников регионов-первопроходцев, становится очевидно, что главная идея электронной оплаты проезда — это не учет, а предоставление пассажирам дополнительных удобств. Как правило, электронный проездной позволяет экономить на оплате за проезд при частых поездках. Но все равно, пополнить его практически везде, где действует данная система, можно в строго определенных местах. А это, согласитесь, не слишком удобно.

Какой могла бы быть оптимальная система электронной оплаты проезда с точки зрения потребителя? Об этом мы побеседовали с рязанцами, ожидающими свой транспорт на остановках города.

Если обобщить полученные ответы, то это могло бы выглядеть следующим образом. Действительно, пластиковые карты получили весьма широкое распространение, как говорится, «в джинсы оделись уже самые отсталые слои населения». Поэтому ничего особенного в их использовании и на транспорте не было бы. Но только в том случае, если пополнить карту можно было бы самостоятельно, в любое время и в любом месте. То есть по такому же принципу, как мы оплачиваем сотовую связь.

А еще лучше, по мнению горожан, было бы использовать для оплаты проезда уже имеющуюся на руках банковскую зарплатную или пенсионную карту. Но, конечно, этим желаниям рязанцев пока не суждено сбыться. Надо полагать, что обеспечение инфраструктуры, закупка оборудования, программных продуктов станет в копеечку. А кто будет платить за этот банкет, вопрос открытый.

И в заключение хочется напомнить о тех благостных, но далеких временах, когда совесть пассажира была лучшим контролером, а стоимость проезда равнялась пяти копейкам в автобусе и четырем в троллейбусе.

Николай Сорокин



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30